Цель урока - характеризовать правосознание, правовую культуру как важнейшие основы правомерного поведения. Тип урока - комбинированный с элементами практикума. В ходе урока учащиеся знакомятся с видами правосознания, его структурой; с видами и функциями правовой культуры, решают познавательные задачи, анализируют мнение ученых по проблеме, данные социологических исследований.Презентация " Предпосылки правомерного поведения" 10 класс обществознание базовый уровень УМК Боголюбова Л.Н.
Тема: Право как особая система
Тема: Право как особая система
норм.норм.
Тема урока: Предпосылки
Тема урока: Предпосылки
правомерного поведения.
правомерного поведения.
Обществознание 10 класс
МБОУ СШ № 1
г. Вилючинск
Гудзишевская Н.В.
1. Правосознание.
1. Правосознание.
связи
в форме
чувственного
Правосознание – это система знаний о праве как
совокупной
или
рационального (научного) его понимания.
Эмпирическое правопонимание представляет собой
систему знаний о праве в виде правовых чувств,
восприятий и представлений. Примером данного уровня
может служить наше представление о праве как
совокупности юридических норм, о законности как
точном и неукоснительном соблюдении законов и т.д.
Абстрактно теоретическое (научное) правопонимание
представляет собой систему знаний о сущности права,
его обусловленности и взаимосвязи с социально
экономической системой общества.
Виды правосознания
Индивидуальное
Групповое
Общественное
I
II
Обыденное
Профессио
нальное
Научное
? Какой вид правосознания более
значим с позиции общественных
интересов?
Уровень правосознания
общества определяется знанием
права
положительной
оценкой.
его
и
2. Правовая культура.
2. Правовая культура.
Правовая культура
Правовая культура
личности
Правовая культура
общества
Задание: проанализируйте ситуацию. Можно ли назвать
участников истории правокультурными людьми?
Двое подростков 12 и 13 лет, зная, что до 14 лет их не
могут привлечь к уголовной ответственности, ночью
угнали автомашину соседа. Покатавшись несколько
часов, они бросили её в глухом переулке.
Вывод:
Не всякого человека, знающего и понимающего
юридические
считать
правокультурным человеком: знание юридических
норм обязательно должно сочетаться с их
соблюдением.
нормы
можно
Познавательная
Прогностическая
Регулятивная
Функции
правовой
культуры
Коммуникативная
Нормативно
ценностная
Задание: прокомментируйте схему, приведите
правовой
примеры
культуры.
проявления функций
Антиподом правовой культуры является правовой
нигилизм:
• недооценка или отрицательная оценка роли права
• неуважение, пренебрежительное отношение к праву.
В российском обществе всегда были сильны
традиции правового нигилизма. В современной жизни
немало примеров сохранения этих традиций.
Нигилизм (от лат. nihil — ничто) отрицание
общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм,
культуры, форм общественной жизни.
Корни правового
нигилизма в современной
жизни
Недостатки социально
экономических
преобразований
Массовое и повсеместное
нарушение
законодательства
Неэффективная
работа органов
государственной власти
Проблемы в борьбе с
преступностью
Незавершенность
правовой реформы
Основы правовой культуры как составной части общечеловеческой
культуры
детстве. Формирование
правосознания и поведения тех, кто будет определять будущее
России, происходит в условиях расцвета правового нигилизма.
закладываются
ещё
в
криминогенного влияния на молодежь:
Мнение ученых о результатах роста
нежелание
большинства
молодых
социальное
самочувствие:
трансформируется
•
доминирует чувство опасности
•
людей
содействовать органам правопорядка в борьбе с
преступностью
• проникновение в сознание и поведение молодежи
элементов
блатного
жаргона, уголовнотюремного фольклора, татуировок с
типичными тюремными сюжетами
•
поведения
молодежи, формирование установок на допустимость
правонарушений.
правовых регуляторов
криминальной
субкультуры:
ослабление
Данные социологических исследований:
• чаще совершают правонарушения молодые люди,
имеющие неполное или полное девятилетнее,
начальное профессиональное образование
• юноши
влиянию, чем девушки
более
подвергнуты
криминогенному
• рубеж криминогенного влияния – 1516 лет
• большинство респондентов 1621 года признают
ситуации,
совершение
правонарушений.
допустимо
которых
в
3. Правомерное поведение.
3. Правомерное поведение.
и
влекущее
Правовое поведение социально значимое поведение
граждан и должностных лиц, предусмотренное нормами
права
определенные юридические
последствия.
Правовое поведение может быть правомерным или
противоправным
(антиобщественным). Государство в
нормах права гарантирует, стимулирует и охраняет
правомерное правовое поведение, предусматривает
наказание
профилактические
противоправного
и
преступлений).
Задание: приведите примеры воздействия государства
на
1 вариант: правомерное поведение
2 вариант: противоправное поведение.
(правонарушений
поведения
меры,
а
также
Признаки правомерного
поведения:
• соответствие правовым нормам
• общественная польза
(необходимое и социально
допустимое)
• добровольность и осознанность
(полная дееспособность – 18 лет
частичная – с 14 до 18 лет)
• распространение среди большинства
населения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.