Презентация по русскому языку на тему "Стили и типы речи" (5 класс)

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 11.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация состоит из 37 слайдов. В содержание входит: 1.Устная и письменная речь 2.Стили речи 3.Типы речи. Презентация полностью раскрывает разновидности, характеристики и особенности речи. Оформлена красочно. Все понятия имеют доступный для детей формат, а так же имеются задания увлекательные задания.
Иконка файла материала stili_i_tipy_rechi.ppt
1.Устная и письменная речь.          Содержани е 2.Стили речи. 3.Типы речи.
Для чего нужна человеку речь ? РЕЧЬ ПОМОГАЕТ Общаться Делиться мыслями ,чувствами Договориться о чём- нибудь Согласовать свои действия. Похвалить, развеселить, рассмешить Предостеречь, посоветовать, Остановить. УСТНАЯ     РЕЧЬ  УСТНАЯ  РЕЧЬ     ИИ     ЕЁ   ЕЁ     РАЗНОВИДНОСТИ РАЗНОВИДНОСТИ ДИАЛО Г ПОЛИЛОГ         МОНОЛОГ
УСТНАЯ        РЕЧЬ •1.Те,кто говорят, видят и слышат друг друга. •2.Говорят, на ходу исправляя лишь те ошибки , которые заметят. •3.Говорящий видит реакцию собеседника
ХАРАКТЕРИСТИКИ •              •              устной   речи             1.ТЕМП  (скорость 1.ТЕМП  (скорость))             2.ГРОМКОСТЬ (сила  2.ГРОМКОСТЬ (сила  звучания) звучания)             3.ТЕМБР (окраска голоса) 3.ТЕМБР (окраска голоса)             4.ТОН 4.ТОН •              •              ТЕМП Быстро Очень быстро Нормально Скороговоркой Замедленно Агафонова Е.Е. Очень медленно
ГОЛОС                ГОЛОС                 ВЫСОКИЙ   НИЗКИЙ   ЕХИДНЫЙ    РОБКИЙ    ВКРАДЧИВЫЙ      ГРУБЫЙ 1.Прочитайте диалог , учитывая окраску голоса:           ­ Алло .Слушаю вас.           ­ Павлик дома?           ­ Нет, он ещё не приходил из школы. Возможны варианты:       спокойный       ­   резкий                                                       сердитый         ­   робкий                                                       уверенный      ­   испуганный.                                                                                                                       Варианты силы голоса :         громко, слишком громко ,  Агафонова Е.Е.
Невербальные ( несловесные )средства общения  очень  часто используются в разговоре , дополняя и разъясняя сказанное •                                Невербальные средства Жест Мимика Реакция собеседника Жест – движение , что­то выражающее или сопровождающее речь.  Мимика – движение лица, выражающее внутреннее душевное  состояние. Реакция собеседника –проявление отношения к чему­то или к кому­то
Пожалуйста , потише…     Пожалуйста , потише… ­В музее , кинотеатре и трамвае О том, о сём друг другу говорим, Но часто одного не замечаем, Что ,как в лесу дремучем, мы кричим. О том, что мы вчера ходили в гости, Что папа подарил велосипед, У дедушки к дождю разнылись кости, А, между прочим, дождика всё нет. ­Пожалуйста, потише! ­Пожалуйста, потише! ­Тсс! Тсс! Ччч!  В какое бы общественное место  Судьба сегодня вас не привела,­  Учтите , никому не интересно  Всё знать про ваши личные дела. 1.Прочитайте, продумывая силу голоса и интонацию, Подготовьтесь к чтению отдельных реплик полилога.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА          11. Говорите спокойно . Говорите спокойно           22. Не размахивайте руками. . Не размахивайте руками. 33. Следите за тем, какие слова вы . Следите за тем, какие слова вы подбираете. подбираете. 44. Умейте слушать другого. . Умейте слушать другого. 55. Говорите отчётливо, не спешите. . Говорите отчётливо, не спешите. Изменяйте интонацию, чтобы ваша Изменяйте интонацию, чтобы ваша речь речь не была монотонной. не была монотонной 66. Не разговаривайте слишком долго. . Не разговаривайте слишком долго. 7. Никогда не позволяйте себе грубо 7. Никогда не позволяйте себе грубо
ПИСЬМЕННАЯ    РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ    РЕЧЬ и её разновидности и её разновидности •Письмо                          Личный дневник • Изложение            Сочинение
ПИСЬМЕННАЯ     РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ     РЕЧЬ • 1.Тот, кто пишет, не видит и не слышит  того, к кому обращается. • 2.Пишут, при проверке исправляя все  ошибки . • 3.Пишущий реакцию собеседника не  видит, может только предугадать
Выбор стиля речи Выбор стиля речи В официальной обстановке Где говорим? Речевая ситуация С кем ? С какой  целью? В неофициальной обстановке   С одним человеком С большой аудиторией       Общение Сообщение Воздействие
Стили речи               Артисты говорят в гримёрной,               Твой  друг  беседует  с  тобой­               Стиль это просто                А не какой – нибудь иной.               Рассказ читаешь или стих,               Роман, поэму , пьесу –               Знай в них                                          стиль,               Стиль очень интересный.               Ещё есть стиль               Статей в журнале политическом,               Газетных очерков, заметок –               Запомни также стиль и этот.               А биографию открой –               А правила когда мы учим,               Употребляем стиль    Разговорный Художественный Публицистический Официально ­ деловой Научный
Стили речи  (где? с кем? зачем?)           Книжные                    Разговорный        НАУЧНЫЙ­ сообщение (термины)                 общение (разговорные слова, неполные предложения,диалог ) ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ –         воздействие     (образные слова) ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ           (сообщение) (особые слова и обороты)                           ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ       сообщение информации , воздействие (общественно­политическая лексика,совмещение торжественной лексики и разговорных средств ) Агафонова Е.Е.
важными Наиболее хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость условиям произрастания климату, почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность длительность хранения. и к (к
Директору ООО «Индиго» Гуриной Т.В. офис- менеджера Иванченко Ирины Алексеевны заявление. Прошу предоставить мне очередной отпуск с 18.10.12г. по 24.11.12г. 11.10.12г.
Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят,  Обнявшись, будто две сестры,  Струи Арагвы и Куры,  Был монастырь. Из­за горы  И нынче видит пешеход  Столбы обрушенных ворот,  И башни, и церковный свод;  Но не курится уж под ним  Кадильниц благовонный дым,  Не слышно пенье в поздний час  Молящих иноков за нас.  Теперь один старик седой,  Развалин страж полуживой,  Людьми и смертию забыт,  Сметает пыль с могильных плит,  Которых надпись говорит  О славе прошлой ­ и о том,  Как, удручён своим венцом,  Такой­то царь, в такой­то год,  Вручал России свой народ.
В XVI веке у Японских островов появились португальцы, первоначально выступившие посредниками в японо-китайской торговле. Японское правительство, видя явное техническое превосходство пришельцев и остро нуждаясь в огнестрельном оружии, направило на учёбу в Европу несколько молодых людей. Японские корабли дважды пересекали Тихий океан, доставляя посольства сёгуна (правителя страны) в Новую Испанию (Мексику).  Однако португальцы не ограничились торговлей, а попытались обратить местное население в католичество. Так же действовали явившиеся вслед за ними испанцы. Голландцев и англичан религиозные дела интересовали значительно меньше (голландцы даже помогли сёгуну разгромить проходившее под христианскими лозунгами восстание, разразившееся в 1637 году в Симабара).  В 1587 году всем миссионерам под угрозой смертной казни было приказано покинуть страну, более того, в 1612 году сёгун Токугава Иэясу объявил  христианство вне закона. Португальских и испанских торговцев изгнали. Было всенародно объявлено, что у них «кошачьи глаза, огромный нос, красные волосы и язык, как у сорокопута». Впрочем, голландцы, с точки зрения японцев, выглядели ненамного лучше: «Лица у них тёмные, болезненно-желтоватые, волосы жёлтые и глаза зелёные. Кто при виде их не обратился бы в бегство от страха?» Тем не менее этим «страшилищам» милостиво разрешили торговать в Японии, правда, лишь в одном порту — Нагасаки.
Разговорный стиль • Особенности разговорного стиля                 Цель - общение Cфера употребления – общение с близкими и хорошо  знакомыми людьми, сфера бытовых отношений и устная форма профессиональных.  Стилевые черты        ­ Мы не всегда знаем, о чём будем  говорить.        ­ Мы не знаем , какие  слова подберём.        ­ Мы должны видеть и слышать участника разговора.          Языковые средства: ограничен состав книжных слов,много просторечных слов,большое количество междометий, частиц, наличие неполных и коротких предложений, богатство интонаций. Агафонова Е.Е.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ      СТИЛЬ     РЕЧИ Сфера употребления – язык художественной литературы. Цель использования – создание художественного образа, эмоционально – эстетическое воздействие. Художественный стиль отличается образностью, широким использованием изобразительно –вырази­ тельных средств языка. Языковые средства :                            1.Эпитеты, сравнения, метафоры,                          гипербола и т. д.                       2.Стилистические фигуры ( фигуры речи) : анафора, антитеза ,бессоюзие ,градация , инверсия ,параллелизм ,риторический вопрос ,об­ ращение ,умолчание ,эллипсис, эпифора.
Художественный стиль речи 1 .Предназначен      для  создания           художественных, поэтических  образов , эмоционально – эстетического воздействия , и  все  языковые  средства , включаемые в художественное произведение, подчиняются  задачам данного стиля. 2.Основная функция – эстетическая. 3.К средствам художественной выразительности относятся РИТМ ,РИФМА ,ИНТОНАЦИЯ,ЗВУКОПИСЬ.  4.Характерная особенность – соединение различных стилей речи , совмещение слов «высоких» и «низких», присутствие разговорной лексики ,иногда – просторе­ чий , диалектизмов ,профессионализмов. 5.Тип речи – рассуждение ,рассуждение с элементами описания, описание .
Публицистический стиль •Публицистика - особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно- политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.
Публицистический стиль Публицистический стиль • Сфера употребления –стиль радио,  телевидения, газетных , журнальных статей.  • Цель – передача информации с  одновременным воздействием на читателя,   слушателя . • Жанры: информация, критическая заметка,   репортаж ,интервью ,статья,    рецензия, зарисовка, очерк ,фельетон. ОРАТОРСКАЯ  РЕЧЬ,  СУДЕБНАЯ РЕЧЬ . ДОКЛАД.
Особенности публицистического стиля Чтобы воздействовать на воображение и чув­ ства читателя , исполь­ зуются  ЭПИТЕТЫ, СРАВНЕНИЯ , МЕТА­ ФОРЫ, просторечные  слова, фразеологизмы   речи 1.ЛОГИЧНОСТЬ. 1.ЛОГИЧНОСТЬ. 2.ОБРАЗНОСТЬ. 2.ОБРАЗНОСТЬ. 3.ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ. 3.ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ 4.ОЦЕНОЧНОСТЬ. 4.ОЦЕНОЧНОСТЬ 5.ПРИЗЫВНОСТЬ. 5.ПРИЗЫВНОСТЬ 6.ОБЩЕСТВЕННО­ПОЛИТИ­ 6.ОБЩЕСТВЕННО­ПОЛИТИ­ ЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА ЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА Важнейшее качество –ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ:  Она рассчитана на широкую аудиторию и долж­ на быть понятна всем .
ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ     СТИЛЬ          Сфера  употребления ­ используется в официальной обста­ новке ( сфера  законодательства ,  делопроизводства, административно –правовой деятельности ).  Цель –сообщение, информирование. Основные жанры: законы, приказы ,постановления резолюции, протоколы, акты ,справки , инструкции, объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт  , докладная…) Особенности языка: 1.Официально – деловая лексика 2.Устойчивые ,  стандартизированные  обороты речи 3.Точность,не допускающая иного  толкования.
Официально – деловой стиль речи. Официально – деловой стиль речи.                           Сфера употребления – правовые , служебные , производственные отношения.  Цель использования – сообщение , информирование. Основные черты:    1.Точность, не допускающая иного толкования. 2.Неличный характер. 3.Стандартизованность,стереотипность построения текста. 4.Долженствующе­ предписывающий  характер.                    Языковые особенности. 1.Лексика – широкое употребление стандартных оборотов речи. специальной терминологии. 2.Синтаксис – осложнённые простые предложения. 3.Типы речи – почти отсутствуют повествование и описание. 4.Все документы лишены эмоциональности, отсутствуют изобразительные средства языка. Агафонова Е.Е.
Схема научного стиля речи • Речевая ситуация :    ЦЕЛЬ   ­ СООБЩЕНИЕ,ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ Стилевые черты: логичность изложения, отвлечённость и обобщённость, точность , доказательность, неэмоциональность и объективность Агафонова Е.Е.
Стилистический          эксперимент  Задание 1.Прочитайте текст два раза.  При первом чтении используйте первый синоним, данный в скобках, а затем прочитайте текст со вторым сино­ : нимом . Что получилось? 2.В чём заключается разница между двумя прозвучавшими текстами? 3.Что получится, если прочитать текст ещё  один раз, используя то первый, то второй синоним?   У ручья ( выросла, вымахала) красавица Роза . На ветку перед ней (сел, взгромоз­ дился) Соловей . С восхищением он( смотрел , уставился) на Розу, ( воспевая,  расхваливая ) её красоту . Соловьиные ( трели, верещания ) звучали над ручьём ,  и тот ( вторил, поддакивал ) им тихим ( журчанием , бульканьем ). Но пришла осень.( Опали , отвалились ) лепестки прекрасной Розы. Ручей ( унёс, уволок ) их вдаль , и ( смолкла , заглохла ) соловьиная песня.                                                                                            А.Смирнов.
Стилистический эксперимент • Задание: 1.В данном тексте встречаются синонимы к слову глаза: • • • глазёнки , гляделки. С какой целью использовал их автор ? 2.Как меняются прилагательные и глаголы, оказавшись рядом с этими синонимами? 3.Что , по вашему мнению, будут представлять собой люди – обладатели  глаз,  глазёнок , гляделок? Глаза . Были глаза: чёрные, прекрасные. Взглянут – и смотрят, и спрашивают. И  были  глазёнки: серые, плутоватые – всё шмыгают, ни на кого прямо не смотрят.    Спросили глаза :       ­  Что вы бегаете? Чего ищете ?   Забегали глазёнки, засуетились, говорят :      ­  Да  так себе ,понемножечку ,полегонечку , нельзя – помилуйте , надо же –  cами знаете .   И были гляделки : тусклые, нахальные .Уставятся и глядят. Спросили глаза :         ­ Что вы смотрите ? Что видите? Скосились гляделки , закричали :         ­ Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы ? Да мы вас ! Искали глаза глаз  таких же прекрасных , не нашли и сомкнулись.                                                                                  Ф. Сологуб. Агафонова Е.Е.
Типы речи Повествование     Описание    Рассуждение    Что произошло? Несколько рисунков (фотографий) глаголы           Какой? Один рисунок (фотография) прилагательные         Почему? Нет рисунков, фотографий.      наречия
Типы речи . Повествование. Типы речи . Повествование. • :Повествование Повествование – это рассказ, сообщение о каком – то событии в его временной последовательности. Композиционные особенности: Композиционные особенности:                                     1.  Произведения   повествовательного   типа   могут                                     начинаться сразу с завязки и даже с развязки действия                                    (т.е. событие может передаваться в прямой , хроноло­                                    гической   последовательности  и  в обратной ,  когда                                     мы  сначала  узнаём о  развязке , а потом  уже ­ о самом                                     дейcтвии).   2. Выразительная  и изобразительная  сила  повество­ вания заключается в наглядном представлении дейст­ вия. 3. Особая роль принадлежит глаголам, обозначающим  последовательно сменяющие друг друга события ,по­ могают развёртыванию повествования.
ПОВЕСТВОВАНИЕ –это рассказ , сообщение о каком­то событии в его  временной  последовательности. Главное –порядок протекания действия и развитие сюжета Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. Особая  роль принадлежит ГЛАГОЛАМ , особенно формам прошедшего време­ ни совершенного вида (они, обозначая последовательность событий, помога­ ют  развёртыванию  повествования ). К  тексту – повествованию можно поставить вопрос                                                                                         ЧТО  ПРОИЗОШЛО? Метод фотографирования – НЕСКОЛЬКО ФОТОГРАФИЙ.
Повествование и его структура КУЛЬМИНАЦИ Я вступление     Завязка     Развязка Заключени е
Описание и его Описание и его структура структура Описание – словесное изображение какого ­ либо явления действитель – ности  путём  перечисления  и  раскрытия   его  основных  признаков. Цель описания – сделать так , чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своём сознании.               Композиция описания: 1.Общее представление о предмете. 2.Отдельные признаки предмета.     (описание деталей, частей) 3.Авторская оценка, вывод ,заключение . Языковые особенности: 1. Широкое   использование слов, обозначающих качест­ ва , свойства  предметов . 2. Употребление   глаголов  несовершенного  вида  в  форме прошедшего  времени, а  для  особой  наглядности , изобразительности – в фор­ ме настоящего времени. 3. Важную   роль  играют  определения , назывные  и   неполные  предложения .
Объекты описания                      Объекты описания в  зависимости  от   ситуации   и целей  могут быть самые  разные
Рассуждение и его Рассуждение и его структура структура Рассуждение – это словесное  изложение , разъяснение, подтверждение                               какой – либо мысли .  Рассуждение  – очень важный тип речи: чтобы  убедить в чём – то, надо уметь рассуждать , доказывать , логически мыслить , делать обоснован­ ные выводы . Это умение необходимо ,чтобы опровергнуть точку зрения оппонента , с которым вы не согласны.                              Композиция 1. Тезис ( высказывается какая – то мысль ) 2. Аргументы( доказательства  или  опровержение  этой  мысли).              а)…              б)…              в)… 3. Вывод ( заключение ) Убедительные, сопровождаемые примерами
Рассуждение и его     Рассуждение и его характерные особенности характерные особенности а) тезис был доказуемым и чётко сформулированным Важно, чтобы б) аргументы  были убедительными, их должно быть    достаточно  для  доказательства  вашего   тезиса в) между тезисом и аргументами, а также отдельными     аргументами устанавливалась логическая  и грам ­             матическая  связь г) каждый аргумент подтверждал именно выдвинутый         вами тезис , а не что – то другое ( факт – самое  бес –    спорное доказательство). д) для грамматической  связи  между  аргументами , а     также между тезисом и аргументами использовались    вводные слова: во – первых , во – вторых , наконец ,            итак , следовательно , таким образом Жанровые формы рассуждения Письмо Статья  Рецензия        Доклад       Полемический диалог