познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу;
проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинноследственные связи;
делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать
информацию;
коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению
в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве;
регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;
принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу
действия;
Личностные
Тема :Состав слова
Тип урока: урок обобщения знаний.
Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью
повторения и углубления знаний.
Задачи
Предметные: сформировать представление детей о частях слова как о составе слова; находить
части слова; образовывать новые слова с помощью приставки и суффикса; находить родственные
слова.
Метапредметные
формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к
школе; учебнопознавательные мотивы; учебнопознавательный интерес к новому
материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на
основе критерия успешности учебной деятельности.
Методы обучения
По характеру учебнопознавательной деятельности: системнодеятельностныепроблемно –
поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные,
наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного
управления учебнопознавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Средства обучения
ЧураковаН.А. Русский язык: Учебник для 2 класса.Ч. 3.;Каленчук М.Л. Русский язык:
Учебник для 2 класса. Ч. 2 М,Академкнига/учебник 2012– (УМК «Перспективная
начальная школа»)
докуметкамера
компьютерная презентация
1.Организационн
ый момент.
Здравствуйте, уважаемые гости и ученики.
Начинаем наш урок русского языка, на котороммы проводим заседание клуба «Ключ и заря», а
тему заседания, я думаю, дети вы сможете
назвать позже сами.
У нас в ходе заседания будут возникать
небольшие проблемы, которые, надеюсь, вы
успешно разрешите, ведь работа будет
проходить под девизом:
Вместе не трудно!
Вместе не тесно!
Вместе легко!
И всегда интересно!
Проверка домашнего задания.
Мы создали три рабочие группы. Надо было
каждой группе представить:
Как понимаете смысл слова состав?
1 группа: Мы решили показать состав блюда…
2 группа: Состав группы спортсменов…
3 группа: Состав подарочного набора…
В словаре Даля определение.
Тема урока: Состав слова.
- Итак, какое это слово, судя по количеству
значений? (Многозначное)
- Как вы считаете, о чём пойдёт речь на
сегодняшнем уроке? Какие знания нам
потребуются?
- А сейчас предлагаю посмотреть на нашу
запись с точки зрения каллиграфии. Какие
элементы букв встретились, вам чаще других?
(Овал и полуовал)
- Запишите название темы в тетради
каллиграфически правильно. (Состав слова)
- Оцените свою работу.
Продолжаем наш урок словарной разминкой.
Отгадайте загадки и запишите отгадки.
(Велосипед, самолёт, автобус, машина,
трактор.)
_ Какое слово лишнее? Почему?
Запишите пословицу верно. В словах в скобках
выделите окончание и основу.
-Для чего нужны окончания?
(Что написано (перо), то не вырубишь (топор).)
2. Актуализация
знаний.
3.Этап
мотивации.
Вывод темы и
целеполагания
урока.
Физкультминутка.
Охрана зрения1) Погружение в
тему.
2) Закрепление.
Отработка знаний
правил через
работу с обратным
словарём:
а) Приставка
б) Суффикс
в) Окончание
г) Корень
У Маши и Миши возник спор. Откройте учебник
с. 74 – 75.
Приготовьтесь читать по ролям.
Выдвижение гипотез:
Что такое состав слова?
- Как называется профессия людей, которые
проверяют билеты при посадке, помогают нам
комфортно чувствовать себя в поездке?
(проводник)
Назовите, из каких частей состоит слово.
№ 79 – работа с Обратным словарём
(Словарный список: слова на –иха: ежиха,
моржиха, слониха, портниха, лосиха, ткачиха,
зайчиха, волчиха, паучиха; кроме слова
повариха )
- Когда мы уже работали с этими словами?
(Когда изучали, как делаются слова)
- Итак, что можете сказать о составе этих
слов? (Их состав одинаковый)
- Из каких частей состоит каждое слово? (Из
корня, суффикса и окончания)
- Есть ли в этих словах одинаковые части?
Какие именно? ( Суффикс и окончание)
- Это придаёт им что-то общее? Что именно с
точки зрения смысла? ( Суффикс –их- в
словах-предметах показывает, что все эти
слова женского пола; окончание –а – все слова –
женского рода)
- Разберём по составу первые 3 слова
(Спрашиваю 3-х человек)
- Проверим. (документкамера)
№ 80
работа с Обратным словарём
(Словарный список: слова на – ик: лобик, зубик,
кубик, …., ёжик, чижик,…., гномик)
-Миша и Маша уверены, что каждое из этих
слов состоит из 3-х частей. Вы согласны?
Докажите. (У каждого из этих слов есть корень,суффикс и нулевое окончание)
- Какой оттенок смысла сообщает всем словам
суффикс – ик? (Уменьшительно-ласкательный)
- О чём нам говорит нулевое окончание?( О том,
что сейчас его не видно, а появится оно, если
форму слова изменить.
- Измените (устно). (Лобики, нет зубика, кубики,
у ёжика и т.д.)
- Выполните разбор 3-х любых слов по составу.
№ 81– работа с Обратным словарём
(Словарный список: слово ЧИТАТЬ и все
родственные ему слова: зачитать, перечитать,
дочитать, почитать, прочитать)
- Рассмотрим эти слова с точки зрения
смысла. Начать предлагаю с плаката Летучей
Мыши. Что значит «зачитать книгу до дыр»?
(Истрепать) А ещё варианты есть? (Зачитать
отрывок)
-А остальные слова? (Прочитать ещё раз,
дочитать до конца, почитать перед сном,
прочитать полностью - завершить действие)
- Рассмотрите эти слова с точки зрения
состава. Сколько частей? (4) Назовите их.
(Приставка, корень и 2 суффикса)
- Есть ли в словах нулевое окончание? (Нет, так
как это – неопределённая, неизменяемая форма
слова)
- Какие части совершенно одинаковые?
(Корень, суффикс – а - и суффикс –ть )
- А чем отличаются слова? (Приставками,
придающими каждому слову свой смысл)
- Разберите по составу 3 любых слова.
- Проверим.
Деловая игра (работа в группах)
1. Научный отдел занимается выдвижением
2. Проектный отдел выстраивает алгоритм
гипотез о частях слова.
разбора слова по составу.
Физкультминутка
4. Этап
встраивания
нового
материала в
систему знаний
а) Составление
алгоритма разбора
слова по составу.
б) Закрепление5. Этап
подведения
итогов урока.
Рефлексия.
3. Художественный отдел представляет
данную проблему в виде подбора
однокоренных слов и разбора по составу.
1. Игра «Собери слово»
2. Расшифруйте слово, разбери по составу,
используя алгоритм.
- Могут ли существовать приставки и суффиксы
в речи самостоятельно от слов
- Мы составили…
- Мы научились…
Если вам было всё понятно и интересно
выберите улыбающийся смайлик.
Если у вас остались вопросы по теме выберите
равнодушный смайлик.
Если было не интересно и не понятно выберите
недовольный смайлик.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 2»
Тульская область, город Алексин
Открытый урок
по русскому языку
во 2 б классе
по теме:
Состав слова
Подготовил: учитель
начальных классов
Королёва Галина Анатольевна
2017 год