Открытый урок
Тема: « Обращение трезвучий»
Разработала:
Кунафина Наталья Валерьевна,
МБОУ ДОД «Федоровская ДШИ», преподаватель, Сургутский район, г.п. Федоровский.
Предмет: сольфеджио
Возраст детей: младший школьный возраст (9-10 лет).
Место проведения: МБОУ ДОД «Федоровская ДШИ»
ЦЕЛЬ УРОКА:
Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально-теоретических дисциплин и музыкаль-
ной практикой учащихся
Обучающие задачи:
Повторить и закрепить теоретические сведения
Ввести новую терминологию
Освоить новые метроритмические формулы
Закрепить навыки целостного анализа музыкального текста
Сформировать навыки семантического анализа музыкального текста
Развивающие задачи: Развивать музыкальное мышление. Развивать
ладовые ощущения, музыкально-слуховые представления учащихся
Воспитывающие задачи: Воспитывать умение работать в группе. Воспитывать
творческую активность учащихся. Повышать исполнительскую грамотность учащихся.
Организационная структура занятия
Виды деятельности
Музыкальный диктант, интонационный этюд, практические и творческие задания, чтение с листа, слуховой анализ, анализ музыкального текста, подбор
баса к мелодии, упражнения на фортепиано, интонационные упражнения
уупражненупражнения
Тип урока
Комбинированный
Методические приемы
Анализ, сравнение, обобщение, наглядно-зрительные, эвристические(частично
поисковые), игровые , проблемный метод
Формы работы
Коллективная, индивидуальная, работа в парах, тройках по цепочке
Оборудование
Музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, схемы, наглядные пособия (разноцветные кубики, магниты), карточки интервалов, фишки, цветные мелки, шумовые инструменты (бубен. ложки)
Использование эффектив-
ных педагогических
технологий.
Метод проблемного обучения ( музыкальные диалоги и ролевые игры)
Образовательные ресурсы
Первозванская Т.Е. Мир музыки Полный курс теоретических дисциплин
Сольфеджио 3 класс
Первозванская Т.Е. Мир музыки Полный курс теоретических дисциплин
Рабочая тетрадь по сольфеджио 3 класс
Поплянова «Чики, брики, гав»
Организационный момент: Приветствие учителя (эмоциональный настрой учащихся).
ЭТАПЫ РАБОТЫ
Основная часть: объяснение и закрепление нового материала, интонационные упражнения, упражнения на фортепиано, практические и игровые задания, чтение с листа, анализ музыкального текста, интонационный этюд, слуховой анализ, музыкальный диктант.
Вхождение в тему: Разгадывание кроссворда ,объявление темы урока.
Заключительная часть: Подведение итогов . Оценка деятельности учащихся. Запись домашнего задания.
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
1 мин.
3 мин.
39 мин.
2 мин.
Содержание
Цели и задачи урока
Организационная структура занятия
Этапы работы
Вхождение в тему
Объяснение нового материала
Практическое задание
Построение в тональности
Упражнение на фортепиано
Чтение с листа, анализ музыкального текста
Подбор к мелодии функционального баса
Интонационный этюд
Музыкальный диктант
Слуховой анализ
Подведение итогов
Домашнее задание
Разгадай кроссворд
По горизонтали:
2.Динамически оттенок
4.Название интервала
6.Графическое обозначение звука
7.Силовое выделение звука
9.Три звука через один
10.Интервал, который делит октаву пополам
По вертикали:
1Перенос нижнего звука на ч.8 вверх или наоборот
3.Расстояние между сильными долями
5.Нота на 1 линейке басового ключа
8.Момент расчленения в музыке
9.Название I ступени лада
Обращения трезвучия
Ребята, давайте выясним, а сколько обращений имеет трезвучие? Для этого нам понадобятся разноцветные кубики. Представим, что каждый из кубиков – это соответствующий звук трезвучия и выполним перемещения
1
3
55
3
5
1
5
1
3
Названия звуков трезвучия
5 (квинта) –квинтовый тон ( кубик желтого цвета)
3 (терция)- терцовый тон (кубик синего цвета)
1 (прима) – основной тон(кубик красного цвета)
1
3
5
Практическое задание
А сейчас давайте переведем цифры на кубиках в ноты и выпишем на доске тоническое трезвучие с обращениями в пройденных тональностях, подписав обозначения
Интонируем построенные аккорды
Игра «Разноцветные аккорды»
А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. Правила игры: к доске приглашаются трое учащихся, которым раздаются цветные мелки. Каждому из них предлагается в выписанной на доске аккордовой последовательности найти и раскрасить
трезвучия – красным цветом
секстаккорды – синим цветом
квартсекстаккорды – зеленым цветом
Побеждает тот, кто быстрее и правильно справится с заданием. Желаю удачи!
Чтение с листа
В качестве примеров для пения мы с вами обратимся к старинным западно-европейским танцам контрдансу и гавоту. Но сначала совершим небольшой экскурс в историю:
Веселый галоп родился в Германии около 400 лет назад, в переводе означает «хорошо бежать», исполняется в стремительном темпе со скачками.
Контрданс родился в Англии как народный хороводный танец, стал популярным, попав на бал, отличается более свободными движениями, его могли танцевать все присутствующие.
Анализ музыкального текста
Проанализируем данные нотные примеры по следующему плану:
тональность (Ре мажор, Соль мажор)
размер (две четверти)
мелодия (движение по звукам аккордов)
форма (квадратный период повторного строения, простая двухчастная репризная)
структура периода в буквенном выражении (а+в+а+с, а+в+а+в1, в2+в3+а+в5)
ритмический рисунок (сольмизируем с тактированием)
Подбор баса к мелодии
Следующее наше задание – творческое. Для начала давайте вспомним основные правила подбора баса:
басовый голос более спокойный
ровные длительности должны подчеркивать характер мелодических оборотов
где оборот мелодии устойчив – звучит тоника
где неустойчив – доминанта
Далее проигрываем мелодии с основными звуками Т и Д в аккомпанементе
Интонационный этюд
Сюжет первый «Танцевальный конкурс»
Делим мелодию на две смысловые реплики и распределяем их между участниками сцены: т.1-2 – 1 танцор, т.3-4 – 2 танцор
Исполняем в разном составе:
сольфеджируя голосом (2солиста, хором)
чередуя реплики в разных регистрах фортепиано(нижний – 1 танцор, верхний -2 танцор) с инструментальным сопровождением фортепиано (функциональный бас)
в сопровождении голосов ритмического остинато (хлопки - 1 танцор, «удары каблуком» - 2 танцор)
все это время танцорам помогали музыканты своей ритмичной и непрерывной игрой (удары бубна на сильной доле)
Интонационный этюд
Сюжет второй «Мы танцуем»
Меняем участников сцены и изображаем выступление Девочек (т.1-2) и Мальчиков (т.3-4)
Исполняем мелодию в диалоге двух реплик (девочки и мальчики исполняют отдельно каждый свою реплику)
Показываем, как танцоры объединяются в пары: т. 9-12 поем хором все вместе
Выбираем шумовые инструменты, которые будут звучать на празднике: (бубен, ложки)
Музыкальный диктант
Перед вами мелодия диктанта с пропущенными тактами и вариантами ответов, ваша задача:
прослушать мелодию целиком
определить тональность, размер, структуру
выбрать правильные номера ответов и вписать их в пропущенные такты
Игра «Музыкальный паровозик»(слуховой анализ интервалов)
В конце нашего урока мы с вами отравимся в страну «Звуколярию» на музыкальном паровозике. Все превращаются в машинистов. Пассажирами будут интервалы! Я – главный контролер! Поехали!
М.3
Б.2
Ч.1
Б.6
Ч.5
Подведение итоговРефлексия
Давайте вернёмся к цели и задачам нашего урока.
Были ли они достигнуты?
Выполнили вы задачи, которые ставили перед собой?
Что не удалось? Что понравилось?
Выберите солнышко, подходящее вашему настроению
Домашнее задание
играть и петь трезвучия с обращениями в тональностях до 3-х знаков
галоп и контрданс петь, басы играть
придумать сюжет интонационного этюда, разработать исполнительский сценарий
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.