Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Оценка 4.7
Презентации учебные
ppt
психологическая работа +2
Взрослым
04.03.2018
Характеристика подросткового возраста. Общие особенности подросткового возраста. Поведенческие реакции. Понятие "трудные" подростки и причины их возникновения. Личностные черты подростков. Мотивационная среда "трудных" подростков. Психологическая работа с "трудными" подростками. Виды диагностических исследований. Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков. Необходимые психолого-педагогические меры в воспитании личности подростка.
Моя презентация курсы.ppt
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Государственное образовательное учреждение
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
начального профессионального образования
Тульской области
Тульской области
«Профессиональное училище №17»
«Профессиональное училище №17»
Психологопедагогические проблемы работы с трудными
Психологопедагогические проблемы работы с трудными
подростками
подростками
Педагогпсихолог
Педагогпсихолог
Архипова О.В.
Архипова О.В.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
«Работа с трудными детьми является проблемным камнем,
«Работа с трудными детьми является проблемным камнем,
на котором отчетливо раскрываются все достоинства и
на котором отчетливо раскрываются все достоинства и
изъяны как отдельного педагога,
изъяны как отдельного педагога,
так и целого педагогического коллектива.»
так и целого педагогического коллектива.»
В. Мясищев
В. Мясищев
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Подростковый возраст традиционно считается самым
Подростковый возраст традиционно считается самым
трудным в воспитательном отношении.
трудным в воспитательном отношении.
Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с
Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с
половым созреванием, как причиной различных
половым созреванием, как причиной различных
психофизиологических и психических отклонений.
психофизиологических и психических отклонений.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Общие особенности подросткового возраста:
Общие особенности подросткового возраста:
Изменчивость настроения.
Эмоциональная неустойчивость.
Неожиданные переходы от веселья к унынию.
Склонность к пессимизму.
Повышенная чувствительность к критическим замечаниям
сверстников и взрослых.
Поиск собственной идентичности.
Резкая смена физического самочувствия.
Острое недовольство собой.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Центральное психологическое новообразование в подростковом
возрасте – это формирование у подростка своеобразного
чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к
самому себе как к взрослому.
По определению Д.Б. Эльконина, “чувство взрослости есть
новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с
другими, находит образцы для усвоения, строит свои отношения с
другими людьми, перестраивает свою деятельность”
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Поведенческие реакции в подростковом возрасте
Поведенческие реакции в подростковом возрасте
Реакция отказа
Реакция отказа — отказ от обычных форм поведения:
контактов, домашних обязанностей, учёбы;
Реакция оппозиции, протеста
Реакция оппозиции, протеста — противопоставление своего
поведения требуемому;
Реакция имитации — подражание родным и близким;
Реакция имитации
Реакция компенсации
Реакция компенсации — стремление восполнить свою
несостоятельность в одной области успехами в другой;
Реакция гиперкомпенсации
Реакция гиперкомпенсации — стремление добиться успеха
именно в той области, в которой подросток обнаруживает
наибольшую несостоятельность.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Подростковые психологические реакции возникают при
Подростковые психологические реакции возникают при
взаимодействии с окружающей средой и формируют характерное
взаимодействии с окружающей средой и формируют характерное
поведение.
поведение.
Реакция эмансипации
Реакция эмансипации — отражает стремление подростка к
самостоятельности, к освобождению из под опеке взрослых.
Реакция «отрицательной имитации
Реакция «отрицательной имитации — отражает становление
реакции эмансипации, борьбу за независимость.
Реакция
группирования — стремление к образованию
Реакция
группирования
спонтанных подростковых групп с определённым стилем
поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со
своим лидером.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Реакция увлечения (хоббиреакция)
Реакция увлечения (хоббиреакция) отражает особенности
внутренней структуры личности подростка. Увлечение
спортом, стремление к лидерству, азартные игры, участие в
самодеятельности.
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным
влечением — повышенный интерес к сексуальным проблемам,
влечением
ранняя половая жизнь.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Трудные подростки понятие сложное.
понятие сложное.
Трудные подростки
У каждого из них чтото свое, особенное, индивидуальное, не
У каждого из них чтото свое, особенное, индивидуальное, не
похожее на других трудных детей: своя причина,
похожее на других трудных детей: своя причина,
свои особенности отклонения от нормы, свои пути воспитания.
свои особенности отклонения от нормы, свои пути воспитания.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Трудные это здоровые в физическом и психическом отношении
Трудные
дети, проявляющие сопротивление воспитанию вследствие
наличия значительных по степени устойчивости и разнообразных
по форме проявления отклонений в нравственном развитии и
поведении, обусловленных недостатками воспитания.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Причины возникновения «трудных» подростков
Причины возникновения «трудных» подростков
1. Биологические причины:
нарушения центральной нервной системы;
несвоевременная диагностика умственной отсталости;
неравномерность полового созревания;
аномалия развития мальчиков, рожденных первыми у женщин
в возрасте 30 лет;
наследственная предрасположенность к отклоняющемуся от
нормы поведению (алкоголь, наркомания).
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
2. Социальные причины:
социальный статус района;
пассивность общественности;
педагогические ошибки воспитателей;
неблагополучный социально – психологический климат в
школе;
стиль преподавания в школе;
трудность школьных программ;
неблагополучие
семьи
(напряженность
отношений, потеря авторитета родителей);
воспитание детей в жестокой семье;
многодетные семьи.
супружеских
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
3. Психологические причины:
конфликт ролей у подростка;
конфликт уровня притязаний и самооценки;
конфликт со взрослыми;
конфликт со сверстниками;
сексуальный конфликт;
неуспех ребенка в ведущей деятельности;
неразвитость самосознания;
неадекватная самооценка;
личностный кризис.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
По мнению Сухомлинского В.А. главными личностными
По мнению Сухомлинского В.А. главными личностными
чертами подростка являются:
чертами подростка являются:
Непримиримость ко злу, эмоциональное неприятие его, с
одной стороны, сочетается с неумением разобраться в
сложных явлениях жизни – с другой.
Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу, но
он не любит, когда его прямолинейно воспитывают.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Подростку хочется быть личностью. Совершить чтонибудь
героическое, романтическое, необычное. При наличии
потребностей к действию и желания самоутвердиться
подросток еще не знает, как этого можно добиться.
Выраженность противоречий между богатством желаний и
ограниченностью сил. Подросток боится обнаружить свою
несостоятельность, он слишком самолюбив и может
прикрываться показной уверенностью, решительностью, за
которыми скрывается беспомощность.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
В подростке очень сочетаются романтическая восторженность
и грубые выходки. Восхищение красотой и хроническое
отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такие
человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается,
что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается
грубостью.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Мотивационная среда
Мотивационная среда
трудных подростков включает:
трудных подростков включает:
Ведущие
мотивы,
определяющие
отрицательную
направленность личности.
Житейские или бытовые мотивы, регулирующие в основном
взаимоотношения трудного подростка с окружающими
людьми, определяющие его ситуативное поведение.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Определяя мотивы поведения трудных подростков, нельзя по
одинаковым причинам или похожим условиям судить о сходстве
мотивов. Даже в совершении группового проступка каждый
подросток действует по разным мотивам. Именно вследствие
различия мотивационной сферы трудный подросток весьма
своеобразно реагирует на различные воспитательные влияния.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Психологическая работа с трудными детьми и подростками
Психологическая работа с трудными детьми и подростками
одно из важнейших направлений деятельности практического
психолога. От того, насколько вовремя они выявлены и насколько
зависит его
адекватна помощь, предлагаемая подростку,
психологическое благополучие в будущем.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Работа психолога с трудными подростками сводится к
трем основным функциям:
Консультирование
Диагностирование
Коррекция
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Индивидуальнопсихологические исследования
предполагают:
Выявление
сильных
слабых и
сторон личности
трудновоспитуемых подростков, требующих психолого
педагогической коррекции;
Составление здорового психологического потенциала
личности, на который можно опираться в процессе
воспитания, перестроиться с учетом ценностных и
референтных ориентаций подростка, его интересов и
мотивации.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Консультирование подростков основывается на применении
методов разговорной терапии.
Диалог служит средством для устранения нарушений
психологического здоровья.
При этом особое значение приобретают такие описанные К.
Роджерсом аспекты взаимоотношений между подростком и
консультантом, как полное принятие подростка таким, какой
он есть, умение консультанта проявлять эмпатию и быть
самим собой (конгруэнтность).
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Схема консультирования подростков:
1. Установление контакта с подростком.
2. Запрос подростка: описание трудностей и желаемых
изменений в себе, конкретных людях, ситуации.
3. Диагностическая беседа: поиск причин трудностей.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
4. Интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта
о возможных причинах трудностей подростка.
5. Реориентация: совместная выработка конструктивных
способов преодоления трудностей.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Психологическая диагностика подростка
это процедура изучения (оценивания) индивидуальности,
проводимая в случае изменения социальной ситуации
развития, а также применительно к возникающим
в ее жизнедеятельности проблемам.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Виды диагностических исследований подростков
диагностика уровня психического развития:
•
•
оценка уровня развития и особенностей
функционирования когнитивной сферы (внимание,
восприятие, память, мышление, речь)
оценка сформированности регуляторных функций.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
комплексная психологическая диагностика:
•углубленное психологическое исследование, направленное
на выявление специфики психического развития в широком
смысле этого слова, понимании механизмов и причин,
приведших к данному типу условнонормативного или
отклоняющегося развития.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
эмоциональноличностная диагностика:
• оценка особенности эмоционального состояния,
преобладающий фон настроения
• характеристика уровня развития аффективной сферы
• ведущие потребности и особенности личностного развития
• типичные варианты эмоциональноповеденческого
реагирования
• характеристика особенностей межличностного общения,
особенности внутрисемейных отношений.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Цель диагностической работы получение необходимой
информации о психологопедагогическом статусе подростка.
На содержательном уровне проводимая диагностическая
работа направлена на выявление уровня развития важнейших
показателей психологопедагогического статуса подростка и
их соотнесение с системой требований, предъявляемых к
подростку.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Коррекция поведения «трудного» подростка предполагает:
выявления неблагополучия в системе отношений подростка
как со взрослыми, так и со сверстниками, и «лечении»
социальной ситуации.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Главная задача коррекционной работы с трудным
подростком это его социальное самоопределение, которое
зависит от организации двух условий:
1. Обеспечение включенности трудного ребенка в реальные
социальные отношения.
2. Самореализация в процессе социального взаимодействия, т.е.
предоставление возможности трудному подростку более полно
раскрыть себя в отношениях с окружающими.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Психологопедагогическая коррекция детей и подростков
включает в себя следующие компоненты:
1. Целенаправленная работа по нравственному просвещению.
2. Актуализация всех источников нравственного опыта
подростков
(учебная, общественно полезная, внеклассная
работа, отношения между обучающимися в группе, отношения
детей с родителями, с преподавателями, преподавателей с
родителями детей, стиль работы всего педагогического
коллектива).
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
3. Введение нравственных критериев в оценку всех без
исключения видов деятельности и проявлений личности.
4. Оптимальное соотношение форм практической деятельности
и нравственного просвещения на разных этапах с учетом
половозрастных особенностей подростка.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
При проведении психологопедагогической коррекционной
работы с трудными подростками необходимо соблюдение
следующих принципов:
Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере
трудного подростка. Этот принцип предполагает, что педагог
должен видеть в ученике, прежде всего лучшее и опираться на
это лучшее в своей работе с ним.
Принцип
социальной
адекватности
воспитательно
коррекционных мер. Данный принцип требует соответствия
содержания и средств воспитания и коррекции социальной
ситуации, в которой находится трудный ученик.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Принцип индивидуализации
трудных
на
определение индивидуального подхода
воспитательнокоррекционного
принцип
подростков. Этот
воздействия
предполагает
в
социальном развитии каждого подростка, специальных задач,
которые
индивидуальным
особенностям, предоставление возможности каждому для
самореализации и самораскрытия.
соответствовали
бы
его
Принцип социального закаливания трудных подростков. Этот
принцип предполагает включение подростка в ситуации,
которые требуют от него волевого усилия для преодоления
негативного воздействия окружающей среды, выработку
социального иммунитета, рефлексивной позиции.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Проектирование возможных изменений в личности
трудного подростка
Психологическое сопровождение подростка будет успешным,
если оно осуществляется на основе взаимодействия всех
участников образовательного процесса и в тесном контакте с
социальным педагогом, классным руководителем, учителями
предметниками, педагогоморганизатором. Обязательно также
привлечение родителей и других членов семьи. Опираясь на
результаты диагностики, психолог разрабатывает индивидуальную
предусматривающую
программу
комплекс различных видов помощи подростку: медицинскую,
педагогическую, социальную, психологическую.
коррекционных
действий,
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Необходимые психологопедагогические меры
в воспитании личности подростка
1. Научить приемам и навыкам эффективного межличностного
общения со сверстниками, установления дружеских
отношений, проявлению готовности к коллективным формам
деятельности.
2. Обучить приемам самостоятельного разрешения конфликтов
мирным путем.
3. Научить устанавливать адекватные отношения с педагогами на
уроках и вне их, проявлять уважение к преподавателям.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
4. Подвести к осознанию необходимости принятия и соблюдения
классных и школьных социальных и этических норм.
5. Формировать адекватную позитивную «Яконцепцию» и
устойчивую самооценку.
6. Создание ситуации успеха, создание условий для осмысления
подростком себя, своих поступков и социальных отношений.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Деятельность педагогапсихолога предполагает
осуществление программ, направленных на:
1. Облегчение процесса школьной адаптации:
Формирование доверия к окружающим через принятия себя;
Развитие познавательной деятельности и сотрудничества;
Создание ситуации успеха, как в основной деятельности, так и
в общении.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
2. Коррекцию имеющихся недостатков в психическом и
социальном развитии:
индивидуальные
и
групповые
коррекционные
занятия,
тренинги,
направленные
на
нормализацию
учебной
деятельности и поведения.
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
3. Профилактику стрессовых состояний у подростков,
повышение психологической культуры всех участников
образовательного процесса:
беседы с родителями и педагогами с целью повышения их
психологической компетентности;
предупреждение психологической перегрузки и невротических
срывов;
создание
образовательном учреждении через оптимизацию форм общения.
психологического
благоприятного
климата
в
Презентация: Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Важнейшая задача работы с трудным подрастающим
поколением в нашей стране является формирование в
общественном сознании положительных установок к их
неформальным проявлениям, уважительного отношения
к подросткам как к новому поколению будущих граждан
России. Соблюдение этих правил может считаться
главным профилактическим мероприятием в плане
возможности предупреждения социальнонегативного
поведения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.