Данная презентация может быть использована на уроке литературы в 8 классе при знакомстве с биографией Ивана Сергеевича Шмелёва и анализе его рассказа «Как я стал писателем». Презентация отражает основные этапы урока и помогает ученикам сориентироваться при работе над образами героев рассказа при их сопоставлении. Проводится работа над средствами выразительности, используемыми при создании образов героев.Презентация по литературе «И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем»
Хочу узнать Узнал(а)
1.
2.
3.
4.
5.
Хочу узнать Узнал(а)
+ новое знание
! Удивило
? непонятно
1. Какие исторические события
происходили в России, когда родился и
творил Шмелёв?
2. Какое влияние оказала семья на
воспитание мальчика?
3. Какое образование он получил?
4. Чем закончился его первый печатный
опыт?
5. Какова тематика произведений
Шмелева?
Какое средство художественной
выразительности используется?
• «живые доски»,
• «живая половая щетка»
олицетворение
Какую роль сыграли в судьбе мальчика
преподаватели гимназии – инспектор
Баталин и словесник Цветаев?
• 12 группы – образ Баталина
• 34 группы – образ словесника Цветаева
• Каким образом, с помощью каких
средств художественной
выразительности создаются образы
Баталина и Цветаева?
Каким образом и с помощью каких средств
художественной выразительности создается образ
Баталина, Цветаева?
Средства
художественной
выразительности
Способы создания образа
1. Социальный статус (кем
служит)
2. Портретная характеристика
3. Речевая характеристика
Способы создания
образа
1. Социальный статус
(кем служит)
2. Портретная
характеристика
3. Речевая
характеристика
Образ Баталина
Средства художественной
выразительности, приемы
Инспектор
Прием иронии и сатиры. Эпитеты,
сравнения, оценочная лексика:
«сухой, тонкий костлявый палец с
отточенным остро ногтем»,
«зубки», «холодные глаза»,
«холодное презрение», «так
улыбается лисица, перегрызая
горлышко петушку».
«Говорит сквозь зубы – ну прямо
цедит!» «Ужасный, свистящий
голос», «начал пилить со свистом».
Образ Цветаева
Способы создания образа
1. Социальный статус (кем
служит)
Средства художественной
выразительности, приемы
Преподаватель
словесности
2. Портретная характеристика Эпитеты, сравнения:
3. Речевая характеристика
«незабвенный,
посмеивающийся чуть
глазом». Федор
Владимирович
Говорил чутьчуть на «о»,
благодушно, читал певуче
Какой прием использует Шмелев, создавая образы
Баталина и Цветаева?
• Противопоставление
Оцени свою работу на уроке
Хочу узнать Узнал(а)
1.
2.
3.
4.
5.
Дома:
• Написать рассказ на тему: «Как я
написал свое первое сочинение?»
• Прочитать статью о биографии и
рассказ Осоргина «Пенсне»
(стр. 108113)