Презентация по сольфеджио на тему "Обращения трезвучий" (3 класс, сольфеджио)

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 03.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально-теоретичеких дисциплин и музыкальной практикой учащихся. Задачи урока: Обучаюшие: 1. Повторить и закрепить теоретические сведения 2. Ввести новую терминологию 3. Освоить новые метроритмические формулы 4. Закрепить навыки целостного анализа музыкального текста 5. Сформировать навыки семантического анализа музыкального текста Развивающие: 1. Развивать музыкальное мышление 2. Развивать ладовые ощущения 3. Развивать навыки ориентирования в тональности Воспитательные: 1. Воспитывать умение работать в группе 2. Воспитывать творческую активность 3. Повышать исполнительскую грамотность учащихся
Иконка файла материала Обращение трезвучий.pptx

Открытый урок
Тема: « Обращение трезвучий»

Разработала:
Кунафина Наталья Валерьевна,
МБОУ ДОД «Федоровская ДШИ», преподаватель, Сургутский район, г.п. Федоровский.

Предмет: сольфеджио
Возраст детей: младший школьный возраст (9-10 лет).
Место проведения: МБОУ ДОД «Федоровская ДШИ»

ЦЕЛЬ УРОКА:
Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально-теоретических дисциплин и музыкаль-
ной практикой учащихся

Обучающие задачи:
Повторить и закрепить теоретические сведения
Ввести новую терминологию
Освоить новые метроритмические формулы
Закрепить навыки целостного анализа музыкального текста
Сформировать навыки семантического анализа музыкального текста

Развивающие задачи: Развивать музыкальное мышление. Развивать
ладовые ощущения, музыкально-слуховые представления учащихся

Воспитывающие задачи: Воспитывать умение работать в группе. Воспитывать
творческую активность учащихся. Повышать исполнительскую грамотность учащихся.

Организационная структура занятия

Виды деятельности

Музыкальный диктант, интонационный этюд, практические и творческие задания, чтение с листа, слуховой анализ, анализ музыкального текста, подбор
баса к мелодии, упражнения на фортепиано, интонационные упражнения


уупражненупражнения

Тип урока

Комбинированный

Методические приемы

Анализ, сравнение, обобщение, наглядно-зрительные, эвристические(частично
поисковые), игровые , проблемный метод

Формы работы

Коллективная, индивидуальная, работа в парах, тройках по цепочке

Оборудование

Музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, схемы, наглядные пособия (разноцветные кубики, магниты), карточки интервалов, фишки, цветные мелки, шумовые инструменты (бубен. ложки)

Использование эффектив-
ных педагогических
технологий.

Метод проблемного обучения ( музыкальные диалоги и ролевые игры)

Образовательные ресурсы

Первозванская Т.Е. Мир музыки Полный курс теоретических дисциплин
Сольфеджио 3 класс
Первозванская Т.Е. Мир музыки Полный курс теоретических дисциплин
Рабочая тетрадь по сольфеджио 3 класс
Поплянова «Чики, брики, гав»

Организационный момент: Приветствие учителя (эмоциональный настрой учащихся).

ЭТАПЫ РАБОТЫ

Основная часть: объяснение и закрепление нового материала, интонационные упражнения, упражнения на фортепиано, практические и игровые задания, чтение с листа, анализ музыкального текста, интонационный этюд, слуховой анализ, музыкальный диктант.

Вхождение в тему: Разгадывание кроссворда ,объявление темы урока.

Заключительная часть: Подведение итогов . Оценка деятельности учащихся. Запись домашнего задания.

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

1 мин.

3 мин.

39 мин.

2 мин.

Содержание

Цели и задачи урока
Организационная структура занятия
Этапы работы
Вхождение в тему
Объяснение нового материала
Практическое задание
Построение в тональности
Упражнение на фортепиано
Чтение с листа, анализ музыкального текста
Подбор к мелодии функционального баса
Интонационный этюд
Музыкальный диктант
Слуховой анализ
Подведение итогов
Домашнее задание

Разгадай кроссворд

По горизонтали:
2.Динамически оттенок
4.Название интервала
6.Графическое обозначение звука
7.Силовое выделение звука
9.Три звука через один
10.Интервал, который делит октаву пополам
По вертикали:
1Перенос нижнего звука на ч.8 вверх или наоборот
3.Расстояние между сильными долями
5.Нота на 1 линейке басового ключа
8.Момент расчленения в музыке
9.Название I ступени лада

Обращение

действие при котором «основание» становится «вершиной» или наоборот, перенос нижнего звука на ч.8 вверх или верхнего звука на ч.8 вниз

Обращения трезвучия

Ребята, давайте выясним, а сколько обращений имеет трезвучие? Для этого нам понадобятся разноцветные кубики. Представим, что каждый из кубиков – это соответствующий звук трезвучия и выполним перемещения  

1

3

55

3

5

1

5

1

3

Названия звуков трезвучия

5 (квинта) –квинтовый тон ( кубик желтого цвета)
3 (терция)- терцовый тон (кубик синего цвета)
1 (прима) – основной тон(кубик красного цвета)

1

3

5

Названия обращений трезвучия

Запоминаем названия обращений:
первое обращение – секстаккорд (Т6)
второе обращение – квартсекстаккорд (Т64)
 


Т53 Т6 Т64

М.3

М.3

Б.3

Б.3

Ч.4

Ч.4

Ч.4

Ч.4

Строение обращений мажорного и минорного трезвучий

Б6

М6

Б64

М64

Практическое задание

А сейчас давайте переведем цифры на кубиках в ноты и выпишем на доске тоническое трезвучие с обращениями в пройденных тональностях, подписав обозначения
Интонируем построенные аккорды

Упражнения на фортепиано

 
Построим на фортепиано обращения тонического трезвучия в тональности Ми-бемоль мажор, поиграем ими в разных ритмах (работа парами за инструментом в разных регистрах)

Игра «Разноцветные аккорды»

А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. Правила игры: к доске приглашаются трое учащихся, которым раздаются цветные мелки. Каждому из них предлагается в выписанной на доске аккордовой последовательности найти и раскрасить
трезвучия – красным цветом
секстаккорды – синим цветом
квартсекстаккорды – зеленым цветом 
Побеждает тот, кто быстрее и правильно справится с заданием. Желаю удачи!

Чтение с листа

В качестве примеров для пения мы с вами обратимся к старинным западно-европейским танцам контрдансу и гавоту. Но сначала совершим небольшой экскурс в историю:
Веселый галоп родился в Германии около 400 лет назад, в переводе означает «хорошо бежать», исполняется в стремительном темпе со скачками.
Контрданс родился в Англии как народный хороводный танец, стал популярным, попав на бал, отличается более свободными движениями, его могли танцевать все присутствующие.
 
 

Примеры для чтения с листа

Анализ музыкального текста

 
Проанализируем данные нотные примеры по следующему плану:
тональность (Ре мажор, Соль мажор)
размер (две четверти)
мелодия (движение по звукам аккордов)
форма (квадратный период повторного строения, простая двухчастная репризная)
структура периода в буквенном выражении (а+в+а+с, а+в+а+в1, в2+в3+а+в5)
ритмический рисунок (сольмизируем с тактированием)

Подбор баса к мелодии

Следующее наше задание – творческое. Для начала давайте вспомним основные правила подбора баса:
басовый голос более спокойный
ровные длительности должны подчеркивать характер мелодических оборотов
где оборот мелодии устойчив – звучит тоника
где неустойчив – доминанта
Далее проигрываем мелодии с основными звуками Т и Д в аккомпанементе

Интонационный этюд

Сюжет первый «Танцевальный конкурс»
Делим мелодию на две смысловые реплики и распределяем их между участниками сцены: т.1-2 – 1 танцор, т.3-4 – 2 танцор
Исполняем в разном составе:
сольфеджируя голосом (2солиста, хором)
чередуя реплики в разных регистрах фортепиано(нижний – 1 танцор, верхний -2 танцор) с инструментальным сопровождением фортепиано (функциональный бас)
в сопровождении голосов ритмического остинато (хлопки - 1 танцор, «удары каблуком» - 2 танцор)
все это время танцорам помогали музыканты своей ритмичной и непрерывной игрой (удары бубна на сильной доле)

Интонационный этюд

Сюжет второй «Мы танцуем» 
Меняем участников сцены и изображаем выступление Девочек (т.1-2) и Мальчиков (т.3-4)
Исполняем мелодию в диалоге двух реплик (девочки и мальчики исполняют отдельно каждый свою реплику)
Показываем, как танцоры объединяются в пары: т. 9-12 поем хором все вместе
Выбираем шумовые инструменты, которые будут звучать на празднике: (бубен, ложки)

Музыкальный диктант

Перед вами мелодия диктанта с пропущенными тактами и вариантами ответов, ваша задача:
прослушать мелодию целиком
определить тональность, размер, структуру
выбрать правильные номера ответов и вписать их в пропущенные такты

Игра «Музыкальный паровозик» (слуховой анализ интервалов)

В конце нашего урока мы с вами отравимся в страну «Звуколярию» на музыкальном паровозике. Все превращаются в машинистов. Пассажирами будут интервалы! Я – главный контролер! Поехали!

М.3

Б.2

Ч.1

Б.6

Ч.5

Подведение итогов Рефлексия

Давайте вернёмся к цели и задачам нашего урока.
Были ли они достигнуты?
Выполнили вы задачи, которые ставили перед собой?
Что не удалось? Что понравилось?
Выберите солнышко, подходящее вашему настроению

Домашнее задание

играть и петь трезвучия с обращениями в тональностях до 3-х знаков
галоп и контрданс петь, басы играть
придумать сюжет интонационного этюда, разработать исполнительский сценарий