Практикум по подготовке к написанию сочинения- рассуждения на ОГЭ (15.3)
Оценка 4.8
Презентации учебные
ppt
русский язык
9 кл
04.02.2019
Данная презентация поможет учителю русского языка в подготовку учеников девятого класса к ОГЭ. В презентации подробно описано как выполнять задание 15.3. написание сочинения- рассуждения на ОГЭ (15.3). Опыт работы позволяет сделать вывод.что чаще дети на экзамене выбирают именно этот вид сочинения - рассуждения.
презентация подготовка когэ.ppt
Практикум по подготовке к написанию сочинения- рассуждения на ОГЭ (15.3)
Русский язык. 9 класс
Практикум по подготовке к
Практикум по подготовке к
написанию сочинения
написанию сочинения
рассуждения на ОГЭ (15.3)
рассуждения на ОГЭ (15.3)
Учитель русского языка и литературы
МБОУ лицей №3 Вивчарь Кристина Михайловна
Page 1
Практикум по подготовке к написанию сочинения- рассуждения на ОГЭ (15.3)
Цели:
Цели:
расширение и углубление знаний об
изобразительновыразительных средствах
языка;
формирование умений проводить анализ
исходного текста и подбирать материал для
собственного сочинениярассуждения на
заданную тему;
воспитание нравственных качеств
обучающихся.
Page 2
Практикум по подготовке к написанию сочинения- рассуждения на ОГЭ (15.3)
Способы и приемы сжатия
Способы и приемы сжатия
текста (задание С1 в ГИА)
текста (задание С1 в ГИА)
1. Исключение (вводные слова, однородные ЧП,
повторы, цитаты, описания).
2.Обобщение (ряды предложений, связанных одной
мыслью; части СП, парцелляции).
3. Замена (однородные члены обобщающим
словом, сложное предложение простым,
прямую речь косвенной, часть предложения
местоимением и т.д).
Page 3
Практикум по подготовке к написанию сочинения- рассуждения на ОГЭ (15.3)
Задание А3
Задание А3
Проверяет знание изобразительно
выразительных средств русского языка
Соотнесите левую и правую колонки
Page 4
Практикум по подготовке к написанию сочинения- рассуждения на ОГЭ (15.3)
Толкование
1.Средство художественного изображения, основанное на
преуменьшении
2. Скрытое сравнение; вид тропа, в котором отдельные
слова или выражения сближаются по сходству их значений
или по контрасту
3. Вид метонимии, состоящий в перенесении значения
одного предмета на другой по признаку количественного
между ними отношения: часть вместо целого; целое в
значении части и т.д.
4. Образное определение; слово, определяющее предмет и
подчеркивающее его свойства.
5. Стилистический прием контраста, противопоставления
явлений и понятий.
6. Стилистическое средство, позволяющее воссоздать
события и действия, мысли и чувства в процессе, в
развитии, по возрастающей или убывающей значимости
7. Один из тропов, в котором название предмета, человека,
явления заменяется описательным оборотом с указанием
наиболее характерных для него признаков.
Понятие
А. Эпитет
Б. Антитеза
В. Метафора
Г. Градация
Д. Синекдоха
Е. Перифраз(а)
Ж. Литота
Page 5
Практикум по подготовке к написанию сочинения- рассуждения на ОГЭ (15.3)
Толкование
1.Средство художественного изображения, основанное на
преуменьшении
2. Скрытое сравнение; вид тропа, в котором отдельные
слова или выражения сближаются по сходству их значений
или по контрасту
3. Вид метонимии, состоящий в перенесении значения
одного предмета на другой по признаку количественного
между ними отношения: часть вместо целого; целое в
значении части и т.д.
4. Образное определение; слово, определяющее предмет и
подчеркивающее его свойства.
5. Стилистический прием контраста, противопоставления
явлений и понятий.
6. Стилистическое средство, позволяющее воссоздать
события и действия, мысли и чувства в процессе, в
развитии, по возрастающей или убывающей значимости
7. Один из тропов, в котором название предмета, человека,
явления заменяется описательным оборотом с указанием
наиболее характерных для него признаков.
Понятие
Ж. Литота
В. Метафора
Д. Синекдоха
А. Эпитет
Б. Антитеза
Г. Градация
Е. Перифраз(а)
Page 6
Практикум по подготовке к написанию сочинения- рассуждения на ОГЭ (15.3)
Задание А6
Задание А6
1.Замените разговорное (просторечное) слово
стилистически нейтральным синонимом:
а) приваживает б) шлёпаешь в)дурачишься
г) поворотил д) пробурчал
2. Замените разговорный фразеологизм
стилистически нейтральным словом синонимом:
а) уноси ноги б) как свои пять пальцев
3. Замените слово поговорить на стилистически
окрашенное.
Page 7
Практикум по подготовке к написанию сочинения- рассуждения на ОГЭ (15.3)
Практикум по подготовке к написанию сочинения- рассуждения на ОГЭ (15.3)
Задание А7
Задание А7
Замените словосочетание синонимичным:
1. неторопливо повесила на словосочетание с управлением;
2. сказала с возмущением на словосочетание с
примыканием;
3. дар природы синонимичным на словосочетание с
согласованием;
4. картофельное поле на словосочетание с управлением;
5. в деревенском клубе на словосочетание с управлением;
6. горное село на словосочетание с управлением
7. голос отца синонимичным, построенным ом на связи
согласование;
8. яростно хлестали на словосочетание с управлением.
Page 9
Практикум по подготовке к написанию сочинения- рассуждения на ОГЭ (15.3)
Задание А7 (ответы)
Задание А7 (ответы)
1. повесила с неторопливостью
2. возмущённо сказала
3. природный дар
4. поле картофеля
5. клуб в деревне
6. село в горах
7. отцовский голос
8. хлестали с яростью
Page 10
Практикум по подготовке к написанию сочинения- рассуждения на ОГЭ (15.3)
Формулировка задания 15.3
Формулировка задания 15.3
Как Вы понимаете значение слова (понятие).
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами
определение. Напишите сочинениерассуждение на тему:
«(Что такое…)», взяв в качестве тезиса данное Вами
определение.
Аргументируя свой ответ, приведите два примера аргумента,
подтверждающих ваши рассуждения: один примераргумент
приведите из прочитанного текста, а второй из Вашего
жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Page 11
Практикум по подготовке к написанию сочинения- рассуждения на ОГЭ (15.3)
Композиция
Композиция
сочинениярассуждения
сочинениярассуждения
1. Вступление. Тезис.
Формулировка определения и
комментарий к нему.
2. Основная часть. Доказательства.
Два примерааргумента.
3. Заключение. Вывод.
Page 12
Практикум по подготовке к написанию сочинения- рассуждения на ОГЭ (15.3)
Вступление. Тезис
В качестве тезиса берём сформулированное
определение.
Мне кажется, красота – это особые свойства
предмета, природы или человека, которые
доставляют удовольствие, радость при их
созерцании. Это всё прекрасное, что нас
окружает.
Красота всё красивое, прекрасное, все то, что
доставляет эстетическое и нравственное
наслаждение. (Толковый словарь русского языка.
С.И.Ожегов)
Page 13
Практикум по подготовке к написанию сочинения- рассуждения на ОГЭ (15.3)
Комментарий
Данное определение нужно прокомментировать,
т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.
Смысл комментария заключается в том, чтобы
показать важность, актуальность, жизненность,
нравственную состоятельность данного понятия.
Например:
Правда, не всякую красоту увидишь
глазами. К примеру, часто человека
делают прекрасным не внешность, а
внутренняя гармония, чистая совесть,
стремление делать добро людям.
Page 14
Практикум по подготовке к написанию сочинения- рассуждения на ОГЭ (15.3)
Переход к рассуждению
Переход к рассуждению
Связываем вступление с основной частью
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к
тексту (автор)
Попробуем объяснить данное определение.
Проиллюстрировать это понятие можно на
примере текста (автор).
Это определение можно доказать на таком
примере.
Примеры (понятие) можно встретить в жизни.
В подтверждение приведу также пример из
жизни.
Page 15
Практикум по подготовке к написанию сочинения- рассуждения на ОГЭ (15.3)
Включение примеров
Включение примеров
1) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся тексту
П.Васильева. Внучка Полины Ивановны, обладая редкой
красотой (предложение 10, 11), оказалась бездушной и
чёрствой. Занятая только своими делами, девушка не хочет
ждать очереди у к телефонуавтомату, ведёт себя
бесцеремонно (предложение 28). Она даже не заметила, что её
бабушка больна, и «помчАлась» в кино. Внешнее очарование
героини не соответствует её душевным качествам.
2) Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста
П.Васильева. Рассказчикподросток, вероятнее всего, не был
наделён внешней привлекательностью (3334). Но у него
доброе и отзывчивое сердце, он торопится вызвать неотложку
для пожилой соседки. А определение «уродина», сказанное
ему красавицей, характеризует не его. Оно относится к самой
девушке. Только добрые дела говорят о подлинной красоте.
Page 16
Практикум по подготовке к написанию сочинения- рассуждения на ОГЭ (15.3)
Второй аргумент
Второй аргумент
(
результаты личных
результаты личных
наблюдений (частный
наблюдений (частный
случай);
случай);
пример из прочитанного
пример из прочитанного
произведения;
произведения;
высказывание известного
высказывание известного
философа, учёного, писателя;
философа, учёного, писателя;
пословица
пословица
Page 17
Практикум по подготовке к написанию сочинения- рассуждения на ОГЭ (15.3)
Заключение. Вывод
Заключение. Вывод
Задача заключения подвести итог, обобщить
сказанное.
Вывод должен быть логически связан с
предыдущим изложением и не должен
противоречить по смыслу тезису и аргументам.
Начать заключение можно вводными словами
значит, итак, следовательно, таким образом
или: мы пришли к выводу, подводя итог,
делая выводы из вышеизложенного и т.д.
Page 18
Практикум по подготовке к написанию сочинения- рассуждения на ОГЭ (15.3)
Пример заключения
Пример заключения
1). Таким образом, красота человека – это не
столько яркая внешность, сколько добрая
душа, человечные поступки. Именно они
вызывают у нас восхищение.
2). На основании приведённых примеров
можно утверждать, что внешне красивый
человек может оказаться холодным и
эгоистичным, если при этом он не обладает
красотой души.
Page 19
Практикум по подготовке к написанию сочинения- рассуждения на ОГЭ (15.3)
Сочинение
Сочинение
(отметить недочёты в работе)
(отметить недочёты в работе)
Я думаю, красота − это люди, природа,
произведения искуства. Вокруг нас много красивых
вещей. В тексте П.Васильева описывается случай с
мальчиком, который хотел помочь больной бабушке, а
ее внучка даже не заметела, что бабушка больна.
В моей жизни тоже был такой случай: один мой
знакомый очень спешил на футбол и даже не
заметел, что его дедушке требуется помощь, поэтому
его увезли в больницу. Это был некрасивый
поступок.
Таким образом автор призывает нас быть
(Николай Н.)
внемательным к людям.
Page 20
Практикум по подготовке к написанию сочинения- рассуждения на ОГЭ (15.3)
Сочинение 2 (начало)
Сочинение 2 (начало)
Я думаю, красота - это свойство
природы, произведений искусства,
которые доставляют нам эстетическое
удовольствие. Конечно, красивым
может быть и человек, но гораздо
важнее обладать красотой души,
нежели внешней привлекательностью.
В тексте П.Васильева описывается
случай, когда красавица-внучка даже
не заметила, что её бабушка больна.
Обладая редкой внешней красотой
(предложение 11,12 ), девушка
оказывается душено глухой, чёрствой.
Это именно её характеризует слово
Page 21
Практикум по подготовке к написанию сочинения- рассуждения на ОГЭ (15.3)
Сочинение 2 (продолжение)
Сочинение 2
(продолжение)
В качестве второго аргумента приведу
пример из повести В.Железникова
«Чучело». Её героиня Лена Бессольцева,
не обладая особой внешней
привлекательностью, оказывается
искренним, честным и преданным
человеком. Своими душевными
качествами она покоряет своих
бессердечных одноклассников, и на
прощанье они напишут: «Прости нас,
Чучело!».
Таким образом, имеющий внешнюю
привлекательность человек, оказывается
Page 22
«уродиной», если не обладает красотой
Практикум по подготовке к написанию сочинения- рассуждения на ОГЭ (15.3)
Рефлексия:
Рефлексия:
Какое задание сегодня вам легче
удалось выполнить и почему?
На каком этапе урока вы чувствовали
себя более уверенно?
Над чем необходимо поработать
дополнительно?
Page 23
Практикум по подготовке к написанию сочинения- рассуждения на ОГЭ (15.3)
Домашнее задание:
Домашнее задание:
1.Написать сочинениерассуждение «Как
я понимаю, что такое красота».
ИЛИ
2.Подобрать литературный материал
(второй аргумент) к сочинению
рассуждению: «Как я понимаю, что такое
выбор»
Page 24
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.