Презентация "Программированное обучение на уроках географии"

  • Повышение квалификации
  • ppt
  • 22.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программированный метод - это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил структурирования учебного материала и управления самостоятельной работой учащихся по его изучению с помощью программных педагогических средств (ПК). Основные функции: -управление с помощью ПК и компьютерной техники учебной деятельностью; - обучение навыкам самоконтроля; - обучение навыкам работы с компьютером; составление обучающих и других программ для компьютера; -развитие индивидуальных способностей.
Иконка файла материала Программированное обучение на уроках географии.ppt
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНО­ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №70 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ  Дегтева Галина Анатольевна, учитель географии.
Программированное  обучение на уроках  географии
Программированный метод  • Определение:    программированный метод ­ это обусловленная  принципами обучения система регулятивных правил  структурирования учебного материала и управления  самостоятельной работой учащихся по его изучению  с помощью программных педагогических средств  (ПК).  • Основные признаки:  машинное и безмашинное программирование  учебного материала с постановкой вопросов и  заданий учащимся для самостоятельного усвоения  знаний и способов действий.
Программированный метод  • Основные функции:  ­управление с помощью ПК и   компьютерной техники учебной  деятельностью; ­ обучение навыкам самоконтроля; ­ обучение навыкам работы с компьютером;  составление обучающих и других  программ для компьютера;  ­развитие индивидуальных способностей.
Программированный метод  • Правила:  1) учебный материал структурируется с помощью ПК;  2)включение учащихся в учебную деятельность и побуждение  к выполнению программированных заданий  осуществляется за счет новизны форм работы и  мотивационного обеспечения учебного процесса,  заложенного при разработке ПК;  3) контроль и оценивание проводятся по результатам  выполнения программированных заданий.  • Программированный метод с внедрением персональных  компьютеров занимает все больший удельный вес среди  остальных методов обучения. За счет высоких технических  и дидактических возможностей компьютеров этот метод  находит применение при изучении многих учебных  предметов и на всех этапах урока.
Виды программированных  карт • 1. ПК открытые, т.е. полностью  заполненные учителем. • 2. ПК частично  открытые,  отмечаются только главные  смысловые узлы. • 3. ПК закрытые, полностью  заполняются учащимися.
Цели работы с ПК • 1. Усвоение стандарта знаний. • 2.Обучение учащихся самостоятельно добывать  знания с помощью учебника, карт, таблиц, других  источников. • 3. Преодоление перегрузки учащихся. • 4. Обучение самоконтролю, самооценке  (используя ключ). • 5. Тренировка всех видов памяти. • 6. развитие мышления, т.к. работа по  составлению ПК, проверочные задания носят  вариативный характер.
Этапы составления ПК  учителем 1этап – изучение текста и его оценка (сколько ПК необходимо составить) 2этап – Построение структурно­логической схемы: • ­разбивка на смысловые блоки, взаимосвязь между ними, т.е. составляется  схема текста, она помогает уточнить ПК и связать их в единое целое. 3 этап – составление ПК и инструктивных карточек к ним • • ­прочитайте текст параграфа; ­изучите логическую схему и заполните ее;вставьте пропущенную фразу,  слово, понятие; ­закончите фразу; ­нарисуйте схему; ­сформулируйте вывод; ­заполните таблицу ­ выберите правильный ответ из учебника; ­ выделите черты сходства и различия, т.д. • • • • • • 4 этап – составление ключа – ожидаемый результат (на доске, на компьютере) 5этап – составление разноуровневых проверочных заданий (тест, диктант,  задачи)
Работа с ПК на уроке • 1. Заполнение: ­самостоятельно при работе с  учебником (учитель – консультант); ­самостоятельно при объяснении  нового материала (учитель делает  упор на узловые моменты); ­ в ходе лекции; ­в ходе решения задач, выполнения  практической работы, и т.д.
Проверка ПК • 1. Сразу после заполнения каждой  ПК, по структурно – логической  схеме или   все в конце урока. ­ ученик читает вслух заполненную ПК,  класс дополняет, исправляет,  оценивает (самооценка, групповая  оценка) ­ проверка по ключу учителя ( сразу  или после ответа ученика).
Проверка усвоения материала  через проверочные задания • 1.ПК просматриваются учащимися. • 2. Выполнение проверочных  заданий: ­ тест, ­ диктант, ­ задачи, ­ работа с картой и т.д.
Выводы Положительные  результаты: 1. Сразу видны  результаты работы  каждого ученика на  уроке 2. Все учащиеся  получают оценки. 3.Активно работает весь  класс. 4. Весь материал  усваивается на уроке Затруднения в работе с  ПК: 2. 1. Работа  с ПК требует  от учителя большой  предварительной  подготовки.  При безмашинном  программировании  большие затраты на  бумагу,  ксерокопирование.  Достаточно высокий  темп работы. 3.
Программированные  карты  по  Западной Сибири
ПК №1 (полузакрытая )  Задание: выписать субъекты РФ (указать центры), входящие в  состав Западно­Сибирского экономического района: Области: 1. ­                           АО (Ханты­Мансийск) ­                           АО (Салехард) 2. 3. 4. 5. 1. 1.  Край: Республика:
Задание: выписать субъекты РФ (указать центры), входящие в  состав Западно­Сибирского экономического района: ПК №1 (открытая) Области: 1.Тюменская (Тюмень) ­Ханты­Мансийский АО (Ханты­Мансийск) ­Ямало­Ненецкий АО (Салехард) 2.Новосибирская ( г. Новосибирск) 3.Томская       (г.Томск) 4.Омская         (г.Омск) 5.Кемеровская   (г.Кемерово) Край: 1. Алтайский (г.Барнаул) 1. Республика Алтай (г. Горно­Алтайск) Республика:
ГП района  ФГП ЭГП ПГП Соседние страны Близость к очагам  напряженности Положение на  территории  государства  (окраинное,  пограничное,  центральное,  периферийное). Выход к морю Соседние  экономические  районы Положение по  отношению к  важнейшим  топливным и  сырьевым базам  страны Положение к  транспортным  магистралям (ж/д,  трубопроводным,  морским путям)
ПК №2 (полузакрытая) Задание:  Используя карту атласа, текст учебника,  опору по ГП района  закончить предложения. 1.ЗС ..........       ……….       к европейской части регион России. 2.ЗС ……….  экономический район (………., ………..). 3.ЗС имеет выход в  ……….  море к  ………  ……… пути 4.Соседние экономические районы: ­………… ­………… ­……….. 5.Транспортная сеть ………, на юге ………. магистраль 6.ЗС расположена на территории ………..­………. ……….  провинции, ……….  каменноугольного бассейна. Вывод:  Положение района ………. ввиду близости к индустриальному Уралу и  транзитности положения вдоль Транссибирской магистрали, которая  проходит по южной его части. Все его части объединяет Обь­Иртышский  речной бассейн.
ПК №2. Задание:  Используя карту атласа, текст учебника,  опору по ГП района  закончить предложения. 1.ЗС ближайший периферийный  к европейской части регион России. 2.ЗС пограничный зкономический район (Казахстан, Монголия). 3.ЗС имеет выход в  Карское море к Северному морскому пути 4.Соседние экономические районы: ­Уральский ­Европейский Север ­Восточная Сибирь 5.Транспортная сеть редкая, на юге Транссибирская  магистраль 6.ЗС расположена на территории Западно­Сибирской нефтегазоносной  провинции, Кузнецкого каменноугольного бассейна. Вывод:  Положение района выгодное ввиду близости к индустриальному Уралу и  транзитности положения вдоль Транссибирской магистрали, которая  проходит по южной его части. Все его части объединяет Обь­Иртышский  речной бассейн.
Задание: Используя карты атласа, текст учебника (стр. 222­223),  заполнить таблицу. ПК №3. полузакрытая Признаки района Природные условия: ­климат ­рельеф ­Заболоченность ­Широтная зональность Природные ресурсы: ­минеральные Западная Сибирь ………., холодный,  полярная ночь, ………..  Северная и центральная часть – ……….­……… ……… Юг – ……………. Ярко выраженная: ………., …….., ………, ……… 1.  (60% запасов нефти ,90 % газа) 2…………  …………  бассейн. 3. Горы Алтай –………… 4.Горная Шория  ­ ………… 5. ……… ­Лесные (бедные,  богатые) ­Почвенные (бедные,  богатые  ­Водные (бедные,  богатые …………, но низкого качества ……… на …….. (………., каштановые почвы) ……….. (судоходство, орошение)
ПК №3. Задание: Используя карты атласа, текст учебника (стр. 222­223),  заполнить таблицу. Признаки района Природные условия: ­климат ­рельеф ­Заболоченность ­Широтная зональность Природные ресурсы: ­минеральные Западная Сибирь Континентальный, холодный,  полярная ночь, ветры.  Северная и центральная часть – Западно­Сибирская равнина Юг – горы Алтай, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж Высокая, 40% территории Ярко выраженная: тундра, лесотундра, лесоболотная зона, степь 1.Западно­Сибирский нефтегазоносная провинция  (60% запасов нефти ,90 % газа) 2.Кузнецкий каменноугольный бассейн. 3. Горы Алтай –цветные металлы 4.Горная Шория  ­ железная руда 5. Торф ­Лесные Почвенные  ­Водные Богатые, но низкого качества Богатые на юге (черноземы, каштановые почвы) Богатые 9судоходство, орошение)
ПК4 (закрытая) Западная Сибирь – стратегический  резерв нашей страны. • Доказать: 1. 2. 3 4. 5.
ПК4 Западная Сибирь –  стратегический резерв нашей страны. • Доказать: 1.Главный нефтегазоносный бассейн  страны. 2.Главный угольный бассейн страны. 3.Большие запасы руд металлов. 4.Большие запасы леса. 5.Зерновой район страны.
ПК5(закрытая)   Назовите причины , препятствующие   освоению Западной Сибири 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
ПК5 (полузакрытая)  Назовите причины , препятствующие   освоению Западной Сибири 1. Большая территория. 2. …………………………. 3. Редкая транспортная сеть.  Слабая заселенность. 4. 5. …………………………… 6. Многолетняя мерзлота. 7. ……………………………….
ПК5   Назовите причины , препятствующие   освоению Западной Сибири 1. Большая территория. 2. Суровый климат. 3. Редкая транспортная сеть. 4. 5. Заболоченность. 6. Многолетняя мерзлота. 7. Удаленность от центральных районов   Слабая заселенность. страны.

Посмотрите также