Технологическая карта урока
ФИО учителя |
Мустафина Айгуль Фаритовна |
|
Класс |
4Б |
|
Дата |
23.11.2015 |
|
Предмет |
русский язык |
|
Тема урока |
Разделительные твёрдый и мягкий знаки |
|
Тип урока |
урок отработки умений и рефлексии |
|
Цель урока |
закреплять умение различать написание слов с орфограммами разделительный мягкий знак и разделительный твёрдый знак |
|
Задачи урока |
1) создать условия для повторения и закрепления знаний учащихся в написании слов с разделительными твердым и мягким знаками, умение применять по схеме правила правописания твердого и мягкого знаков в словах; 2) содействовать развитию у учащихся умений сравнивать, анализировать, находить общее и различное в наблюдаемых языковых явлениях, делать выводы; 3) развивать коммуникативные качества учащихся, умение работать в парах способствовать развитию умения осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности; 4) способствовать воспитанию самостоятельности, личностного развития, творческой активности, взаимопомощи. |
|
Планируемые результаты |
||
Предметные: определять роль букв ь и ъ; определять в каких случаях пишется ь, а в каких – разделительный ъ; выявлять количество звуков и буков в слове. |
Метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; составлять монологическое высказывание на определённую тему; вступать в диалог для решения задач; обсуждать проблемные вопросы, обосновывать своё мнение. |
Личностные: проявлять чувство юмора, целостный, социально-ориентированный взгляд на мир. |
Организация образовательного пространства |
||
Межпредметные связи |
Ресурсы |
Формы работы |
Литературное чтение |
Книгопечатная продукция: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 4 класс. Iчасть. Учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: «Просвещение», 2014; Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. поурочные разработки по русскому языку 4 класс к УМК Л.Ф. Климановой и др. («Песпектива») – М.: «ВАКО», 2014. ИКС: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку; электронный учебник и приложения: http://catalog.prosv.ru/item/1471 |
Фронтальная; индивидуальная, парная, групповая. |
Условные обозначения УУД |
Познавательные УУД – ПУУД Коммуникативные – КУУД Регулятивные – РУУД Личностные – ЛУУД |
|
Ход урока |
||
Мотивация (самоопределения) к коррекционной деятельности |
||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
Формирование УУД |
1). Приветствие учащихся, метод «Поздоровайся локтями». Цель: встреча друг с другом, приветствие.
- Какие качества мы вырабатывали в себе, чтобы выполнить это задание? - Значит, и на уроке мы должны придерживаться этих качеств. - Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком "+"то, чего бы вы хотели достичь на уроке. |
Ученики встают в круг. Рассчитываются на первый-второй-третий и делают следующее: - каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в стороны; - каждый «номер второй»
упирается руками в бедра так, чтобы - каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны. Учащиеся должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, коснувшись друг друга локтями. Через 2 минуты ученики должны собраться в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы. - Внимательность, умение слышать и слушать друг друга, взаимопомощь. Работают по карточкам личных достижений. |
КУУД ЛУУД |
2). Формирование обучающимися темы и цели урока. - Сегодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. В нашем институте 4 лаборатории. Девиз нашего урока: - Что вы видите? - Из- чего оно состоит? |
Слайд 2, 3, 4
«Друз…я, учен…е нас об…единяет!» Предложение Из слов |
КУУД |
- Над какой проблемой мы будем работать, попробуйте догадаться. Это и есть цель нашей деятельности. |
Слайд 5 Закрепим знания написания слов с разделительным ь и ъ знаками. |
|
3). Минутка чистописания. Словарная работа. - Открыли тетради записали число, классная работа. - А теперь вспомним, как пишутся эти буквы ъ, ь. Слайд 6 Структура РАУНД ТЭЙБЛ (учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе) - Запиши слова с буквой ь обозначающие: дни недели название кустарника название южного плодового дерева название морского животного. Проверка. |
Слайд 6
Двадцать третье ноября. Классная работа.
Словарная работа. Слайд 7
- Понедельник, воскресенье - Сирень - Апельсин - Дельфин |
КУУД РУУД |
Этап актуализации и пробного учебного действия |
||
1). - Ребята, давайте вспомним, что нам уже известно про разделительный ъ и разделительный ь знаки. Структура ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН («Встать-сесть»). Если согласны с моим утверждением, то встаёте, если не согласны – сидите. - Разделительный мягкий знак пишется после согласного перед буквами е, ё, ю, я, и. - Разделительный мягкий знак пишется в любой части слова. - Разделительный мягкий знак бывает разделительным и показатель мягкости. - Разделительный твёрдый знак пишется после приставок. - Разделительный твёрдый знак пишется в любой части слова. 2). -Итак, давайте повторим правила используя структуру СИНГЛ РАУНД РОБИН (обсуждение по кругу один раз) Вопрос: Когда пишется разделительный мягкий знак? (Лаборатория №1) Вопрос: Когда пишется разделительный твёрдый знак? (Лаборатория №2).
Вопрос: Какие функции выполняет мягкий знак? (Лаборатория №3).
Задание: Приведите пример, когда ь знак выполняет функцию показателя грамматической формы (Лаборатория №4). - Какие задачи, мы будем решать на уроке? |
Слайд 8
Встают (соловьи, ружьё, воробьи) Не встают (не пишется после приставок).
Встают (пьёт – разделяет, воробьи; понедельник, сирень - смягчает).
Встают (подъехать, отъехать, объявление).
Не встают (разделительный ъ знак пишется в сложных словах, первую часть которых образуют числительные: двухъярусный, трехъязычный).
Слайд 9 №1. Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я и перед гласной буквой и (соловьи, ружьё, воробьи). №2. Разделительный твёрдый знак пишется только после приставки, оканчивающейся на согласную букву, перед корнем, который начинается с одной из гласных букв: е, ё, ю, я (съесть, съёжился). - разделительная функция, - обозначение мягкости согласного на письме, - показатель грамматических форм.
- Ночь (сущ., ж.р. с шипящей на конце; в сочетаниях чк и чн ь знак не пишется.
Вывод: схема правила. Слайд 10, 11 - Вспомнить, когда пишется разделительный мягкий знак, а когда – разделительный твёрдый знак, повторить правила правописания. Научиться различать и писать слова с этими орфограммами. |
КУУД РУУД ЛУУД |
Этап локализации индивидуальных затруднений |
||
1). Развитие умений – применение знания. - Распределите слова в 2 столбика. В 1 столбике ь знак – показатель мягкости, во 2 – разделительный. |
Слайд 12 (работа в тетрадях) Друз_я, пал_то, печен_е, п_ёт, капел_ка, яблон_ка, осен_ю, мал_чик, сол_, в_юга.
Слайд 13 Взаимопроверка с партнёром по плечу. |
|
2). Физкультминутка Структура МИКС-ПЭА-ШЭА (смешивайся-вставай-обменяйся мнениями) - Двигаемся под музыку, когда музыка остановится, я задаю вопрос, вы в течении 3-5 сек. размышляете, а затем делитесь своим мнением. Вопрос: - Пишется ли в слове поезд разделительный мягкий знак? - Пишется ли в слове подъезд разделительный твёрдый знак?
- Пишется ли в слове объявление разделительный твёрдый знак?
- Пишется ли в слове пояснил разделительный мягкий знак? |
используют структуру ТАЙМД-ПЭА-ШЭА
Нет, разделительный мягкий знак не пишется после приставок.
Да, разделительный твёрдый знак пишется только после приставки, оканчивающейся на согласную букву, перед корнем с одной из гласных букв: е, ё, ю, я.
Да, разделительный твёрдый знак пишется только после приставки, оканчивающейся на согласную букву… Нет, разделительный мягкий знак не пишется после приставок. Вывод: разделительный ъ знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную букву. Разделительный мягкий знак не пишется после приставок. |
КУУД ЛУУД ПУУД РУУД |
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений |
||
1). Исправь ошибки. Структура ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН (подумай-запиши-обсуди в команде) |
Слайд 14
Шъёт платье, журчяние ручъя, падехал к падьезду, обьедаться воренъем, сьесть печение. Проверка. Высказывание команд. Слайд 15 |
ПУУД |
Этап реализации построенного проекта |
||
1). Работа по учебнику.Упр.163, стр. 99. Структура КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (продолжительное обсуждение в команде по очереди) |
Слайд 16 составление проекта. Лаборатория №1 – располагает предложения так, чтобы получился текст, выбирают заглавие текста. Лаборатория №2 – подчёркивают слова с разделительным твёрдым и мягким знаками. Лаборатория №3 – указывают падеж каждого выделенного имени сущ. Лаборатория №4 – найти грамматическую основу 4 предложения. |
КУУД ЛУУД ПУУД |
Этап обобщения затруднений во внешней речи |
||
- Какие трудности у вас возникли при выполнении проекта? |
Ответы учащихся |
ЛУУД |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
||
1). Рефлексия Работа по карточкам. Взаимопроверка. Самооценка. |
Выполняют задание по карточке. Читают по цепочке предложения и объясняют орфограммы. |
ПУУД |
2). Подведение итогов урока. Прием «Вопрос-ответ». - Какие орфограммы мы повторяли на уроке? - Как определить, когда надо писать разделительный ь, а когда – разделительный ъ знак? Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком «+» в графе «у меня получилось» |
Правописание разделительных ь и ъ знака. Повторяют правило.
Самооценка за урок. |
КУУД ЛУУД |
3). Домашнее задание а) с. 99 упр. 164 б) составить рассказ на тему «Как узнать, какой знак нужно писать в слове: разделительный твёрдый или разделительный мягкий?» |
Слайд 17 |
|
КАРТОЧКА ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ |
||
|
Я хотел бы достичь |
У меня получилось |
Работать старательно и активно |
|
|
Выполнить записи в тетради аккуратно и без ошибок |
|
|
Научиться различать и писать слова с Ь |
|
|
Научиться различать и писать слова с Ъ |
|
|
Правильно писать словарные слова |
|
|
КАРТОЧКА ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ |
||
|
Я хотел бы достичь |
У меня получилось |
Работать старательно и активно |
|
|
Выполнить записи в тетради аккуратно и без ошибок |
|
|
Научиться различать и писать слова с Ь |
|
|
Научиться различать и писать слова с Ъ |
|
|
Правильно писать словарные слова |
|
|
КАРТОЧКА ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ |
||
|
Я хотел бы достичь |
У меня получилось |
Работать старательно и активно |
|
|
Выполнить записи в тетради аккуратно и без ошибок |
|
|
Научиться различать и писать слова с Ь |
|
|
Научиться различать и писать слова с Ъ |
|
|
Правильно писать словарные слова |
|
|
КАРТОЧКА ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ |
||
|
Я хотел бы достичь |
У меня получилось |
Работать старательно и активно |
|
|
Выполнить записи в тетради аккуратно и без ошибок |
|
|
Научиться различать и писать слова с Ь |
|
|
Научиться различать и писать слова с Ъ |
|
|
Правильно писать словарные слова |
|
|
КАРТОЧКА ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ |
||
|
Я хотел бы достичь |
У меня получилось |
Работать старательно и активно |
|
|
Выполнить записи в тетради аккуратно и без ошибок |
|
|
Научиться различать и писать слова с Ь |
|
|
Научиться различать и писать слова с Ъ |
|
|
Правильно писать словарные слова |
|
|
Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Урок русского языка был проведён в 4Б классе 23.11.2015
Согласно календарно-тематическому планированию тема урока: «Разделительные твёрдый и мягкий знаки».
Цель урока: закреплять умение различать написание слов с орфограммами разделительный мягкий знак и разделительный твёрдый знак.
Были определены задачи:
1) создать условия для повторения и закрепления знаний учащихся в написании слов с разделительными твердым и мягким знаками, умение применять по схеме правила правописания твердого и мягкого знаков в словах;
2) содействовать развитию у учащихся умений сравнивать, анализировать, находить общее и различное в наблюдаемых языковых явлениях, делать выводы;
3) развивать коммуникативные качества учащихся, умение работать в парах способствовать развитию умения осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности;
4) способствовать воспитанию самостоятельности, личностного развития, творческой активности, взаимопомощи.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД:
личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
коммуникативные УУД:
формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
регулятивные УУД:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция;
- оценка.
Ресурсы: компьютер, проектор, презентация.
По типу урока – это урок отработки умений и рефлексии технологии.
На уроке я использовала:
Технологии: личностно-ориентированный подход, технологию проблемного обучения, приемы технологии развития критического мышления, здоровье сберегающие технологии, компьютерные технологии, игровые приемы.
Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.
Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый, деятельностный, активные методы обучения.
Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.
Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
1) Чтобы ры…ку с…есть, надо в воду ле…ть. 2) Тру… людей об…единяет. 3) (Не)учи бездел…ю – учи рукодел…ю. 4) (Не)радуйся под гору – под…ём крут. 5) В су…оту на работу, в воскресен…е – на веселье. 6) Встречай не с лест…ю, а с чест…ю. 7) Своё изделие из…яна не имеет. |
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
1) Чтобы ры…ку с…есть, надо в воду ле…ть. 2) Тру… людей об…единяет. 3) (Не)учи бездел…ю – учи рукодел…ю. 4) (Не)радуйся под гору – под…ём крут. 5) В су…оту на работу, в воскресен…е – на веселье. 6) Встречай не с лест…ю, а с чест…ю. 7) Своё изделие из…яна не имеет. |
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
1) Чтобы ры…ку с…есть, надо в воду ле…ть. 2) Тру… людей об…единяет. 3) (Не)учи бездел…ю – учи рукодел…ю. 4) (Не)радуйся под гору – под…ём крут. 5) В су…оту на работу, в воскресен…е – на веселье. 6) Встречай не с лест…ю, а с чест…ю. 7) Своё изделие из…яна не имеет. |
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
1) Чтобы ры…ку с…есть, надо в воду ле…ть. 2) Тру… людей об…единяет. 3) (Не)учи бездел…ю – учи рукодел…ю. 4) (Не)радуйся под гору – под…ём крут. 5) В су…оту на работу, в воскресен…е – на веселье. 6) Встречай не с лест…ю, а с чест…ю. 7) Своё изделие из…яна не имеет. |
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
1) Чтобы ры…ку с…есть, надо в воду ле…ть. 2) Тру… людей об…единяет. 3) (Не)учи бездел…ю – учи рукодел…ю. 4) (Не)радуйся под гору – под…ём крут. 5) В су…оту на работу, в воскресен…е – на веселье. 6) Встречай не с лест…ю, а с чест…ю. 7) Своё изделие из…яна не имеет. |
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
1) Чтобы ры…ку с…есть, надо в воду ле…ть. 2) Тру… людей об…единяет. 3) (Не)учи бездел…ю – учи рукодел…ю. 4) (Не)радуйся под гору – под…ём крут. 5) В су…оту на работу, в воскресен…е – на веселье. 6) Встречай не с лест…ю, а с чест…ю. 7) Своё изделие из…яна не имеет. |
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
1) Чтобы ры…ку с…есть, надо в воду ле…ть. 2) Тру… людей об…единяет. 3) (Не)учи бездел…ю – учи рукодел…ю. 4) (Не)радуйся под гору – под…ём крут. 5) В су…оту на работу, в воскресен…е – на веселье. 6) Встречай не с лест…ю, а с чест…ю. 7) Своё изделие из…яна не имеет. |
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
1) Чтобы ры…ку с…есть, надо в воду ле…ть. 2) Тру… людей об…единяет. 3) (Не)учи бездел…ю – учи рукодел…ю. 4) (Не)радуйся под гору – под…ём крут. 5) В су…оту на работу, в воскресен…е – на веселье. 6) Встречай не с лест…ю, а с чест…ю. 7) Своё изделие из…яна не имеет. |
1. В ней разместилась съёмочная аппаратура.
2. А через день началась съёмка фильма о приключениях Васи Клюквина.
3. В школе повесили объявление о начале съёмок фильма
4. И вот к воротам школы подъехала машина с надписью «Киносъёмка».
5. Все с радостью и волнением ждали их начала.
6. Многие ребята изъявили желание участвовать в съёмках.
Приключения Васи Клюквина. |
Съёмки. |
Киносъёмка.
|
Начало съёмок. |
Памятка
И.п. кто? что?
Р.п. нет кого? чего?
Д.п. подхожу к кому? чему?
В.п. вижу кого? что?
Т.п. горжусь км? чем?
П.п. думаю о ком? о чём?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.