Презентация по теме "Проектная и научно-исследовательская деятельность на уроках физики"
Оценка 4.9

Презентация по теме "Проектная и научно-исследовательская деятельность на уроках физики"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
физика
7 кл—10 кл
24.07.2019
Презентация по теме "Проектная и научно-исследовательская деятельность на уроках физики"
Проектная и науч.-исслед.деятельность.docx
Муниципальное  общеобразовательное учреждение  «Светлогорская средняя общеобразовательная школа» Практические приемы  проектной и научно­исследовательской  деятельности на уроках физики Разработала: Балакишиева Д.М.,  учитель физики 2018 г Введение В   современной   образовательной   системе  осуществляется   переход   от традиционного   образования   (традиционной   школы,   традиционных   систем управления,   традиционного   обучения   и   воспитания)   к   образованию инновационному, реализующему принцип развития человека.  В   связи   с   этим   приоритетным   направлением   новых   образовательных стандартов   является   реализация развивающего   потенциала   общего   среднего образования, актуальной   задачей  становится   формирование   универсальных учебных   действий,   обеспечивающих   школьникам   умение   учиться,   способность   к саморазвитию и самосовершенствованию.(слайд 2)  Признанным   здесь   выступает   системно­деятельностный   подход,    в  котором важное место занимают проектно­исследовательские формы организации обучения.            При   традиционной   системе   обучения   практическая   работа   учащихся,   как правило, проводится с целью закрепления теоретического материала и выполняется в   соответствии   с   предложенной   учителем   инструкцией.   Для   развития самостоятельности школьников надо использовать проектные и исследовательские работы на уроке в качестве источника новых знаний. Тогда итогом работы станут выводы,   самостоятельно   полученные   школьниками   как   ответы   на   проблемный вопрос учителя. Их активность будет определяться внутренними побудительными силами. познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные навыки.(слайд 3) В   ходе   проектной   и   исследовательской   деятельности   развиваются Проектная деятельность     Методы, используемые для реализации проектной деятельности, могут быть  различными: исследовательские, поисковые, научные методы, эвристические  беседы, дискуссии, мозговые атаки и т.д. Все эти методы применяются нами на  уроках физики. (слайд 4)     В  качестве  примера  хочу  привести  создание учащимися  презентаций­ проектов: «Физика природных явлений», «Великие ученые древности»­эти две темы учащиеся 7 класса представили на общей защите проектов. Выходом проекта  «Физика природных явлений» была инструкция­памятка для учащихся «Как  уберечься от молнии во время грозы», по теме «Великие ученые древности» ученик  сделал буклеты на цветной бумаге. (презентации учащихся 7 класса Колдагутовой  Тани и Мамбетова Акбара).      Основные этапы создания проектной и исследовательской деятельности  следующие…(слайд 5)      Для закрепления изученной темы предлагаю учащимся выполнить  проект­«Физическую мозаику», составить кроссворд и т. д. Учащимися были выполнены также проекты по темам: «История возникновения  первых паровозов», «Круговорот воды в природе», «Двигатель внутреннего  сгорания», «История создания автомобиля» , по астрономии­ «Система Земля­ Луна», «Искусственные спутники Земли», «Солнце и  использование солнечной  энергии».    Темы для проектов можно также взять из самих  учебников физики.        Научно­исследовательская деятельность     Научно­исследовательская деятельность на уроках физики может быть  представлена в различных формах: это урок – исследование, творческий отчет,  учебный эксперимент, лабораторная работа, домашнее задание в виде эксперимента и т.д. (слайд 6)     На  первых  уроках  физики,  давая  представление  о  физических величинах,  рассказывая  об  основных  методах  физики  ­  наблюдениях  и опытах,  приводя  примеры,  раскрывающие  их  значение  в  научных исследованиях,  необходимо  использовать  исследовательский  метод обучения,  этапы  которого  позволят  учащимся  проводить  сравнение, осмысливать цели наблюдений, выполнять правильные приемы  измерений.      Я делю класс на группы по 4­5 человек для выполнения практического задания. Каждой   группе   выдается   карточка­задание,   например:   1)найти   площадь парты,2)найти площадь пола в классе, 3)найти площадь двери, 4)объем воздуха в классе,5)определить   температуру   воздуха   в   классе,   6)определить   объем картофелины.  Даю около 10 минут. Затем каждая группа выступает, рассказывают остальным ребятам как проводилась работа, сдает отчет.           Следующий   пример:   на   лабораторной   работе   в   7классе  «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления» даю задание по   группам.   Делю   класс   на   4группы   и   каждой   группе   выдаю   задание   и оборудование. 1 группа  Оборудование: два листа наждачной бумаги, две стеклянные пластины, вода,  пипетка. Задание:  Возьмите два листа наждачной бумаги и потрите их друг о друга шероховатой стороной.  Потрите эти же листы наждачной бумаги гладкой стороной.  Возьмите две стеклянные пластины и потрите их друг о друга.  Капните на одну пластину каплю воды.  Потрите опять эти пластины друг о друга. Сформулируйте вывод, что является причинами трения. 2 группа Оборудование: динамометр, деревянный брусок, один груз, поверхность стола,  другая поверхность. Задание.  Положите груз на деревянный брусок.  Прикрепите динамометр к бруску с грузом.  Равномерно перемещайте динамометр с бруском по поверхности стола.  Запишите показания динамометра.  Проделайте то же самое на другой поверхности.  Запишите показания динамометра.  Сравните между собой показания динамометров. Сделайте вывод, от чего зависит сила трения. 3 группа Оборудование: динамометр, деревянный брусок, груз, поверхность стола. Задание.  Положите груз на поверхность деревянного бруска.  Прикрепите динамометр к бруску с грузом.  Равномерно перемещайте динамометр с бруском по поверхности стола  широкой гранью.  Запишите показания динамометра.  Проделайте то же самое, положив брусок узкой гранью на поверхность стола.  Запишите показания динамометра.  Сравните показания динамометров. Сделайте вывод о зависимости силы трения от площади поверхности,  прижимаемой к столу. 4 группа Оборудование: динамометр, деревянный брусок, набор грузов (3 шт), поверхность  стола. Задание.  Положите на поверхность бруска один груз.  Прикрепите к бруску динамометр.  Равномерно перемещайте по поверхности стола динамометр с бруском и  грузом.  Запишите показания динамометра.  Проделайте то же самое с бруском и двумя грузами.  Снова запишите показания динамометра.   Проделайте то же самое с бруском и тремя грузами.  Снова запишите показания динамометра.  Сравните показания динамометров. Сделайте вывод о зависимости силы трения от веса тела.      Затем каждая группа   также выступает, рассказывают остальным ребятам как проводилась работа, сдает отчет.        Такую же работу в группах можно провести по обобщению темы «Виды сил». Разбить класс на  3 группы для исследования сил: тяжести, упругости, трения. Здесь можно применить  прием «Интеллект­карты» или «Фишбоун»(рыбный скелет).       В ходе  урока (фрагмента урока) присутствуют все этапы, характерные для  реализации любого исследовательского проекта: 1. В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос,  актуализируются необходимые для дальнейшего исследования знания, ставятся  цели и задачи работы. 2. Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования. 3. Выбирается метод исследования. Этот выбор может быть осуществлен в ходе  фронтальной беседы, самостоятельного обсуждения проблемы и гипотезы в группе  или же сформулирован учителем. Далее же проблему выбора метода учащиеся  должны научиться решать самостоятельно. 4. Учащиеся, работая в группе, ведут поиск решения выдвинутой проблемы,  применяя выбранный на третьем этапе урока метод. Затем анализируют полученный результат и делают выводы о своей работе. 5. Полученные в ходе своих исследований результаты каждая группа оформляет в  виде конспекта, плана, алгоритма и т.д. Вид отчета оговаривается до начала  выполнения работы. 6. Каждая группа представляет результаты своей работы в виде устного сообщения. 7. Подводятся итоги работы, и дается оценка деятельности каждой группы. 8.Проводится рефлексия. (Слайды 7­8)      Под исследовательской работой понимают деятельность учащихся, связанную с  решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным  решением.              Примером   такой   работы   может   служить   домашнее   исследование (экспериментальное задание) к уроку по теме «Способы уменьшения и увеличения давления» в 7 классе: определить   давление   на   землю человека   в   разной   по форме     (тапочки,   туфли   на   каблуке,   ботинки).   Здесь   у   учащихся формируется   умение   находить   и   сравнивать   давление   в   разных   практических ситуациях. Во время проверки можно задать вопрос: как можно быстро удвоить давление Коли (Тани) на пол?   обуви          Из собственного опыта работы могу сказать, что ученики 7­х   и   8­х   классов с  живым  интересом    объясняют  физические  явления, встречающиеся  в  сказках известных   им   с   раннего   детства   авторов.       Большой интерес   у   школьников вызывает   поиск   пословиц,   загадок,   народных   примет, связанных   с   физикой, составление  кроссвордов­ можно предложить в виде домашнего задания, а можно задать на уроке в процессе изучения новой темы.    Например, загадки к теме «Измерение величин»: Считает весь век, а сам не человек. (Часы) То, как арбузы, велики, То, словно яблоки, мелки. Они не могут говорить, но могут вес определить.(Гири)     Поговорки про силу трения: (объяснить физический смысл) Не подмажешь ­не подъедешь. Пошло дело как по маслу. Коси, коса, пока роса, роса долой ­и мы домой.    Сказки, в которых используются силы: в какой сказке говорится о сложении сил, направленных   в   одну   сторону?­сказка   про   репку;   в   разные   стороны?­   басня Д.Крылова «Лебедь, рак да щука».     Найти физическую ошибку в стихотворении в 8 классе (тема «Изменение  агрегатных состояний вещества»): Она жила и по стеклу текла, Но вдруг ее морозом оковало, И неподвижной льдинкой капля стала, А в мире поубавилось тепла. (Уменьшилась внутренняя энергия капли, а теплота была передана в окружающую  среду.)     Таким образом, можно сказать, что на любом уроке, по любой теме  учитель  физики  может применить и метод проектов, и  научно­исследовательский метод.  (слайд 9)

Презентация по теме "Проектная и научно-исследовательская деятельность на уроках физики"

Презентация по теме "Проектная и научно-исследовательская деятельность на уроках физики"

Презентация по теме "Проектная и научно-исследовательская деятельность на уроках физики"

Презентация по теме "Проектная и научно-исследовательская деятельность на уроках физики"

Презентация по теме "Проектная и научно-исследовательская деятельность на уроках физики"

Презентация по теме "Проектная и научно-исследовательская деятельность на уроках физики"

Презентация по теме "Проектная и научно-исследовательская деятельность на уроках физики"

Презентация по теме "Проектная и научно-исследовательская деятельность на уроках физики"

Презентация по теме "Проектная и научно-исследовательская деятельность на уроках физики"

Презентация по теме "Проектная и научно-исследовательская деятельность на уроках физики"

Презентация по теме "Проектная и научно-исследовательская деятельность на уроках физики"

Презентация по теме "Проектная и научно-исследовательская деятельность на уроках физики"

Презентация по теме "Проектная и научно-исследовательская деятельность на уроках физики"

Презентация по теме "Проектная и научно-исследовательская деятельность на уроках физики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.07.2019