Особенности иудейской культуры:
Взаимодействие семитских племен как с культурами Востока (египетской, шумерской, вавилонской), так и с античным миром.
Длительный трагический путь народа отражен в достижениях культуры: архитектуре, религии, искусстве, обычаях, традициях.
Иудаизм – национальная религия, сформировавшаяся на основе синтеза племенных верований, бог Яхве становится единым богом.
Крупнейший памятник культуры – Ветхий Завет.В презентации содержится справочный материал для проведения уроков ОРКСЭ.
Разработчик:
Светлана Васильевна Михеева,
преподаватель ГБПОУ СО
«Северный педагогический
колледж»
Основы
Основы
иудейской
иудейской
культуры
культуры
Особенности
иудейской
культуры:
• Взаимодействие семитских племен
как с культурами Востока (египетской,
шумерской, вавилонской), так и с
античным миром.
отражен в достижениях культуры:
архитектуре, религии, искусстве, обычаях,
традициях.
сформировавшаяся на основе синтеза
племенных верований, бог Яхве
становится единым богом.
Завет.
• Крупнейший памятник культуры – Ветхий
• Длительный трагический путь народа
• Иудаизм – национальная религия,
Этапы развития иудейской
культуры:
1. Эпоха «патриархов», формирование этнического и
национального самосознания, закрепление древних
племенных культов и мифологических представлений,
согласно Ветхому Завету, старейшим из патриархов был
Авраам.
2. Египетский период – время расселения в этой стране и
«исхода». Главное действующее лицо – Моисей, которому
приписывают первые пять книг «Библии». Это время
формирования и закрепления основных вероучительных
принципов иудаизма, его культа, запретов, религиозных
ритуалов и предписаний.
3. Период Иудео- Израильского царства (1040 – 932 до
н.э.), время правления Саула, Давида и Соломона, единой
государственности и пика культурного развития.
4. Период диаспоры (расселения) – начиная с захвата
Израиля Вавилоном, евреи расселяются по всем миру, но
при этом сохраняют лингвистическую, религиозную и
этническую общность. Наряду с иудаизмом в сохранении
социокультурного единства значительную роль играет
раввинат. (Во главе религиозной общины стоял раввин –
священнослужитель, который регулировал все отношения
между единоверцами).
Однажды к еврейскому мудрецу
Гилелю пришел язычник и
сказал: «Я приму иудаизм, если
ты объяснишь мне суть Торы за
то время, которое я смогу
устоять на одной ноге».
Гилель ответил: «Не делай
другому того, что ненавистно
тебе самому. Это – вся Тора,
остальное – толкования».
Эти слова называют «золотым правилом
Гилеля», а изложенный в них принцип считается
главным правилом человеческой морали.
Гилель
(I в. до н. э. – начало I
в. н. э.):
• Не говори ничего непонятного, надеясь, что, в
конце концов, это будет понято.
• Если не я за себя - то кто за меня? А если я только
за себя - то кто я? И если не сейчас - то когда?.
• Никогда не суди человека, прежде чем поставишь
себя на его место. Всегда старайся представить
себе, как бы ты поступил и что бы ты чувствовал,
будучи на месте другого.
• Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
• Кто старается прославить свое имя, тот теряет свое
имя; кто не приобретает новых познаний, теряет и
прежние.
Слово Тóра в переводе на
русский язык означает
«учение»
• Тора – пергаментный
свиток с текстом Торы,
который считается
священным предметом.
• Для его хранения
используется футляр из
ткани или дерева.
• На свиток надевают
«корону Торы» – кетер Тора.
• Хранится Сэфер Тора в
особом шкафу, называемом
арон кодеш.
Письменная Тора – Танах – названа
по начальным буквам трех частей, из
которых она состоит:
• Тора (Пятикнижие Моше),
• Невиим (Пророки),
• Ктувим (Писания).
• Изучение Торы и Талмуда – одна
из главных обязанностей иудея.
• Начиная с 3–4 лет, еврейские
мальчики начинают читать Тору, с
8–9 лет – Талмуд.
Раввин –
буквально «большой», «великий»,
«господин»
( мн. число раббаним),
звание, присваиваемое
по получении высшего
еврейского
религиозного
образования, дающего
право возглавлять
конгрегацию или
общину, преподавать
виешиве и быть членом
религиозного суда
Реконструкция Иерусалимского
Храма