презентация самообразования учителя

  • Повышение квалификации
  • ppt
  • 17.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Каким образом включить ученика в образовательный процесс?Как помочь его самоопределению? Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися  социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Иконка файла материала 7 модулей.ppt
«Групповая работа  на  уроках химии и  биологии  как форма развития  коммуникативных умений» Учитель химии  и  биологии   Полякова  С.А. Школьная  конференция
«Уже недостаточно просто знать что­то; более  важно знать почему и как  и где  применить»                            (Карл Роджерс «Свобода учиться») Целью образования становится общекультурное,  личностное и познавательное развитие  учащихся, обеспечивающее такую ключевую  компетенцию, как умение учиться.  Все это достигается путем сознательного,  активного присвоения учащимися  социального  опыта. При этом знания, умения и навыки  (ЗУН) рассматриваются как производные от  соответствующих видов целенаправленных  действий, т. е. они формируются,  применяются и сохраняются в тесной связи с  активными действиями самих учащихся.
Каким образом включить ученика в  образовательный процесс? Как помочь его самоопределению? Только с помощью  действия!
Системно­деятельностный подход Системно­деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе  универсальных учебных действий Основная педагогическая задача –  создание и организация условий, инициирующих детское действие Вектор смещения акцентов обучения  по­новому Чему учить? обновление обновление содержания содержания Ради чего учить? ценности ценности образования образования Как учить? обновление средств обучения формирование универсальных способов действий Системно­деятельностный подходСистемно­деятельностный подходОсновной результат – развитие личности ребенкана основе  универсальных учебных действий
Семь шагов в обучении  умению  работать   Помогите ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение, навык.          ( целеполагание,  побуждение  к изучению  различных явлений,  действий,  процессов  с  помощью  творческих  заданий)  Помогите учащимся понять, из чего это умение/навык состоит.  Организуйте практику. (мотивация  обучения,  тренинги, практика  из   жизненных  ситуаций)  Убедитесь, что каждый ученик получает информацию о том, правильно  или нет, он выполняет задания по овладению навыком/умением.  (взаимопроверка,  самопроверка,  рефлексия  деятельности)  Стимулируйте учащихся в том, чтобы они помогали друг другу во время   приобретения  знаний.(разнообразные  доступные  творческие  задания)  Создайте ситуации, в которых ученики обязательно добьются  положительного результата. (развитие  критического  мышления,  диалог,  ИКТ)  Стимулируйте подобную практику до тех пор, пока учащиеся не  почувствуют потребность в ее постоянном применении. (лидерство  в  обучении,  работа  с  одаренными  и  слабоуспевающими  учениками)
Коммуникативные компетенции: Продуктивная групповая коммуникация Письменная коммуникация,   Публичное выступление,   • знания о средствах, способах и закономерностях общения; • знания психологических особенностей личности; • владение средствами предупреждения и разрешения  конфликтных ситуаций; • саморегуляцию собственного поведения. Коммуникативная компетентность  является необходимым условием  успешной реализации личности
Коммуникативные действия Планирование  Планирование  сотрудничества: сотрудничества: •определение цели, определение цели, •распределение функций,  распределение функций,  •выработка способов  выработка способов  взаимодействия взаимодействия Умение полно   полно  Умение и точно выражать выражать и точно  свои мысли   свои мысли Владение  Владение  монологической и  монологической и  диалогической диалогической речью речью Постановка вопросов –   Постановка вопросов – инициативное сотрудничество  инициативное сотрудничество  в поиске и сборе в поиске и сборе информации  информации  Управление  Управление  поведением  поведением  партнера партнера Разрешение конфликтов: Разрешение конфликтов: •выявление проблемы, выявление проблемы, •поиск и оценка способов  поиск и оценка способов  разрешения конфликтов, разрешения конфликтов, •разрешение конфликта разрешение конфликта на практике на практике
«Скажи мне ­ и я забуду,  Покажи мне – и я запомню, Дай мне действовать самому – и я научусь» «Уча – учись» Цель –  Создать условия для  формирования  коммуникативных умений  через работу ассистентов  учителя и организацию  работы в группах.
Ассистент –  ведущий урок  Вместе с учителем участвует  в подготовке к уроку.  Самостоятельно проводит  урок или его элементы.
Ассистент –  организатор   Оказывает помощь учителю в  организации работы на уроке  и во внеурочное время.  Проверяет готовность  учащихся к уроку  Напоминает учащимся  правила работы, требования к  результатам работы,  наблюдает за соблюдением  правил работы. Ассистент –  эксперт  Оказывает помощь учителю  при проверке заданий  учителя: тестов, упражнений,  выступлений (по эталону).  Оценивает результаты  учебной  работы ­ заданий,  текстов, исследований,  докладов, презентаций,  выступлений.
Ассистент – консультант   Консультирует  одноклассников при  выполнении учебных  заданий.  Объясняет одноклассникам  трудный материал, который  сам хорошо понял.  Ассистент – лаборант  Помогает учителю при  выполнении  экспериментальных работ  (лабораторных,  практических).  Следит за соблюдением  учащимися класса или  учебной группы техники  безопасности при  выполнении  экспериментальных работ.
Организация групповой работы на  уроке Создание условий для сотрудничества,  активной умственной  и практической работы,  формирования  умений и навыков. Использование возможностей каждого ученика. Развитие чувства ответственности.
Разновидности групповой  работы на уроке «Конкуренция: каждый сам за себя» «Геройство: один за всех» «Партнерство: каждый за всех» «По ступенькам: один, в паре, в группе, в  классе»
Алгоритм подготовки к уроку  с использованием групповой формы работы  Определить цели и задачи урока:  какие знания учащиеся должны усвоить;  какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны  овладеть;  какие качества будут проявлять;  какие чувства будут выражать;  как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся, на  какие важные моменты их общения и совместной деятельности  следует обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и  самооценке.  Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов  работы учащихся.  Определить задания для групп учащихся в соответствии с целями урока.  Определить роли учащихся в группах.  Определить этапы работы групп.  Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку,  самоанализ и самооценку деятельности и её результатов.  Продумать, каким будет результат работы каждой группы  (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.).  Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.
Технология организации  работы в группах на уроке 1. Подготовка к выполнению группового задания:  постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);  инструктаж о последовательности работы;  раздача дидактического материала по группам. 2. Групповая работа:  знакомство с материалом, планирование работы в группе;  распределение заданий внутри группы;  индивидуальное выполнение задания;  обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;  обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения,  уточнения, обобщения);  подведение итогов группового задания. 3. Заключительная часть:  сообщение о результатах работы в группах;  анализ познавательной задачи, рефлексия;  общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Роли и обязанности членов  учебной группы Координатор – организует работу всей группы. Секретарь – Консультант - помогает при выполнении учебных заданий; объясняет трудный материал, который сам хорошо понял. ведет записи,оформляет кластер, следит за соблюдением рабочей тишины и за временем. Эксперт - следит за ясностью и точностью выступлений учеников; оценивает выполнение элементов задания.
Алгоритм работы в группе  Определите цель деятельности  своей группы   Обсудите с товарищами задание и шаги по его   Будьте внимательны к мнению всех членов  на уроке.  выполнению. группы.  Распределите задания между собой и  обозначьте отведенное на это время.  Помогайте друг другу.  Подготовьте презентацию выполненной  работы, распределите роли и  очередность  выступления.  Доброжелательно и внимательно      относитесь к другим группам.
Варианты оценивания  работы учебной группы:  Оценка работы группы в  целом по результатам  выполнения общего  задания. работы членов группы:  Персональная оценка.  Одинаковая оценка.  По результатам ответа  представителя группы.  По результатам ответа  самого слабого  учащегося в группе.  Оценка работы группы по  сумме отметок или по  среднему баллу.  По определенным   критериям.
Критерии оценивания продуктивной групповой  коммуникации ­ умения организовывать учебное  сотрудничество Умение работать в команде: Взаимопомощь  Ответственность Активность других: Умение принимать и анализировать мнения  Взаимоуважение  Умение слушать других
Уровни сформированности продуктивной  групповой коммуникации: I Уровень – низкий (1­2 балла),  II Уровень – средний (3­4 балла),  III Уровень– высокий (5­6 баллов)  «Умение работать в группе»  ФИ Умение работать в  команде Умение принимать и  анализировать мнения  других Взаимопомощь  Ответствен­ Активность  ность Взаимо­ уважение  Умение слушать  других  (2 балла)  (2 балла)  (2 балла)  (3 балла)  (3 балла)
Критерии для оценивания уровня продуктивной  групповой работы Показатели сформированности Критерии:  I Уровень   1­2 балла II Уровень  3­4 балла  III Уровень 5­6 баллов  Умение  работать в  команде  Умение  принимать и  анализировать  мнения других  Не реагирует на просьбы  одноклассников об  оказании помощи;  требует постоянного  контроля при выполнении  задания; не проявляет  инициативу при  выполнении работы.  При выполнении задания  часто создает  конфликтную ситуацию;  не может спокойно  выслушать  одноклассника, часто  перебивает при общении,  навязывая свою точку  зрения. Не всегда отзывается на  просьбы оказать помощь  в работе; иногда  отвлекается при  выполнении задания;  принимает посильное  участие в работе группы,  пытаясь проявить  инициативу.  Пытается строить  отношения в команде на  основе доверия, не всегда  уважая точки зрения  других.  Иногда  провоцирует  конфликтную ситуацию,  не всегда внимательно  слушает собеседника. Умеет оказать  эффективную помощь в  группе; ответственно, не  отвлекаясь, выполняет  задание; принимает  активное участие в работе  группы, проявляет  инициативу, предлагая  идеи. Умеет строить отношения  в команде на основе  доверия, уважая точки  зрения других. Спокойно,  не создавая конфликтную  ситуацию, ведет себя в  течение всей работы  группы; не перебивает  собеседника при общении.
«Единственная настоящая роскошь –  это роскошь человеческого  общения» Антуан Сент­Эзюпери
Развитие критического мышления учащихся  на уроках химии Критически мыслящий школьник  владеет различными способами  интерпретации и оценки информации,  умеет аргументировать свою точку  зрения, принимает многополярность  окружающего мира и  возможность сосуществования  разнообразных точек зрения  в рамках общечеловеческих  ценностей.
Урок способствует развитию умений  учащихся применять свои знания, свой  опыт в реальной ситуации, формирует  общеучебные умения:  ­ умение структурировать    информацию, выделять главное; ­тренирует память, внимание; ­ учит решать нестандартные    задачи, развивает критическое    мышление.
Оборудование  ноутбук,  медиапроектор,  презентация к уроку в программе   Smart Notebook,10,  мобильный класс  для проведения индивидуального   тестирования  (возможна замена  мобильного класса на тесты на  бумажных носителях).
химических элементов в  жизнедеятельности живых организмов. Развивающая: развитие критического  мышления учащихся, самостоятельности  и  способности к рефлексии. Воспитательная: формирование  Цели урока Образовательная: изучение роли  положительной мотивации учения,  адекватной  самооценки, чувства  ответственности, умения выстраивать  взаимоотношения с окружающими.
Методические приемы технологии  развития критического мышления блеф­игра «верите ли  вы…»; таблица ЗХУ; инсерт; прием «зигзаг»; тонкие и толстые вопросы; синквейн.
Стадия вызова  включает задание по поиску идеи,  объединяющей изображения  («Отсроченная отгадка»), составление  мини­рассказа, объединяющего  данные изображения;  блеф­игра «Верите ли вы…», таблица ЗХУ (Знаю. Хочу узнать.  Узнал), формирование групп,  инструктаж, получение  дидактического материала.
Стадия осмысления  индивидуальная и групповая работа с  информационным текстом, инсерт  (прием маркировки текста),  составление толстых и тонких  вопросов, прием «Зигзаг», отчет групп  о результатах работы.
Стадия рефлексии  тестирование с  взаимопроверкой;  таблица ЗХУ; Знаю Хочу узнать Узнал(а)  синквейн.
Синквейны Макроэлементы                  Необходимые, полезные                  Содержатся, нормализуют, помогают                  Не имей сто рублей, а имей сто друзей                  Здоровье!                   Йод              Полезный, важный         Улучшает, регулирует, восстанавливает              Йодомарин ­ каждый день необходим              Польза!
И. В. Гете «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя и умеет понимать другого».
Конструктор урока Конструктор урока