Презентация «Прощальная симфония»

  • Презентации учебные
  • Раздаточные материалы
  • pptx
  • 21.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Однажды князь Эстергази слишком долго затянул пребывание в летнем дворце. С приходом холодов, музыканты стали болеть, всему виной была болотистая местность. Они очень страдали от бесконечных болезней, а главное, от долгой разлуки со своими семьями, ведь им было запрещено видеться с ними в летнее время, а уйти со службы оркестранты не имели права. Но Й. Гайдн придумал, как выйти из этой непростой ситуации – он написал специальное произведение, которое получило название «Прощальная симфония».Симфония начинается сразу с проведения главной партии, без какого-либо вступления и носит патетический характер. В целом вся первая часть выдержана в едином духе. Танцевальные и даже вполне изящные черты главной партии задают общий настрой части. Динамичная реприза только закрепляет этот образПрезентация Microsoft Office PowerPoint (.pptx)
Иконка файла материала Прощальная симфония».pptx
«Прощальная симфония» Водопяьнова Т.М.
Однажды князь Эстергази слишком долго затянул пребывание в летнем дворце. С приходом холодов, музыканты стали болеть, всему виной была болотистая местность. Они очень страдали от бесконечных болезней, а главное, от долгой разлуки со своими семьями, ведь им было запрещено видеться с ними в летнее время, а уйти со службы оркестранты не имели права. Но Й. Гайдн придумал, как выйти из этой непростой ситуации – он написал специальное произведение, которое получило название «Прощальная симфония»
Софья Бордакова Зажжённых свеч теплеет воск. Расселись музыканты. И голос скрипок режет воздух трепетным дискантом. Взлетает палочка в руке почтенного маэстро. Затихли стены и паркет, а на почётном месте - Весь мир сейчас к его ногам - светлейший Эстергази. Ведь для него играет Гайдн. И пышет блеском праздник. Гобой, две скрипки, контрабас, фагот и две валторны - Всё в этих звуках – боль и страсть, и пальцев бег проворный.
Полёт смычка неумолим: так  гонит лето осень, Скрепляя молнией и ливнем остроту вопроса. Так душу бередит гроза и грома выстрел гулкий. Так требуют любви глаза, убитые  разлукой... ...Палит вопросами скрипач  и нет на них ответа: Паденье, взлёт, ребёнка плач и скоротечность лета… Взлетает в пальцах деташе* -  и требует, и просит. И распускается в душе  и  бьёт по стёклам  осень…
Один лишь взгляд…и рвётся цепь сомнений. Снова лето. Украшен праздник во дворце  изящным  менуэтом. И, кажется, решён вопрос в финальном взлёте Presto. Ликует зал в апофеозном выплеске. Но
Глядит из зала светлый князь, и хмурит брови дерзко.  К чему здесь медленная часть? Закончилось ведь Presto?.  И хоть мелодия проста, но что-то здесь не чисто…  Вот отыграл последний такт один из гобоистов,  Поднялся, загасил свечу и вышел в зал просторный.  За ним - фагот. А позже чуть замолкла и валторна...  Все тише музыки накал, все меньше музыкантов...  Ай да маэстро, ай да Гайдн! Как он силён талантом!  ...Лишь две свечи и скрипки две на сцене Эстергаза.
Симфония начинается сразу с проведения главной партии, без какого-либо вступления и носит патетический характер. В целом вся первая часть выдержана в едином духе. Танцевальные и даже вполне изящные черты главной партии задают общий настрой части. Динамичная реприза только закрепляет этот образ
Изысканная и светлая вторая часть исполняется в основном струнной группой (квартет). Темы проводятся весьма приглушенно, скрипки исполняют партии с сурдинами на пианиссимо. В репризе Гайдн применяет знаменитый «золотой ход валторн», которым украшает главную партию.
Третья часть – это менуэт, но Гайдн сделал его весьма необычным, сопоставив два эффекта: мелодия, исполненная скрипками на пиано и звучание всего оркестра на форте. В этой части также звучит «золотой ход валторн», который композитор использовал в трио. В конце менуэта внезапно возникает минор. Это неслучайно, ведь таким приемом Гайдн предвосхищает общее настроение финала.
Четвертая часть поначалу перекликается с первой, ее грациозной темой. Сумрачная атмосфера возникает лишь в репризе, которая внезапно обрывается, причем на самом подъеме. После небольшой паузы звучит адажио с вариациями. Сама тема излагается довольно безмятежно, чувство тревоги начинает нарастать, как только угасает звучность. Инструменты умолкают один за одним, доиграв свою партию. Первыми оркестр покидают музыканты, которые играют на духовых, после этого сцену покидают басы и альт. Наконец, две скрипки, которые исполняют тему с сурдинами, трогательно и тревожно доигрывают свои партии, также
Написанная по такому, казалось бы, случайному поводу "Прощальная" симфония живет до сих пор. До сих пор оркестранты, один за другим, покидают сцену, и оркестр звучит все тише, все слабее: все так же замирают одинокие скрипки, и в сердце закрадывается грусть.     Да, он, конечно, был очень веселым человеком, "великий Гайдн", и такой же была его музыка. И то, что придумал композитор, чтобы помочь своему оркестру, можно назвать шуткой, музыкальным намеком. Но сама музыка не шутит. Она грустит, ведь не всегда было весело капельмейстеру Гайдну
Ссылки на источники: https://forum.kinozal.guru/showpost.p hp?p=3909079&postcount=5 http://journal-shkolniku.ru/gaidn.html http://litset.ru/publ/24-1-0-31135 https://www.stihi.ru/2016/08/08/987 http://soundtimes.ru/simfonicheskaya -muzyka/udivitelnye-simfonicheskie- proizvedeniya/proshchalnaya- simfoniya https://yandex.ru/images/search? pos=157&p=5&img_url=http%3A%2F %2Fotambove.ru%2Fwp-content%2Fuploads %2F2010%2F04%2F10040206.jpg&text=финал %20прощальной%20симфонии %20гайдна&rpt=simage