Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание.
Н.С. Рождественский
Цель:
повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка
Задачи:
изучить степень развития орфографической зоркости у учащихся класса;
использовать в работе онлайн-тренажер «Веб-Грамотей»;
выполнить работу над ошибками, повторив теорию и закрепив на практике;
разработать задания по орфографии, обеспечивающие формирование грамотного письма
Онлайн-тренажёр «Веб-Грамотей» — современный помощникучителя русского языка
Учитель выбирает упражнение, соответствующее изучаемому материалу и выдаёт его ученикам в качестве домашней работы.
Ученики выполняют упражнение на своих домашних компьютерах и сразу же делают работу над ошибками.
Учитель получает итоги работы класса в единой таблице результатов. Учитель получает итоги работы класса в единой таблице результатов, готовит распечатку ошибок для каждого ученика, повторяет еще раз теорию по заданным темам и проводит орфографический диктант.
Карточка-зачетпо теме «Повторение 1»
Вспомни изученное правило, опираясь на опорный конспект «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением». На каждую орфограмму приведи свои примеры и запиши их. Выдели орфограммы графически.
1. Спиши предложения, вставь пропущенные буквы, графически выдели орфограммы.
1) Первые свои стихи поэт посв…тил детям. 2) Мальчик посв…тил нам в тёмном коридоре. 3) Бельё необходимо пол…скать несколько раз. 4) Детям хотелось пол...скать пушистую собачку. 5) Лёгкий ветер обв…вал лицо. 6) Плющ обв…вал ствол дерева.7) Осл…пительный свет молнии озарил небо. 8) Солнце уже с…дилось и бр…сало косые лучи, которые то играли по з…лотым окладам икон, то осв…щали тёмные и суровые лики св…тых и уничтожали своим блеском слабое и робкое м…рцание свеч.
2. Выполни тестовые задания.
А1. В каком ряду пропущена одна и та же буква?
1. зал…зать на дерево, ув…дал чудо, изм…рять площадь;
2. упл…тить штраф, укр…тить зверя, в ст…родавние времена;
3. ум…лять о помиловании, упл…тнить рабочий день, ст…рожил склад;
4. отк…заться от завтрака, водить по к…нюшне, см…треть вдаль.
А2. В каких словах пишется буква –а-?
1) препод…ватель; 2) д…лина; 3) уг…дали; 4) упл…тить
А3. В каком ряду все пропущенные гласные можно проверить ударением?
1. с…рень, ом…ртвелый, в…зать;
2. ст…ловая, в…сенний, пл…нительный;
3. прик…сновение, г…ревать, просм…треть;
4. к..птить, приг…реть, р…стительный.
Б1. Подберите и запишите проверочные слова.
Оп…рение, ом…рзение, т…нучка, п…хота, ч…хоточный, сп…сивый.
Карточка-зачетпо теме «Повторение 2»
Вспомни изученное правило, опираясь на опорный конспект «Чередующиеся гласные в корне слова». На каждую орфограмму приведи свои примеры и запиши их. Выдели орфограммы графически.
1. Спиши предложения, вставь пропущенные буквы, графически выдели орфограммы.
1) Ослепительный свет молнии оз…рил небо. 2) Г…рит восток з…рёю новой.3) Половина великодушного распол…жения разом с меня соск…чила. 4) Всадник на донце ск…кал шагах в пятидесяти. 5) За нарушения правил уличного движения нал…гается штраф. 6) Лошадь едва к…салась земли. 7) Печка так накалена, что нельзя прик…снуться. 8) Лёгкий ветер беззвучно шевелил рыжую, выг…ревшую траву.
2. Выполни тестовые задания.
А1. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?
1. в…личина, оз…рение, р…стовщик;
2. выб…рать, привл…кательный, к…стрюля;
3. оз…рить, предпол…жение, зам…рать;
4. к…смический, в…негрет, п…ровать.
А2. В каком ряду во всех словах пропущена буква –и-?
1. бл…стит на солнце; расст…лается равнина, пост…ли скатерть;
2. сж…гание мусора, бл…стал красноречием, напом…нание о прошлом;
3. вн…мательно слушать, зап…реть дверь, зам…реть на месте;
4. заб…рать ключ, выт…реть пыль, проб…раться сквозь лес.
А3. В каких словах пишется буква –а-?
1) взр…стить, 2) пром…кашка, 3) приск…кать, 4) сл..жение.
3. Выпишите слова-исключения.
Р…стов, прир…щение, подр…сток, нар…щенный, р…стовщица, отр…слевой, произр…стать, р…сточек, Р…стиславович, межотр…слевой, подр…стковый, взр…сление.
Карточка-зачетпо теме «Повторение 3»
Вспомни изученное правило, опираясь на опорный конспект «Гласные после шипящих и ц». На каждую орфограмму приведи свои примеры и запиши их. Выдели орфограммы графически.
А. Спиши предложения, вставь пропущенные буквы, графически выдели орфограммы.
1) Пирож…к лишь разломила да кусоч…к прикусила. 2) Детские годы мальчик провёл в отц…вском доме. 3) На дно банки я положил пустую спичечную коробку, подж…г – и моя маленькая печурка задымилась. 4) Под ногой Кондратия хрустнул суч…к. 5) В больш…м зале танц…вали мазурку. 6) Окна во флиг…ле были загорожены деревянною реш…ткою, двери запирались замками. 7) Приш…л доктор, перевязал мне ож…г. 8) Мальчишка был без шапки, с холщ…вой сумкой через плеч… .
Б. Выполни тестовые задания.
А1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
печ…нка, изж…га, пощ…чина;
б…ч…вка, ж…рдочка, реш…тка;
трущ…ба, струч…к, ноч…вка;
пш…нка, сч…т, ш…рты.
А2. В каком ряду во всех словах пишется буква –ё-?
расч…ска, ж…нглировать, полуш…пот;
уч…ба, ч…рствый, ж…рдочка;
деш…вый, сч…ты, маж…рный;
тренаж…р, пирож…к, ж…лудь.
А3. В каком ряду во всех словах пишется буква –о-?
цирковой медвеж…нок, безлюдное ш…ссе, таинственный ш…рох;
румяные щ…чки, неч…саные волосы, не заманить калач…м;
ш…кировать приятеля, уч…ба наладилась, горький ш…колад;
крепкая реш…тка, ж…сткий диван, искусственный ш…лк.
Б1. Подберите и запишите проверочные слова, где возможно.
Крыж…вник, ч…лка, щ…чка, реш…тка, ш…в, ш…колад, деш…вый, ш…лковый.
Карточка-зачетпо теме «Повторение 4» 1 уровень
Запишите слова, вставляя пропущенные буквы, записывая в скобках, если есть, проверочные слова.
Ч…лка, веч…рка, ш…ковый, крыж…вник, крыж…венное варенье, ж…рдочка, ч…рт, сч…т, ш…рох, ш…пот, маж…р, трущ…ба, ж…лтый, пч…лка, реш…тка, пч…лы, ш…лковый, ч…лн, ж…лудь, ч…рный, ш…л, капюш…н, ш…колад, ш…ссе, деш…вый, ж…сткий, тяж…лый, ч…порный.
Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
Дети играли с огнем, и дом загорелся. Мама решила, что дом подж…г хулиган. Потом, когда дети сознались, стало ясно, что это не подж…г. Все обошлось, только Ваня ож…г себе руку. Петя тоже получил небольшой ож…г.
Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
Я строю еще новую школу, по сч…ту третью. (А. Чехов.) Я друга песней согревал, я песней ж…г врага. (М. Джалиль.) Зловещи и просты ож…ги на судьбе. (Р. Рождественский.) Первые дни в гимназии я вообще говорил ш…потом и боялся поднять голову. (К.Паустовский.) На лиловом небе ж…лтая луна. (И. Бунин.) Я считал, что ч…ткая мысль требует ч…ткого написания. (К. Паустовский.) Апельсины поспевают, краж…вника здесь нет. (А. Чехов.) Ч…рным дегтем внизу клокотала река. (А. Сурков.)
2 уровень
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте часть слова, в которой вставили пропущенную букву. С любыми двумя словами составьте два побудительных предложения
Щ..тка, ч..рный, ш..рох, ш..рстка, щ..лкать, ж..лудь, ш..в, ж..лтый, пч..лка, ч..рточка.
Выпишите слова с ё после шипящих в корне в одну колонку, с о — в другую.
1. Окна стали ч...рными, ш...рохи за шторами. (А.Барто.) 2. В тишине лесной глуши ш...пот к ш...роху спешит. (В.Суслов.) 3. Волки, лисы, ястребы, совы, даже маленькие хищные горностаи и ласки издали замечают белую ш...рстку и белые перья на ч...рных проталинах. (В. Бианки.) 4. Ваня отош..л в сторону. Он сел на старый мельничный ж..рнов, положил подбородок на кулаки и стал терпеливо ждать. (Кат.)
Выпишите слова с о — е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных в одну колонку, с е — о после шипящих в корне — в другую.
1. Больш...й талант требует больш...го трудолюбия. (П. Чайковский.) 2. В вечерних сумерках показался больш....й одноэтажный дом с ржав...й ж...лезной крыш...й и с темными окнами. (Ч.) 3. Потом он тяж...лым, мягким движением всего своего больш...го туловища скинул с плеча шатун и на вытянутых руках отнес в сторону. (Кат.) 4. Грузовик свернул в дачный поселок и остановился перед небольш...й, укрытой плющ...м дачей. (Гайд.) 5. Через ш...рох ветра к трескотне птиц примешался далекий чуж...й шум. (Гайд.) 6. Показалось на розовом всплеске воды белое брюхо малой щуки и ч...рная голова схватившей ее больш...й. (Пришв.) 7. Душ..й весны природа ожила. (Тютч.) 8. Чу! За белой, дымной туч...й глухо прокатился гром... (Тютч.)
3 уровень
Письмо по памяти. Выделите орфограммы.
1. Поднялись ленинградцы на великую борьбу за родной город. (Тих.) 2. Удивительные пичуги чистики: все птицы на зиму на юг летят, а эти на север. (Сл.) 3. Песцы приспособились хранить в вечной мерзлоте свои запасы. Складывают в норы, как в холодильник, рыбу, птиц, яйца. (Сл.) 4. В лесу запели чижи, синицы и корольки. (В. Бианки.)
Письмо по памяти. Выделите орфограммы.
1. У дверей светлицы Швабрин опять остановился. (П.) 2. На снегу видны следы лисицы. 3. С улицы доносились звонкие голоса ребятишек.
Вставьте пропущенные буквы, с 5 словосочетаниями составьте сложные предложения.
Ш...пот ночи, тяж...лая сумка, ч...порный человек, покрыться румянц...м, ж...сткие условия, старый ч...лн, лесные ш...рохи, трещ...тка сторожа, ож...г лица, реш...тка сада, трудолюбивые пч...лы, укрыться плащ...м, мраморный ц...коль, городские трущ...бы, ж...лтые листья, боч...нок с водой, спорить горяч..., ш...в разошелся, идти вдоль ш...ссе, подж...г сарая, вощ...ная бумага, грош...вая опера.
Практика
1 вариант
С…ездить на море, п…едестал поч…та, бур…ян, с…экономить, в…южная ноч…, компан…он, контр…гра, об…явление, от…явленный негодяй, комп…ютерная програ…а, меж…ярусные перекрытия, обез…яний питомник, дружеские об…ятия, неб…щаяся посуда, раз…яренный тигр, огуречный лос…он, четырех…ярдовый, ад…ютант, сверх…естественный, межвеж…я берлога, без…пречный, суб…ект, без…ядерная, ин…екция, трех…язычный, из…ян, пред…юбилейный, меж…языковой, удаст…ся, скачаеш…, услышиш…, фортеп…яно, кинос…емка в повил…оне, бул…он, несколько встреч…, мусор…щик, октябр…ский, вскач…, настеж…, замуж…, кровел…щик.
2 вариант
Решение задач…, увидиш…ся с другом, увлеч…ся, нет туч…, непром…каемый плащ…, ч…рная туш…, отреж… хлеба, всего лиш…, иш…, биш…, виш…, наотмаш…, уж…, невтерпеж…, не плач…, плач… ребенка, открыть настеж…, чу…ствовать фальш…, какая чуш…, громкий туш…, под…езд, следы сапожищ…, чай горяч…, густая рож…, с…еш..те кашу, оказать помощ…, среж… верхушку, воздух пахуч…, мелкая картеч…, испечеш… пирож…к, меж… высоких хлебов, достич… результата, от разбойнич…их полчищ…, за тобой не угониш…ся, пустит…ся вскач…, нареч…Ное выражение, суб…ективное мнение, представ…те на минуту, с…эконом…те средства, об…явление, кон…бнктива глаза, на улице зав…южило, трех…ярусная кровать, двух…этажное здание, сложный раз…ем.
Правописание З / С на конце приставок
Карточка № 1
Задание: выписать слова с приставками (1вариант с приставками на з, 2 – на с)
Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.
Карточка № 2
Задание: выписать слова с приставками (3 вариант с приставками на з, 4 – на с)
Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, и…таять, и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…ринуть, ни…падать.
Предл…гать ничью
Прил…жение к журналу
популярное изл…жение
густо р…сти
маленький р…сток
перспективная отр…сль
разл…жить р…стения
молодая пор…сль
р…стительная пища
дубы разр…слись
ул…житься в секунды
пол…гаться на коллектив
Петров Р…стислав
возл…жить ответственность
распол…гать данными
семена прор…сли
изл…гать программу
зар…сли тростника
отл…жить визит
прил…гать усилия
произр…стать на севере
пол…жение дел
подр…стающее поколение
Жители Р…стова-на Дону
ЗАДАНИЕ: заполнить примерами
Карточка-зачетпо теме «Повторение 7»
Теория
Когда в корне слова после шипящих пишем Е, когда – О? Привести примеры, вспомнить исключения.
Когда в корне слова, в суффиксе и окончании после Ц пишем И, когда – Ы? Привести примеры, вспомнить исключения.
Правописание окончаний имен существительных.
Практика
ЗАДАНИЕ: вставить орфограммы
(Сильный) ож…г, трещ…тка, дириж…р, ч…лн, руч…нка, капюш…н, деш…вые, трущ…бы, реш….тка, ч…рствый, ш…в, печ…нка, беч….вка, подж…г сено, ш…фер, ш….лковый, ж…лоб, ж…рдочка, щ…тка, ц…рковая (лошадь), ц..фры, ц….ганский табор, заболел ц…нгой, куц…й хвост, панц…рь, громко ц…..кнуть, ж…лтый ц….пленок, карта пац…ента, строительство гостиниц…, произвести дезинфекц…ю, город Цариц…н, стоит на ц….почках, бледнолиц…й брат, ц…ничный ответ, новые ц….новки, ц….клевать полы, сестриц…н совет, открытие выставк…, побывал на открыт…, запах акации…, едет на трамва…, нога в стремен…, играть на роял…, обложка тетрад…, подобен молнии…, в изголовь… кроват…, лечиться в санатории…
Практика
|
1. Буква Е пишется во всех словах ряда:
Пр…открывать тайну, пр…емлемый вариант
Пр…остановить движение, пр…следовать врага
Получить пр…вилегии, пр…обрести недвижимость
Пр…дать свою мечту, состав пр…зидиума
2. Е пишется во всех словах ряда:
Пр…тендовать на приз, пойти на пр…мьеру
Пр…возмочь усталость, мир пр…ключений
Непр…ступная крепость, пр…митивные взгляды
Пр…даёт огласке, пр…глушить звук
3. Буква Е пишется во всех словах ряда:
Пр…вратно истолковать, пр…кратить попытки
Пр…взойти учителя, пр…общаться к прекрасному
Пр…чудливый орнамент, пр…сытиться удовольствиями
Пр…секать попытки, пр…клеить картинки
4. Буква И пишется во всех словах ряда:
Правила пр…личия, он пр…творщик
Знаки пр…пинания, пр…лагать усилия
Выборы пр…зидента, войти в пр…вычку
Непр…менное условие, пр…брежные постройки
Тестирование (индивидуальная работа)
Вставьте орфограммы. Обведите в кружок правильный ответ.
Карточка 1. Уровень - запоминания.
Вставь нужную букву в приставку пре- или при- , проговори про себя.
Пр..умножить (очень), пр..клонить (приближ.), пр..давать (пере-),
пр..творить (неполн. действ.), пр..ступление (пере-),
пр..бить (присоед.), пр..скверный (очень), пр..школьный (близ.)
Карточка 2. Уровень – понимания.
Спиши, встань нужную букву в приставку. Объясни!
К тёплому месту змея пр..живается. Правда, как солнце, её ладонью не
пр..кроешь. Пр..шла беда – отворяй ворота. Отрезанный ломоть не
пр..ставишь. Глупому сыну и родной отец ума не пр..бавит.
Карточка 3. Уровень – умений и навыков.
Исправь ошибки.
Прикатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, прегляделся Иванушка
и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно
на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие
приграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе.
Присел на придорожный камень. Презадумался.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.