15.1
1. Даем определение лингвистическому явлению
экспрессивная лексика — это...
эмоционально-окрашенные слова, которые показывают чувства говорящего.
2. Ищем их в тексте и в ответах на тестовые задания
(3 - средства выразительности; 6 — замена стилистически нейтральным синонимом)
Итак, эмоционально-окрашенные слова - это
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (нежность, близость отношений, фамильярность...)
Высокая или разговорная лексика (=не нейтральная). Например, садани (разгов.), час расплаты (высокая)
Эмоционально-окрашенная лексика (предатель, чучело)
Междометья
Усилительные частицы
Нужно отобрать те, которые показывают «отношение говорящего к высказываемому»
3. Выяснив, какие эмоционально-окрашенные слова у нас есть, формулируем комментарий к цитате, т. е.объясняем ее просто.
«Употребление экспрессивной лексики создает возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому», - писал Д.Э. Розенталь. Действительно,
для того, чтобы понять отношение человека к своим словам, достаточно понаблюдать за их эмоциональной окраской.
Приводим 2 аргумента, подтверждающие наш комментарий
ВО-ПЕРВЫХ, назвать лингвистическое явление,
НАПРИМЕР, процитировать,
указать № предложения,
указать роль в передаче основной мысли текста
1
Во-первых, ребята, осуждающие Димку за предательство, используют разговорные слова и выражения. Например, «облез малость» (предложение 9), «садани» (предложение 15). Так они показывают презрительное отношение к мальчику.
Во-вторых, Железная Кнопка использует эмоционально-окрашенные слова высокого стиля. Например, «истинное лицо» (предложение 13), «час расплаты» (предложение 20). Очевидно, она очень серьезно относится к своей роли борца за справедливость.
Назвать лингвистическое явление, процитировать,
указать № предложения,
указать роль в передаче основной мысли
текста
2
Формулируем вывод, учитывая основную мысль: что из этого следует? Корректируем тезис и аргументы при необходимости
Следовательно, с помощью экспрессивной лексики автор текста показывает нам ожесточенность ребят, решивших наказать предателя...
Чего не хватает в этом сочинении?
… и уверенность Ленки в том, что «никогда никого» нельзя «травить».
Чего не хватает теперь?
Добавляем к аргументу 2. Ленка, отстаивая свои принципы, тоже использует высокую лексику: «Я была на костре».
Проверяем текст. Вводные слова можно не использовать в чистовике, но в черновике они помогут сохранить построение сочинения1. Тезис «цитата». ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, комментарий)2. Доказан 2 примерамиВО-ПЕРВЫХ, … . НАПРИМЕР, …ВО-ВТОРЫХ, … . НАПРИМЕР, ...3. Сделан выводСЛЕДОВАТЕЛЬНО, ...
«Употребление экспрессивной лексики создает возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому», - писал Д.Э. Розенталь. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, для того, чтобы понять отношение человека к своим словам, достаточно понаблюдать за их эмоциональной окраской.
ВО-ПЕРВЫХ, ребята, осуждающие Димку за предательство, используют разговорные слова и выражения. НАПРИМЕР, «облез малость» (предложение 9), «садани» (предложение 15). Так они показывают презрительное отношение к мальчику.
ВО-ВТОРЫХ, Железная Кнопка использует эмоционально-окрашенные слова высокого стиля. НАПРИМЕР, «истинное лицо» (предложение 13), «час расплаты» (предложение 20). Очевидно, она очень серьезно относится к своей роли борца за справедливость. Ленка, отстаивая свои принципы, тоже использует торжественную лексику: «Я была на костре».
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, с помощью экспрессивной лексики автор текста показывает нам ожесточенность ребят, решивших наказать предателя и уверенность Ленки в том, что «никогда никого» нельзя «травить».
«- Я была на костре, - ответила Ленка. - И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять... И никогда никого не буду травить. Хоть убейте.» Смысл финала текста в том, что девочка, которую «травили» ее одноклассники не хочет, чтобы так же относились к кому-то другому, даже если он поступил плохо.
Ребята, узнав о предательстве, отнеслись к Димке с презрением (предложения 9, 15). Железная кнопка «была в восторге» от того, что справедливость восторжествует (предложения 17 — 25).
И только Ленка Бессольцева была против бойкота (предложение 38), потому что хорошо помнила, как «травили» ее.
Сознание собственной правоты не должно мешать с пониманием относиться к людям, даже если они совершают ошибки.
Что такое дружба?
Мне кажется, в дружбе важнее всего умение понимать и прощать.
Яркий пример этого мы видим в тексте детского писателя В.К.Железникова. Девочка, которую «травили» одноклассники, защищает предателя, потому что понимает, как ему тяжело. Она уверена, что «никогда и никого не будет травить».
В школе часто бывают такие ситуации. Ребята, не принятые коллективом по какой-то причине, оказываются в одиночестве, их дразнят, обижают. Но по мере взросления все понимают, что люди вокруг разные, ошибки совершают все, к этому можно относиться с пониманием.
Верными друзьями оказываются те люди, которые не судят сгоряча, а пытаются встать на место другого.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.