Данная презентацияпредназначена для работы на уроках русского языка в 9 классе по теме Сложное предложение с использованием как теоретического, так и практического материала. В процессе урока учащиеся научатся:
ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными , распознавать, как присоединяются придаточные части к главному,
определять тип подчинения.презентация для работы на уроках русского языка в 9 классе по теме Сложное предложение с использованием как теоретического, так и практического материала
Урок русского языка
9 класс
Чумакова Галина
Алексеевна, учитель
русского языка и
литературы МОБУ Лицей
№ 8
Соподчинение
Знаки препинания в
сложноподчиненных
предложениях
с несколькими
придаточными
Учащиеся должны
знать:
- как
присоединяются
придаточные
части к главному
- какими знаками
препинания они
оформляются
- знать типы
подчинения
уметь:
- ставить знаки
препинания в
сложноподчине
нном
предложении с
несколькими
придаточными
- определять тип
подчинения
Способы присоединения
нескольких придаточных
частей к главной
Последовательн
ое подчинение
Однородное
подчинение
Параллельное
подчинение
(неоднородное)
Смешанное
подчинение
Последовательное
подчинение
присоединяется к предыдущей
придаточной части
• Каждая последующая часть
что
Одна из главных выгод охоты состоит в том, что
она заставляет вас беспрестанно переезжать с
места на место, что для человека незанятого
весьма приятно.
, что
,
2
1
3
Однородное
подчинение
Придаточные части ведут себя по отношению к главной
подобно однородным членам. Это проявляется в том, что:
- все придаточные относятся к одному слову в главной части,
- все придаточные отвечают на один и тот же вопрос,
- все придаточные являются придаточными одного типа,
- обычно присоединяются одинаковыми союзами и союзными
словами
Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою
лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле
прохлада.
1
, как
, как
2
3
Параллельное
(неоднородное)
подчинение
• Каждая из придаточных частей зависит от главной, но
при этом поясняются разные слова в главной части
придаточными разного типа
Когда бричка проезжала мимо острога, Егорушка
взглянул на часовых… и вспомнил, как неделю назад
он ходил с мамашей в острожную церковь на
престольный праздник.
2
когда,
1
, как
3
Смешанное подчинение
• части присоединяются разными способами
Когда в губернском городе С. проезжие
жаловались на скуку…, то местные жители…
говорили, что, напротив, в С. очень хорошо,
что в С. есть библиотека, театр, клуб, что,
наконец, есть… интересные семьи, с которыми
можно завести знакомства.
когда ,
,что
,что ,что , с
1
2
4
3
которыми
5
6
Запятая ставится
• между однородными
придаточными
предложениями, не
соединенными союзами
Он был их тех, кого
судьба вела кремнистыми
путями испытания, кого
везде опасность стерегла…
Запятая ставится
• между однородными
придаточными, соединенными
повторяющимися
сочинительными союзами
Матвей подробно рассказал
и о том, какие блюда ел, и о
том, из чего эти блюда
приготовлены.
Запятая ставится
• между придаточными предложениями
с последовательным подчинением
Немножко далее речка, вероятно,
сливалась с другой такою же речонкой,
потому что шагах в ста от холма по ее
течению зеленела густая осока, из
которой, когда подъезжала бричка, с
криком вылетело три бекаса.
Запятая ставится
• на стыке сочинительного и
подчинительного союзов или
двух подчинительных союзов,
если вторая часть сложного
союза отсутствует
Весь день стояла прекрасная
погода, но, когда мы подплыли
к Одессе, пошел сильный
дождь.
Запятая не ставится
• если однородные придаточные
присоединяются
неповторяющимися
соединительными или
разделительными союзами
Каждый раз, приезжая сюда,
я видел, как разрастается сад и
как старятся дом и его хозяйка.
Запятая не ставится
• на стыке сочинительного и
подчинительного союзов или двух
подчинительных союзов, если за
придаточным предложением следует
вторая часть сложного союза – то,
так, но
Вся моя мысль в том, что ежели
люди порочные связаны между
собой и составляют силу, то людям
честным надо сделать только то же
самое.
Точка с запятой
ставится
• между однородными
придаточными, если они сильно
распространены или имеют
внутри запятые
О чем он думал? О том, что был
он беден; что трудом он должен
себе доставить и независимость
и честь; что мог бы Бог ему
прибавить ума и денег…
Расставьте знаки
препинания
2. И долго буду тем любезен я народу что
чувства добрые я лирой пробуждал что
в мой жестокий век восславил я
свободу…
3. Когда затихает дом я слышу как сквозь
вьюгу прорывается тоскливая и злобная
гармоника.
4. Мне казалось что нужно иметь
1. Могу сойти в веселый сад где старых
кленов темный ряд возносится до
небосклона и глухо тополи шумят.
колоссальные знания чтобы по компасу
и звездам определить в какой части
обширнейшего океана находится наше
судно.
4. Он хотел уверить себя что никакой
опасности нет и что отсутствие
Кубика объяснится со временем.
5. Медведь так полюбил Никиту что
когда он уходил куда-либо зверь
тревожно нюхал воздух.
6. Он знал по опыту что если
полковник замолчал то пробовать
продолжить с ним разговор
бесполезно.
7. Слепой знал что в комнату смотрит
солнце и что с кустов сыплется роса.
1. Могу сойти в веселый сад, где
старых кленов темный ряд
возносится до небосклона и глухо
тополи шумят.
2. И долго буду тем любезен я
народу, что чувства добрые я
лирой пробуждал, что в мой
жестокий век восславил я свободу…
сквозь вьюгу прорывается
тоскливая и злобная гармоника.
4. Мне казалось, что нужно иметь
колоссальные знания, чтобы по
компасу и звездам определить, в
какой части обширнейшего океана
находится наше судно.
3. Когда затихает дом, я слышу, как
6. Он хотел уверить себя, что никакой
опасности нет и что отсутствие
Кубика объяснится со временем.
5. Медведь так полюбил Никиту, что,
когда он уходил куда-либо, зверь
тревожно нюхал воздух.
6. Он знал по опыту, что если
полковник замолчал, то пробовать
продолжить с ним разговор
бесполезно.
7. Слепой знал, что в комнату смотрит
солнце и что с кустов сыплется роса.
Расставьте знаки
препинания
1. Все-таки мне казалось что он не на
своем месте и что хорошо бы он сделал
если бы опять уехал в Петербург.
2. Поэтому кажется удивительно что в
доме спокойно горит свет что мелкие
ковры заглушают шаги что на столе
лежат раскрытые книги.
3. Чтобы идти вперед чаще
оглядывайтесь назад ибо иначе вы
забудете откуда вы пришли и куда вам
надо идти.
4. В одном из своих писем Куприн писал о
том что когда он вышел из полка то у
него не было ни научных ни житейских
знаний.
1. Все-таки мне казалось, что он не на
своем месте и что хорошо бы он
сделал, если бы опять уехал в
Петербург.
2. Поэтому кажется удивительно, что в
доме спокойно горит свет, что мелкие
ковры заглушают шаги, что на столе
лежат раскрытые книги.
3. Чтобы идти вперед, чаще
оглядывайтесь назад, ибо иначе вы
забудете, откуда вы пришли и куда
вам надо идти.
4. В одном из своих писем Куприн писал о
том, что когда он вышел из полка, то у
него не было ни научных, ни житейских
знаний.
Работа дома
• Н.А.Сенина (2008/2007 год)
стр. 116-117,
упр.390-416 (стр. 207-211)