Расширять представление подростков о мире профессий
Мастерство приготовления вкусных лакомств — кондитерских изделий — ценилось во все времена, а секреты изысканного вкуса тортов, конфет и других сладостей всегда хранятся в строгой тайне. Кондитер — специалист, обладающий знаниями, навыками приготовления кондитерских изделий и технологией данного процесса. Кондитер должен обладать изысканным вкусом, фантазией и иметь склонность к творчеству. Лучшие творения специалистов этого профиля по праву сравнивают с произведениями искусства. Спрос на специалистов-кондитеров является стабильным и устойчивым.
Профессия кондитер
Задачи:
1. Расширять представление подростков о мире профессий
2. Воспитывать уважение к профессии.
3. Развивать монологическую речь.
Словарная работа: группа профессий «Б», ассортимент, пищевая ценность.
1. Введение. Презентация профессии.
Мастерство приготовления вкусных лакомств — кондитерских изделий —
ценилось во все времена, а секреты изысканного вкуса тортов, конфет и
других сладостей всегда хранятся в строгой тайне. Кондитер — специалист,
обладающий знаниями, навыками приготовления кондитерских изделий и
технологией данного процесса. Кондитер должен обладать изысканным
вкусом, фантазией и иметь склонность к творчеству. Лучшие творения
специалистов этого профиля по праву сравнивают с произведениями
искусства.
Трудно достоверно установить время возникновения кондитерского ремесла.
Возможно, первыми кондитерами были индейцы майя, открывшие
удивительные свойства шоколада или жители древней Индии, познавшие вкус
тростникового сахара и готовившие из него сладкие палочки. Известно, что во
время археологических раскопок в Египте найдены «конфеты»,
изготовленные вручную из фиников. В более поздние времена, при дворах
королевских особ и высшей знати в Европе кондитеры входили в число
привилегированных слуг.
В наши дни кондитерская отрасль переживает период подъёма, активно
осваивает новые технологии и наработки из смежных областей кулинарии.
Российские специалисты, базируясь на достижениях советского периода,
возрождают национальные традиции.
Профессия кондитер востребована во все времена. Интересно отметить, что
потребление и любовь к «сладкому» практически не зависит от состояния
экономики. В период повышения доходов растут продажи эксклюзивных
изделий, а во времена экономического спада продукция кондитеров
пользуется не меньшей популярностью, помогая справиться с депрессией.
Кондитеров иногда сравнивают с психотерапевтами или врачевателями
человеческих душ.Спрос на специалистовкондитеров является стабильным и устойчивым.
Кроме крупных частных и государственных компаний, мастера «сладкого
ремесла» востребованы в небольших ресторанах, кафе и кондитерских.
2. Изучение нового.
1. Тип и класс профессии
Профессия кондитера относится к типу «Человек Природа», связана с
работой с природными объектами (продуктами питания). Эта
профессия требует высокого уровня развития внимательности,
физической выносливости, устойчивости и организованности. Также
профессия кондитера относится к типу «Человек художественный
образ», так как содержит в себе элементы творческой работы, требует
развитого воображения и эстетического вкуса. Профессию кондитера
можно отнести и к типу «Человек Техника», ведь в ней требуется
работать с техническими устройствами, нужны хорошие двигательные
навыки, физическая выносливость, склонность к ручной и технической
работе. Профессия кондитера относится к классу «исполнительских»,
так как предполагает большое количество работы по заданному
образцу, соблюдение имеющихся правил и нормативов, следование
инструкциям. Профессия кондитер относится к реалистическому типу
по классификации Дж. Голланда. Профессионалы данного типа склонны
заниматься конкретными вещами и их использованием, отдают
предпочтение занятиям, требующим применения физической силы,
ловкости. Ориентированы в основном на практический труд, быстрый
результат деятельности. Способности к общению с людьми,
формулировке и изложению мыслей развиты слабее.
Профессия кондитера относится к группе профессий «Б» труд в
обычных бытовых условиях. Родственные профессии – это пекарь,
повар, бармен, изготовитель пищевых полуфабрикатов, кулинар блюд из
рыбы и морепродуктов.
2. Содержание деятельности
Кондитер занимается изготовлением разнообразной кондитерской
продукции: пирожных, печенья, тортов, десертов, начинок и кремов. Он
украшает готовые изделия и контролирует их вес. Кондитер,
занимается приготовлением различных видов изделий из шоколада,
сахара, теста, кремов, начинок; заготавливает сырье по заданной
рецептуре: замешивает, сбивает, раскатывает тесто; разделываетполученные полуфабрикаты, нарезает, формирует, выпекает их;
отделывает готовые изделия кремом, помадкой, шоколадом; проверяет
вес готовых изделий. В своей работе кондитер использует ручные
инструменты, механическое и электромеханическое оборудование.
Кондитерские производства значительно различаются по степени
автоматизации труда: от полностью автоматизированного производства
(автоматизированные поточные линии по выпуску вафель, печенья,
конфет) в крупных кондитерских и цехах, до неавтоматизированного
производства (ручной труд с использованием механического и
электромеханического оборудовании при выпуске тортов, пирожных) и
т.п.
3. Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии кондитера необходимы базовые
знания по кулинарии, математике, естествознанию. Кондитер должен
знать: ассортимент, пищевую ценность, требования к качеству мучных
кондитерских изделий; правила выбора основных продуктов и
дополнительных ингредиентов к ним при приготовлении мучных
кондитерских изделий; правила безопасного использования и виды
необходимого технологического оборудования и производственного
инвентаря, последовательность выполнения технологических операций
при подготовке сырья и приготовлении мучных кондитерских изделий;
правила поведения бракеража; способы отделки и варианты
оформления мучных кондитерских изделий; правила хранения и
требования к качеству мучных кондитерских изделий.
Кондитер должен уметь: проверять органолептическим способом
качество основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним;
определять их соответствие технологическим требованиям к основным
мучным кондитерским изделиям; выбирать производственный
инвентарь и оборудование для приготовления мучных и кондитерских
изделий; использовать различные технологии приготовления и
оформления мучных и кондитерских изделий; оценивать качество
готовых изделий.
4. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве кондитера необходимо наличие
следующих профессиональноважных качеств: способность к
концентрации внимания; склонность к работе с объектами природы;склонность к работе с информацией; склонность к ручному труду;
склонность к творческой работе; физическая выносливость.
5. Условия труда
Кондитер может работать как самостоятельно, так и в коллективе,
который может состоять из нескольких специалистов. Чаще всего
представители данной профессии работают в помещениях. Это могут
быть производственные помещения, кондитерские, кафе и т.п. Работа
происходит преимущественно в движении, с использованием
специальных инструментов. Как правило, это подвижная деятельность,
требующая внимательности и выносливости.
Работа кондитера носит зачастую исполнительский характер, во многом
ограничена требованиями производства и пожеланиями к конечному
результату работы. Необходимо наличие медицинской книжки.
6. Медицинские противопоказания и риск профессии
Работа не рекомендуется людям, имеющим аллергические реакции на
пищевые продукты и заболевания: органов дыхания (бронхиальная
астма, хроническая пневмония и др.); сердечнососудистой системы
(гипертония, сердечная недостаточность и др.); почек и мочевых путей
(нефрит, почечная недостаточность и др.); опорнодвигательного
аппарата, ограничивающие подвижность рук; нервной системы
(менингит, миелит и др.); органов зрения (значительное понижение
остроты зрения и цветоразличения);кожи с локализацией на кистях рук
(дермиты, экзема и др.); наличие аллергий; вирусоносительство
(например, туберкулез и прочие заболевания). При наличии этих
заболеваний работа по профессии кондитера может приводить к
ухудшению здоровья, а также создавать непреодолимые препятствия
для освоения и роста в рамках этой профессии.
7. Базовое образование
Базовые знания по профессии кондитера можно получить в
учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Возможно продолжить образование в ВУЗе.
8. Пути получения профессии
Сегодня кондитеров готовят на специальных курсах, в
специализированных учебных центрах, в училищах, техникумах,
колледжах, профессиональных лицеях, после окончания которых,
присваиваются разряды. Имеется возможность продолжить образование
в ВУЗе, по специальности «технолог кондитерского производства»(«технолог кондитерских и макаронных изделий»).
В городе Новокузнецке профессию кондитера можно получить в:
«Торгово – экономический техникум», «Профессиональный лицей №»
КГБОУ НПО «Профессиональный лицей №29» г. Новокузнецка.
9. Области применения профессии
Специалисты – кондитеры могут работать в таких организациях и
сферах, как кондитерские; хлебозаводы; фабрики и комбинаты;
рестораны и кафе и т.п.
Зарплата поваракондитера, как правило, зависит от места работы и
мастерства. Особая категория профессионалы, которые выполняют
индивидуальные заказы, в том числе VIPмастера. Они работают в
отелях VIP класса или ресторанах такого же уровня, участвуют в
международных конкурсах.
10.Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития кондитера: специализация и освоение
смежных областей. Кондитеры могут специализироваться в конкретных
сферах производства, продукции и создания кондитерских изделий.
Зачастую профессиональных рост кондитера связан с освоением новых
приемов и способов работы, с обучением и специализацией.
Также человек с профессией кондитера может осваивать смежные
специализации, такие как: пекарь, повар, кулинар, технолог и т.п.
Управленческий путь развития. Кондитер может начать руководить
сменой, цехом, производством, расти по административной карьерной
лестнице. В случае данного направления карьерного роста
рекомендуется развивать управленческие умения, осваивать такие
профессии, как: менеджер, инженер технолог.
3. Дидактическая игра «Добавь слово»
Воспитатель начинает игру: «Для приготовления торта я приготовила
муку». Ваша задача , повторить все сказанное и добавить свое слово. И
так далее.
4. Рефлексия.
Какие профессиональноважные качества необходимы для успешной
деятельности в качестве кондитера?
Можно ли профессию кондитера отнести к творческой работе?
Каковы перспективы карьерного роста?