Национальный парк "Куршская коса" является одним из основных мостов перелета птиц. Многие из них остаются зимовать у нас. Мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой. Мы задались вопросом: все ли мы знаем о птицах, которые остаются на Куршской косе? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счет температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлет большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого корма.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Рыбачий»
Поможем братьям нашим меньшим!
Номинация: «Экология»
Авторы:
Ибрагимова Лола,
Тамаровская Елена,
учащиеся 3 класса.
Руководитель:
Назарова Юлия Владимировна,
учитель начальных классов
п. Рыбачий
2018 г.
«Поможем братьям нашим меньшим»
Тема:
Актуальность:
Зима – трудный период в жизни птиц. Птицам необходима помощь.
Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих
маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много
полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно.
К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в
Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением
устойчивого снежного покрова, от голода.
Мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой.
Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А
может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего
тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием
необходимого количества корма.
Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу: если постоянно подкармливать
зимующих птиц, то можно помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно
добывать корм из–под снега.
Также можно сохранить их численность.
Гипотеза:
Создать благоприятные условия для зимовки птиц в нашей местности.
Цель:
Задачи:
Для осуществления этой цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Собрать различный корм для птиц;
2. Заложить семена и плоды на хранение;
3. Изготовить кормушки и развесить их на территории поселка Рыбачий;
4. Следить за наличием корма в кормушках.
Проект включает в себя три этапа:
Подготовительный (сентябрь – ноябрь)
Основной (декабрь – февраль)
Заключительный (март).
Методы и приёмы:
1. Наблюдения;
2. Сбор информации;
3. Работа с литературой, Интернетисточниками;
4. Экскурсии;
5. Обработка собранной информации;
6. Творческая работа.
Ожидаемый результат.
1. Мы узнаем, какие птицы живут в наших краях, и каким кормом они питаются;
2. Привлечение внимания школьников к проблеме выживания птиц зимой;
3. Мы надеемся, что птицы хорошо перезимуют и отблагодарят нас летом, поедая
вредных насекомых в наших садах и огородах;
4. Мы научимся выполнять проекты, изготавливать кормушки, вести наблюдения
и делать записи, планировать свою деятельность.
№п/п
Содержание работы
Сроки
Результат
План выполнения проекта
1
2
3
4
5
6
7
8
Научная экскурсия на
биологическую станцию п.
Рыбачий
Экскурсия на орнитологическую
сентябрь
станцию «Фрингилла»
Сбор и заготовка естественного
корма на занятиях школьного
лесничества совместно с НП
«Куршская коса»
октябрь
сентябрь
Получение и обработка информации о
зимующих и перелетных птицах,
живущих на Куршской косе
Наглядное ознакомление с живыми
птицами, зимующими на Куршской
косе
Наличие корма
Изготовление кормушек
октябрь
Наличие кормушек
Развешивание кормушек
ноябрь
Птичья столовая открыта
Наблюдение и кормление птиц
ноябрь февраль
Ведение дневника наблюдений
Опрос среди учащихся школы с
целью выявления, сколько
человек кормили птиц зимой
Презентация проекта «Поможем
последняя неделя
братьям нашим меньшим»
марта
март
Участие школьников в экологической
акции совместно с НП «Куршская
коса» «Покормим птиц»
Сохранили жизнь птицам
Реализация проекта
1 этап:
Определив для себя цель и задачи нашего проекта, мы составили план его реализации.
И первым пунктом нашего плана было посещение библиотеки, биологической и
орнитологической станции с целью получения информации о зимующих птицах и
выяснить, каким кормом питается та или иная птица. Так же, в библиотеке нашего
поселка, мы изучали литературу: Соколов Л.В. «Почему перелетные птицы
возвращаются домой», М.Е. Шумаков, Н.В. Виноградова «Птичье эльдорадо Балтики», Н.В.
Виноградова «Желтоглазый», Маргарита Родионова «Летят перелетные птицы», «Их нужно
сохранить».
Экскурсия к орнитологам
на «Фрингиллу»
Исследовательская работа:
Орнитологическая
станция
Изучаем птиц
Так же мы обращались к интернет ресурсам, с целью познакомится с фауной
зимующих птиц, их повадками, чем они кормятся. Мы разработали план по заготовке
корма для птиц. Решили вести дневник наблюдений. Создали небольшой проект о
птицах, рассказали о нем в нашей школе.
С октября мы заготовили плоды калины, рябины и шиповника, а так же приобрели
семена пшеницы, ячменя. Заготовили семена тыквы, подсолнечника.
Таким образом, мы выполнили поставленные для себя первые 2 задачи и справились
с 3мя пунктами плана реализации проекта.
2 этап:
Домашним заданием нашего проекта было изготовление кормушек. Для изготовления
кормушек был использован различный материал: фанера, пластик, тетропаки.
Для скрепления применялись: изолента, скотч, саморезы, степлер.
Следующим шагом в нашей работе было развешивание кормушек.
В 1ю кормушку мы положили зерна пшеницы.
Во 2ю – пшено и крошки хлеба;
В 3ю – пшено;
В 4ю – плоды рябины;
В 5ю – семечки подсолнуха;
В 6ю – крошки белого хлеба.
ЗАТЕМ МЫ СТАЛИ НАБЛЮДАТЬ ЗА КОРМУШКАМИ.
Первыми в «птичьей столовой» были синицы и воробьи. Через некоторое время,
(23 дня), мы проверили кормушки и обнаружили, что в кормушках 2,3,5 и 6
количество корма уменьшилось. Это значит, что наши кормушки птицы обнаружили.
Мы составили график кормежки и меню. Таким образом, четвертая задача тоже была
выполнена. А так же 4 и 5 пункт нашего плана реализации проекта.
3 этап:
На данном этапе осталось наблюдение и ведение дневника. В кормушках мы
наблюдали таких птиц как: воробей, синица, клест, снегирь, голубь, ворона, сойка,
дятел, поползень.
К концу проекта мы встретились с орнитологом, доктором биологических
Наук Соколовым Леонидом Владимировичем. Он познакомился с нашей работой и
дал несколько советов о том, чем лучше кормить птиц. Оказалось, что пшено лучше
птичкам не давать. Оно совершенно для них «пустое». В целом, наша деятельность
очень понравилась ученому. И мы решили, на следующий год, включим в проект еще
и подкормку водоплавающих птиц.
В школе провели конкурс рисунков.
Вывод:
Мы создали благоприятные условия для зимовки птиц в нашей местности.
Помогли пережить им холодный период года. Сохранили численность птиц.
И теперь наши братья меньшие будут прилетать к нам летом в огород и помогать
бороться с вредителями огородов.