Презентация по русскому языку на тему: "Распространенные обращения"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 23.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

План открытого урока по русскому языку на тему: "Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении". Цели урока: знакомство с синтаксическими конструкциями, умение находить в предложении обращение, развитие устной речи обучающихся, развитие умения выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.
Иконка файла материала План открытого урока Распространенные обращения1.pptx
Урок русского языка в 8 классе Подготовка  к ОГЭ – задание 10 и к ЕГЭ – задание 18 Автор и организатор  проекта: Алим Сабирович Гюлев, учитель русского языка и литературы  МКОУ «Чулатская СОШ» Табасаранский район, Республика Дагестан
Прочитайте выразительно  предложения: Над тобою солнце светит,                 Родина моя! Ты прекрасней всех на свете,  Родина моя! Я люблю, страна, твои  просторы, Я люблю твои поля и горы.
Тема урока:  Обращение. Выделительные знаки  препинания при обращении. Обращение распространенное и  нераспространенное. Цель урока:  научиться находить обращения в предложении, правильно  расставлять знаки препинания при  обращении
Внимание! Идет исследовательская работа в группах!
Задания по группам • 1 группа – ­  Выясните, какими  синтаксическими конструкциями  могут быть выражены обращения. • 2 группа – Расскажите о знаках  препинания при обращении. • 3 группа – Понаблюдайте, как ведет  себя обращение по отношению к  междометной частице О.
О б р а щ е н и е
Какими синтаксическими конструкциями  могут быть выражены обращения Родина! Пусть тебя не коснется любая невзгодина. Родина! Пусть звучит горделиво священный язык. Да хранит тебя, Родина, в радости Бог!                                                        С.Венцимеров О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса! Незвучный голос мой В стихах задумчивых вас пел в стране чужой, Вы мне повеете спокойствием и счастьем.                                   Е.Баратынский
Знаки препинания при  обращении   Люблю тебя, моя Россия, За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей.                            С.Васильев                      Земля отцов! Тебя зовут великая, святая. Но ты святей и больше  всяких слов.                             В.Булин
Обращение и междометная частица О О Русь! В тоске изнемогая, Тебе слагаю гимны я. Милее нет на свете края, О родина моя!                                           Ф.Сологуб О родина! Все дни твои прекрасны! Где б ни был я, но все с тобой душой.                                         В.Жуковский
Распространенное (выражено несколькими  словами) Нераспространенное (выражено одним  словом) О б р а щ е н и е Отделяется  запятыми  в любой части  предложения  Частица О не  отделяется запятой от обращения Иногда  восклицательный  знак в начале предложения В конце  предложения  ставится нужный знак препинания
4. Расставьте  знаки препинания, пропущенные буквы,  раскройте скобки. Найдите обращения, определите оно   распространенное или нераспространенное. О од…ночество  как твой характер крут! (Б.Ахмадулина) Тебе  Москва  пережитое за полст…летья  о…даю.                                   (П.Антокольский) Что ты  осень  наделала с нами? (Н.Заболоцкий) О мысль  тебе удел цв…тка! (Е.Баратынский) Прощай  дом! Прощай  старая жизнь! (А.Чехов) Мать­земля моя родная  Сторона моя лесная  Край недавних детских лет  Отчий край  ты есть иль нет? (А.Твардовский) Прощ…й  (не) мытая Россия   Страна рабов  страна господ  И вы  мундиры голубые  И ты  им преда(нн, н)ый народ. (М.Лермонтов)
Решение проблемной ситуации. Почему обращения пишутся то с большой, то  с маленькой буквы?  А как же быть со словом Родина?....  О какой родине мы с вами говорили в начале  урока?........  Физкультминутка
Найдите  предложения  с  обращениями  (знаки  препинания  не  расставлены);  1 вариант 1­5 предложения; 2­вариант 6­10 предложения             1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.           2. Я вернусь к тебе Россия.           3. С чего начинается Родина? 4. Мой друг  Отчизне посвятим души прекрасные порывы!           5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.           6. Любимый город может спать спокойно.           7. Утоли мою жажду каплей росы.           8. Жизнь моя ничуть не стала тише…           9. Поклон­привет тебе он шлет моя любимая.          10.Прости мне милый друг  двухлетнее молчанье!
Правильные ответы 1-вариант 2. Я вернусь к тебе, Россия. 4. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! 2-вариант 9. Поклон-привет тебе он шлет, моя любимая. 10. Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье!
Готовимся к экзаменам     ОГЭ Задание 10. В приведенных ниже предложениях  из  прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите  цифры, обозначающие запятые при обращении. Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны  Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была  сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5)  вздохнула  с облегчением: – Ступайте,(6) дети. Я очень устала. Ответ: __________________________. • ЕГЭ Задание 18. Расставьте все недостающие знаки  препинания: укажите цифру(­ы),на месте которой(­ых) в  предложениях должна(­ы) стоять запятая(­ые). • Милые берёзовые (1) чащи! • Ты (2) земля! И вы (3) равнин пески! • Перед этим сонмом уходящих • Я не в силах скрыть своей тоски.                            (С.А. Есенин) • Ответ: ___________________________
ЗНАЛ УЗНА Л
• 1. Исследовательская работа: проведите наблюдение за  речью героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Какие обращения  они используют в своей речи?  Каким образом через речь   персонажей  Гоголь раскрывает их характеры? Домашнее задание: Выписать из пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" 2 предложения с обращениями: 1-вариант - из 1,2 действий, 2-вариант - из 3,4,5 действий. 2. Написать сочинение­рассуждение  на лингвистическую тему «Какую  роль играет обращение в устной и письменной речи»   3. Доп. задание. Сочинить  небольшое  стихотворение, используя обращения,   на тему «Моя родина»
Домашнее задание Сочинение­ рассуждение на лингвистическую тему  Тезис 1 П о ч е м у ? потому что Обоснование: 2 Аргументы     Примеры    Ч т о  и з  э т о г о    с л е д у е т ? Вывод 3
Алгоритм 1. Смотрю, как сформулирована тема. Тема­вопрос отвечаю  на вопрос формулирую  тезис 2. Записываю тезис с красной строки.      Я считаю, Я думаю, 1 абзац 3. Ищу 2­3 примера в предлагаемом тексте,  определяю функции  лингвистического термина. 4. Записываю аргументы с красной строки.                               5. Делаю вывод, записываю его с красной строки.          2 абзац 3 абзац Во­первых, Во­вторых, Итак, Таким образом, 4 абзац
………….,  прекрасен наш  союз!                                 А.С.Пушкин «19 октября»
Друзья мои,  прекрасен наш  союз!
Спасибо за внимание! Автор и организатор проекта: Гюлев Алим Сабирович 8­964­014­56­66 chulat.shkola@mail.ru