Презентация состоит из 37 слайдов. В содержание входит: 1.Устная и письменная речь 2.Стили речи 3.Типы речи. Презентация полностью раскрывает разновидности, характеристики и особенности речи. Оформлена красочно. Все понятия имеют доступный для детей формат, а так же имеются задания увлекательные задания.
1.Устная и письменная речь.
Содержани
е
2.Стили речи.
3.Типы речи.
Для чего нужна человеку речь ?
РЕЧЬ ПОМОГАЕТ
Общаться
Делиться мыслями ,чувствами
Договориться о чём- нибудь
Согласовать свои действия.
Похвалить, развеселить, рассмешить
Предостеречь, посоветовать,
Остановить.
УСТНАЯ РЕЧЬ
УСТНАЯ
РЕЧЬ ИИ ЕЁ
ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ
РАЗНОВИДНОСТИ
ДИАЛО
Г
ПОЛИЛОГ
МОНОЛОГ
УСТНАЯ РЕЧЬ
•1.Те,кто говорят, видят и слышат
друг друга.
•2.Говорят, на ходу исправляя
лишь те ошибки , которые
заметят.
•3.Говорящий видит реакцию
собеседника
ХАРАКТЕРИСТИКИ
•
•
устной речи
1.ТЕМП (скорость
1.ТЕМП (скорость))
2.ГРОМКОСТЬ (сила
2.ГРОМКОСТЬ (сила
звучания)
звучания)
3.ТЕМБР (окраска голоса)
3.ТЕМБР (окраска голоса)
4.ТОН
4.ТОН
•
•
ТЕМП
Быстро
Очень быстро
Нормально
Скороговоркой
Замедленно
Агафонова Е.Е.
Очень медленно
ГОЛОС
ГОЛОС
ВЫСОКИЙ НИЗКИЙ ЕХИДНЫЙ РОБКИЙ ВКРАДЧИВЫЙ ГРУБЫЙ
1.Прочитайте диалог , учитывая окраску
голоса:
Алло .Слушаю вас.
Павлик дома?
Нет, он ещё не приходил из школы.
Возможны варианты: спокойный резкий
сердитый робкий
уверенный испуганный.
Варианты силы голоса : громко, слишком громко ,
Агафонова Е.Е.
Невербальные ( несловесные )средства общения очень
часто используются в разговоре , дополняя и разъясняя
сказанное
•
Невербальные
средства
Жест
Мимика
Реакция собеседника
Жест – движение , чтото выражающее или сопровождающее речь.
Мимика – движение лица, выражающее внутреннее душевное
состояние.
Реакция собеседника –проявление отношения к чемуто или к комуто
Пожалуйста , потише…
Пожалуйста , потише…
В музее , кинотеатре и трамвае
О том, о сём друг другу говорим,
Но часто одного не замечаем,
Что ,как в лесу дремучем, мы кричим.
О том, что мы вчера ходили в гости,
Что папа подарил велосипед,
У дедушки к дождю разнылись кости,
А, между прочим, дождика всё нет.
Пожалуйста, потише!
Пожалуйста, потише!
Тсс! Тсс! Ччч!
В какое бы общественное место
Судьба сегодня вас не привела,
Учтите , никому не интересно
Всё знать про ваши личные дела.
1.Прочитайте, продумывая силу голоса и интонацию,
Подготовьтесь к чтению отдельных реплик полилога.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА
11. Говорите спокойно
. Говорите спокойно
22. Не размахивайте руками.
. Не размахивайте руками.
33. Следите за тем, какие слова вы
. Следите за тем, какие слова вы
подбираете.
подбираете.
44. Умейте слушать другого.
. Умейте слушать другого.
55. Говорите отчётливо, не спешите.
. Говорите отчётливо, не спешите.
Изменяйте интонацию, чтобы ваша
Изменяйте интонацию, чтобы ваша
речь речь
не была монотонной.
не была монотонной
66. Не разговаривайте слишком долго.
. Не разговаривайте слишком долго.
7. Никогда не позволяйте себе грубо
7. Никогда не позволяйте себе грубо
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
и её разновидности
и её разновидности
•Письмо Личный
дневник
• Изложение
Сочинение
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
• 1.Тот, кто пишет, не видит и не слышит
того, к кому обращается.
• 2.Пишут, при проверке исправляя все
ошибки .
• 3.Пишущий реакцию собеседника не
видит, может только предугадать
Выбор стиля речи
Выбор стиля речи
В официальной обстановке
Где говорим?
Речевая
ситуация
С кем ?
С какой
целью?
В неофициальной обстановке
С одним человеком
С большой аудиторией
Общение
Сообщение
Воздействие
Стили речи
Артисты говорят в гримёрной,
Твой друг беседует с тобой
Стиль это просто
А не какой – нибудь иной.
Рассказ читаешь или стих,
Роман, поэму , пьесу –
Знай в них стиль,
Стиль очень интересный.
Ещё есть стиль
Статей в журнале политическом,
Газетных очерков, заметок –
Запомни также стиль и этот.
А биографию открой –
А правила когда мы учим,
Употребляем стиль
Разговорный
Художественный
Публицистический
Официально деловой
Научный
Стили речи
(где? с кем? зачем?)
Книжные Разговорный
НАУЧНЫЙ
сообщение
(термины)
общение
(разговорные слова, неполные
предложения,диалог )
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ –
воздействие
(образные слова)
ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ
(сообщение)
(особые слова и обороты)
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ
сообщение информации , воздействие
(общественнополитическая лексика,совмещение
торжественной лексики и разговорных средств )
Агафонова Е.Е.
важными
Наиболее
хозяйственно-биологическими
признаками сортов являются:
стойкость
условиям
произрастания
климату,
почве, вредителям и болезням),
долговечность,
транспортабельность
длительность хранения.
и
к
(к
Директору ООО
«Индиго»
Гуриной Т.В.
офис-
менеджера
Иванченко Ирины
Алексеевны
заявление.
Прошу предоставить мне очередной
отпуск с 18.10.12г. по 24.11.12г.
11.10.12г.
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Изза горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой и о том,
Как, удручён своим венцом,
Такойто царь, в такойто год,
Вручал России свой народ.
В XVI веке у Японских островов появились португальцы, первоначально
выступившие посредниками в японо-китайской торговле. Японское
правительство, видя явное техническое превосходство пришельцев и остро
нуждаясь в огнестрельном оружии, направило на учёбу в Европу несколько
молодых людей. Японские корабли дважды пересекали Тихий океан,
доставляя посольства сёгуна (правителя страны) в Новую Испанию
(Мексику).
Однако португальцы не ограничились торговлей, а попытались обратить
местное население в католичество. Так же действовали явившиеся вслед за
ними испанцы. Голландцев и англичан религиозные дела интересовали
значительно меньше (голландцы даже помогли сёгуну разгромить
проходившее под христианскими лозунгами восстание, разразившееся в
1637 году в Симабара).
В 1587 году всем миссионерам под угрозой смертной казни было приказано
покинуть страну, более того, в 1612 году сёгун Токугава Иэясу объявил
христианство вне закона. Португальских и испанских торговцев изгнали.
Было всенародно объявлено, что у них «кошачьи глаза, огромный нос,
красные волосы и язык, как у сорокопута». Впрочем, голландцы, с точки
зрения японцев, выглядели ненамного лучше: «Лица у них тёмные,
болезненно-желтоватые, волосы жёлтые и глаза зелёные. Кто при виде их не
обратился бы в бегство от страха?» Тем не менее этим «страшилищам»
милостиво разрешили торговать в Японии, правда, лишь в одном порту —
Нагасаки.
Разговорный стиль
• Особенности разговорного стиля
Цель - общение
Cфера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми,
сфера бытовых отношений и устная форма профессиональных.
Стилевые черты Мы не всегда знаем, о чём будем говорить.
Мы не знаем , какие слова подберём.
Мы должны видеть и слышать участника разговора.
Языковые средства: ограничен состав книжных слов,много просторечных
слов,большое количество междометий, частиц, наличие неполных и коротких
предложений, богатство интонаций.
Агафонова Е.Е.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Сфера употребления – язык художественной литературы.
Цель использования – создание художественного образа,
эмоционально – эстетическое воздействие.
Художественный стиль отличается образностью,
широким использованием изобразительно –вырази
тельных средств языка.
Языковые средства :
1.Эпитеты, сравнения, метафоры,
гипербола и т. д.
2.Стилистические фигуры ( фигуры
речи) : анафора, антитеза ,бессоюзие ,градация ,
инверсия ,параллелизм ,риторический вопрос ,об
ращение ,умолчание ,эллипсис, эпифора.
Художественный стиль речи
1 .Предназначен для создания художественных,
поэтических образов , эмоционально – эстетического
воздействия , и все языковые средства , включаемые
в художественное произведение, подчиняются задачам
данного стиля.
2.Основная функция – эстетическая.
3.К средствам художественной выразительности
относятся РИТМ ,РИФМА ,ИНТОНАЦИЯ,ЗВУКОПИСЬ.
4.Характерная особенность – соединение различных
стилей речи , совмещение слов «высоких» и «низких»,
присутствие разговорной лексики ,иногда – просторе
чий , диалектизмов ,профессионализмов.
5.Тип речи – рассуждение ,рассуждение с элементами
описания, описание .
Публицистический
стиль
•Публицистика - особый
тип литературных
произведений,
в которых освещаются,
разъясняются актуальные
вопросы общественно-
политической жизни,
поднимаются
нравственные проблемы.
Публицистический стиль
Публицистический стиль
• Сфера употребления –стиль радио,
телевидения, газетных , журнальных статей.
• Цель – передача информации с
одновременным воздействием на читателя,
слушателя .
• Жанры: информация, критическая заметка,
репортаж ,интервью ,статья,
рецензия, зарисовка, очерк ,фельетон.
ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ, СУДЕБНАЯ РЕЧЬ . ДОКЛАД.
Особенности
публицистического стиля
Чтобы воздействовать
на воображение и чув
ства читателя , исполь
зуются ЭПИТЕТЫ,
СРАВНЕНИЯ , МЕТА
ФОРЫ, просторечные
слова, фразеологизмы
речи
1.ЛОГИЧНОСТЬ.
1.ЛОГИЧНОСТЬ.
2.ОБРАЗНОСТЬ.
2.ОБРАЗНОСТЬ.
3.ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ.
3.ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
4.ОЦЕНОЧНОСТЬ.
4.ОЦЕНОЧНОСТЬ
5.ПРИЗЫВНОСТЬ.
5.ПРИЗЫВНОСТЬ
6.ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИ
6.ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИ
ЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА
ЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА
Важнейшее качество –ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ:
Она рассчитана на широкую аудиторию и долж
на быть понятна всем .
ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ
Сфера употребления используется в официальной обста
новке ( сфера законодательства , делопроизводства,
административно –правовой деятельности ).
Цель –сообщение, информирование.
Основные жанры: законы, приказы ,постановления
резолюции, протоколы, акты ,справки , инструкции,
объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт ,
докладная…)
Особенности языка:
1.Официально – деловая лексика
2.Устойчивые ,
стандартизированные
обороты речи
3.Точность,не допускающая иного
толкования.
Официально – деловой стиль речи.
Официально – деловой стиль речи.
Сфера употребления – правовые , служебные , производственные
отношения.
Цель использования – сообщение , информирование.
Основные черты:
1.Точность, не допускающая иного
толкования.
2.Неличный характер.
3.Стандартизованность,стереотипность
построения текста.
4.Долженствующе
предписывающий характер.
Языковые особенности.
1.Лексика – широкое употребление стандартных оборотов речи.
специальной терминологии.
2.Синтаксис – осложнённые простые предложения.
3.Типы речи – почти отсутствуют повествование и описание.
4.Все документы лишены эмоциональности, отсутствуют изобразительные
средства языка.
Агафонова Е.Е.
Схема научного стиля
речи
• Речевая ситуация :
ЦЕЛЬ СООБЩЕНИЕ,ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ
Стилевые черты: логичность изложения, отвлечённость и обобщённость,
точность , доказательность, неэмоциональность и объективность
Агафонова Е.Е.
Стилистический эксперимент
Задание
1.Прочитайте текст два раза. При первом чтении используйте первый
синоним, данный в скобках, а затем прочитайте текст со вторым сино
:
нимом . Что получилось?
2.В чём заключается разница между двумя прозвучавшими текстами?
3.Что получится, если прочитать текст ещё один раз, используя то первый, то второй
синоним?
У ручья ( выросла, вымахала) красавица Роза . На ветку перед ней (сел, взгромоз
дился) Соловей . С восхищением он( смотрел , уставился) на Розу, ( воспевая,
расхваливая ) её красоту . Соловьиные ( трели, верещания ) звучали над ручьём ,
и тот ( вторил, поддакивал ) им тихим ( журчанием , бульканьем ).
Но пришла осень.( Опали , отвалились ) лепестки прекрасной Розы. Ручей ( унёс,
уволок ) их вдаль , и ( смолкла , заглохла ) соловьиная песня.
А.Смирнов.
Стилистический эксперимент
• Задание: 1.В данном тексте встречаются синонимы к слову глаза:
•
•
•
глазёнки , гляделки. С какой целью использовал их автор ?
2.Как меняются прилагательные и глаголы, оказавшись рядом с этими синонимами?
3.Что , по вашему мнению, будут представлять собой люди – обладатели глаз,
глазёнок , гляделок?
Глаза
.
Были глаза: чёрные, прекрасные. Взглянут – и смотрят, и спрашивают. И были
глазёнки: серые, плутоватые – всё шмыгают, ни на кого прямо не смотрят.
Спросили глаза :
Что вы бегаете? Чего ищете ?
Забегали глазёнки, засуетились, говорят :
Да так себе ,понемножечку ,полегонечку , нельзя – помилуйте , надо же –
cами знаете .
И были гляделки : тусклые, нахальные .Уставятся и глядят. Спросили глаза :
Что вы смотрите ? Что видите?
Скосились гляделки , закричали :
Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы ? Да мы вас !
Искали глаза глаз таких же прекрасных , не нашли и сомкнулись.
Ф. Сологуб.
Агафонова Е.Е.
Типы речи
Повествование
Описание
Рассуждение
Что произошло?
Несколько рисунков
(фотографий)
глаголы
Какой?
Один рисунок
(фотография)
прилагательные
Почему?
Нет рисунков,
фотографий.
наречия
Типы речи . Повествование.
Типы речи . Повествование.
• :Повествование
Повествование – это рассказ, сообщение о каком – то событии в его
временной последовательности.
Композиционные особенности:
Композиционные особенности:
1. Произведения повествовательного типа могут
начинаться сразу с завязки и даже с развязки действия
(т.е. событие может передаваться в прямой , хроноло
гической последовательности и в обратной , когда
мы сначала узнаём о развязке , а потом уже о самом
дейcтвии).
2. Выразительная и изобразительная сила повество
вания заключается в наглядном представлении дейст
вия.
3. Особая роль принадлежит глаголам, обозначающим
последовательно сменяющие друг друга события ,по
могают развёртыванию повествования.
ПОВЕСТВОВАНИЕ –это рассказ , сообщение о какомто событии в его
временной последовательности.
Главное –порядок протекания действия и развитие сюжета
Выразительная и изобразительная сила повествования заключается
прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей
и явлений во времени и пространстве.
Особая роль принадлежит ГЛАГОЛАМ , особенно формам прошедшего време
ни совершенного вида (они, обозначая последовательность событий, помога
ют развёртыванию повествования ).
К тексту – повествованию можно поставить вопрос
ЧТО ПРОИЗОШЛО?
Метод фотографирования – НЕСКОЛЬКО ФОТОГРАФИЙ.
Повествование и его
структура
КУЛЬМИНАЦИ
Я
вступление
Завязка
Развязка
Заключени
е
Описание и его
Описание и его
структура
структура
Описание – словесное изображение какого либо явления действитель –
ности путём перечисления и раскрытия его основных признаков.
Цель описания – сделать так , чтобы читатель (слушатель)
увидел предмет описания, представил его в своём сознании.
Композиция описания:
1.Общее представление о предмете.
2.Отдельные признаки предмета.
(описание деталей, частей)
3.Авторская оценка, вывод ,заключение .
Языковые особенности:
1. Широкое использование
слов, обозначающих качест
ва , свойства предметов .
2. Употребление глаголов
несовершенного вида в
форме прошедшего
времени,
а для особой наглядности ,
изобразительности – в фор
ме настоящего времени.
3. Важную роль играют
определения , назывные и
неполные предложения .
Объекты описания
Объекты описания
в зависимости от ситуации и целей
могут быть самые разные
Рассуждение и его
Рассуждение и его
структура
структура
Рассуждение – это словесное изложение , разъяснение, подтверждение
какой – либо мысли .
Рассуждение – очень важный тип речи: чтобы убедить в чём – то, надо
уметь рассуждать , доказывать , логически мыслить , делать обоснован
ные выводы . Это умение необходимо ,чтобы опровергнуть точку зрения
оппонента , с которым вы не согласны.
Композиция
1. Тезис ( высказывается какая – то мысль )
2. Аргументы( доказательства или опровержение этой мысли).
а)…
б)…
в)…
3. Вывод ( заключение )
Убедительные, сопровождаемые примерами
Рассуждение и его
Рассуждение и его
характерные особенности
характерные особенности
а) тезис был доказуемым и чётко сформулированным
Важно, чтобы
б) аргументы были убедительными, их должно быть
достаточно для доказательства вашего тезиса
в) между тезисом и аргументами, а также отдельными
аргументами устанавливалась логическая и грам
матическая связь
г) каждый аргумент подтверждал именно выдвинутый
вами тезис , а не что – то другое ( факт – самое бес –
спорное доказательство).
д) для грамматической связи между аргументами , а
также между тезисом и аргументами использовались
вводные слова: во – первых , во – вторых , наконец ,
итак , следовательно , таким образом
Жанровые формы рассуждения
Письмо
Статья
Рецензия Доклад Полемический диалог