В презентации представлен теоретический материал по теме "Склонение существительных" в виде таблиц и рисунков , упражнений и мини-теста, помогающий учащимся быстро усвоить новые знания , делать выводы и приводить свои примеры. А для педагога -это хороший помощник при подготовке и наглядный материал на уроке.В данной разработке представлен разнообразный материал : загадки, песни, пословицы, поговорки, приметы ,справочные материалы о птицах , обитающих в разных странах.В ходе игры дети познакомятся с интересными фактами из жизни птиц, поделятся своими знаниями и наблюдениями , покажут умение работать в команде.
Внеклассное
мероприятие
КВН «В гости к пернатым
друзьям» Приготовила и провела:
Дитрих Татьяна Петровна, учитель
начальных классов МКОУ СОШ с.Назино,
Александровского района Томской
области.2017год
КВН «В гости к пернатым друзьям»
(оформление: выставка книг , рисунки детей с изображением
птиц нашего края, поделки из бумаги, пластилина , природного
материала, высказывание или отрывок о птицах , разрезные
карточки-отгадки, магнитофон с муз.записями песен и голосов
птиц , маски для игры… , стол , стулья для жюри)
Дети читают стихи:
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды.
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды…
Я не хочу, чтоб речка высыхала,
Где плещет столько рыбок золотых,
Где пляшет резво лодка у причала,
Где тёплый ветер так порою тих!
Где сотней радуг лёд зимой искрится,
Где по весне бушует ледоход,
Где летом пьёт доверчивая птица,
Где сосны зеленеют круглый год.
//Звучат голоса птиц в записи//
*Вы узнали голоса наших пернатых друзей? Это они будят нас по утрам , радуются
солнышку вместе с нами, помогают на огородах, в лесах и в садах бороться с
вредителями, учат нас добру , любви и верности Родине, возвращаясь каждую весну
из далёких стран, часто рискуя своими жизнями…
Мы безмерно богаты
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых –
Просто диву даёшься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково –
И, гляди, удивится!
*Сегодня я хочу пригласить вас в гости к нашим пернатым друзьям , немного
«погулять» по лесам и бескрайним полям, рассказать коечто о их жизни, поиграть и
, конечно же, послушать васчто же известно вам об этих удивительных существах?
(Представление членов ЖЮРИ и условия игры).
*Загадки о птицах + составление «портрета» птицыотгадки из разрезной
картинки ( по выбору учителя для каждой команды).
Птица хищная с ушами
Громко ухает ночами. (Сова)
Птица слов немало знает,Всё на свете повторяет!
Сюртучок на птице пестрый,
Клюв изогнутый и острый! (Попугай)
Вот так птица какова!
И не спутаешь с другой.
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой! (Лебедь)
Приезжайте в Антарктиду!
На родном материке
Я гуляю с важным видом
В чернобелом сюртуке. (Пингвин)
Вот пернатый сел на сук
И колотит: туктуктук!
Ищет пищу под корой
Он голодною порой. (Дятел)
Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее, бедняжку.
Дай и семечек, и сала,
Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)
В небе, синем и высоком,
Вьется птица, но не сокол.
Разбежались мышки: "Ах!
Что за крылья, вот размах!
Взгляд у птицы очень зоркий,
Лучше спрячемся мы в норки!" (Орел)
Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)
Он труслив, хоть и высок,
Прячет голову в песок.
А летать не может он,
Но зато, ребята,
В быстром беге чемпион
Он среди пернатых! (Страус)
Майским вечером, в прохладу,
А в июне и в жару
Вывожу свои рулады
В парке, в роще и в бору.
Эти трели, переливы
Мелодичны и красивы. (Соловей)
Уж таков порядок древний Я давно живу в деревне,
Там будильником служу,
Свой курятник сторожу. (Петух)
Во дворе я королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серочерных,
Я умна, хитра, проворна. (Ворона)
Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь)
Что за птичка, ох и ах!
Как цветок хорошенький,
Меньше всех на свете птах,
Чуть крупней горошинки. (Колибри)
До чего нарядный хвост
Пышный, разноцветный.
Он сверкает ярче звезд
В парке заповедном.
А хозяин чудоптица
Оперением гордится. (Павлин)
Вот пернатый городской,
Всюду жмется к людям.
Мы голодною зимой
С ним делиться будем,
Просит серый озорник:
"Дайте хлеба крошку!
Я устал, чирикчирик,
И замерз немножко!" (Воробей)
Учитель:
Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни
птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью. Многие поэты и
композиторы посвящают им свои произведения..( музыкальный к/с «Узнай, какой
птице посвящена песня?») Прослушиваются аудиозаписи известных песен(можно
исполнять командой друг другу).
*Викторина «Узнай по описанию»:
1. Эта птица устраивает свои гнёзда в обрывах над рекой /стриж/
2. Эти птицы выводят птенцов зимой /клёст/
3. Эти птицы считаются символом мира /голубь/
4. Этой птице хвост помогает не только в полёте, но и при добывании
пищи. /дятел/
5. Эта птица кричит громче всех /павлин/
6. Эта птица живёт на болоте /цапля/7.Эта птица подкладывает свои яйца в чужие гнёзда/кукушка/
8.Эта птица в деревне заменяет будильник /петух/
*Почему птицы так называются?
1. Снегирь /появляется вместе со снегом/
2. Синица /основной цвет в оперении сине – голубой/
3. Кедровка /питается кедровыми орехами, помогает «садить» леса/
4. Поползень /птица, которая ползает по стволу/
5. Мухоловка /любимое лакомство мухоловки – мухи/
6. Овсянка /своей жёлтой окраской напоминает цвет спелого овса, питается
овсом/
*Справочное бюро:
Справка об экологической роли птиц:
*Дятел – лесной доктор, за день съедает до 750 – 900 насекомых – короедов.
*Кукушка съедает в день в среднем до 40 гусениц, 5 личинок майского жука и
др.
*Мухоловка – пеструшка – совсем небольшая,но…(съедает за сутки до 300 мух и
комаров).
*Урок математики для умников (составление задач друг другу, используя
*ПЕРЕМЕНКА!!! (игра «Совушкасова» или др.).
данные «Справочного бюро»)).
* Доскажи пословицу, поговорку или примету!
Русский народ издавна был наблюдателен, умел примечать , точно
описывать какие-то ситуации, явления в природе или черты характера
людей , как говорится « не в бровь , а в глаз». Давайте и мы с вами
обратимся к народному фольклору…
1. Ласточки летают низко- к…(дождю).
2.Аист вьёт гнездо на трубе дома – хозяина ожидает…
(богатство и счастье).
3.Ворон купается во дворе -… ( к несчастью).
4.Если птица в дом залетела-…( жди новостей).
5. Сова на крышу сядет- …(к безденежью) , а с криком- …( к
пожару).
6.Сорока скачет на доме больного-… ( к его выздоровлению).
***
1.Птицу видать по…(полёту).
2.Гол как …(сокол).
3.Гусь свинье не…(товарищ).
4.Два соловья на одной ветке не…(поют).
5.Всякий кулик своё болото…(хвалит).6.Лучше синица в руках, чем журавль в … (небе).
7.Пишет как курица …(лапой).
8. Пуганая ворона и куста…(боится).
9.Рано пташечка запела, как бы кошечка … (не съела).
10.Сколько ,утка, не бодрись , а лебедем тебе…(не быть).
11. Цыплят по осени… ( считают).
* Вот и нам пришло время посчитать,т.е. подвести итоги
нашей встречи.
*Пока наше жюри работает , я предлагаю вам послушать
следующие строки А.Яшина «Покормите птиц
зимой!»(стихотворение читает один из учеников).
*А теперь посмотрите , как просто можно помочь нашим
друзьям зимой, когда им особенно трудно! (фото Даши
Варварчук).
1.Петля под пробкой, чтобы повесить на дерево.
2. Два отверстия прямоугольной формы с разрезанными
короткими планками- сиденьями для птиц.
3.Нижняя часть «столовой» для корма.НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ИГРЫ.
*На дом можно дать задание : составить кроссворд «Птицы»
в классную игротеку или нарисовать ребус «Птицы нашего
края» для своих товарищей (что дети очень любят делать).