Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека, но свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:
- желание работать нестандартно,
- поисковая активность, любознательность;
- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;
- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
Общение с одаренными детьми требует от
Общение с одаренными детьми требует от
учителя гибкости мышления, творчества,
учителя гибкости мышления, творчества,
профессионализма, позволяет чувствовать
профессионализма, позволяет чувствовать
себя свободным в рамках школьной
себя свободным в рамках школьной
программы, предполагает творческую
программы, предполагает творческую
деятельность учителя и ученика.
деятельность учителя и ученика.
Ж. Брюно
Ж. Брюно
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
с. Грушевского Александровского района
Ставропольского края
Система работы с одаренными детьми на уроках
««Система работы с одаренными детьми на уроках
биологии и во внеурочное время. »»
биологии и во внеурочное время.
Автор работы:
Горгосова Любовь Николаевна
учитель биологии
Актуальность
Актуальность
• Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно
актуальна для современного российского общества. К школе
предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для
родителей и общества “хорошая школа”?
•Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании
дети легко поступают в вузы.
•В этой школе должны преподавать высококвалифицированные
и интеллигентные педагоги.
•В школе должны быть свои традиции.
•Школа должна давать современное образование.
•В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются
не только на уроках, но и в системе дополнительного
образования.
•Именно поэтому так важно определить основные задачи и
направления работы с одаренными детьми в системе
дополнительного образования.
Цель работы с одаренными учащимися: организация
Цель работы с одаренными учащимися:
деятельности учащихся по приобретению глубоких
знаний для решения познавательных и практических
задач; формирование исследовательских умений,
развитие системного мышления.
Задачи:
Задачи:
1.При изучении основного и дополнительного
материала по предмету развить творческие
способности и гибкость мышления.
2.Стимулировать проявления познавательной
деятельности.
3. Используя различные приёмы и методы обучения,
способствовать реализации познавательного и
мотивационного потенциала учащихся.
4. Развить исследовательские навыки и умения.
Одаренный ребенок —
Одаренный ребенок —
это ребенок, который
это ребенок, который
выделяется яркими,
выделяется яркими,
очевидными, иногда
очевидными, иногда
выдающимися
выдающимися
достижениями (или
достижениями (или
имеет внутренние
имеет внутренние
предпосылки для таких
предпосылки для таких
достижений) в том или
достижений) в том или
ином виде деятельности.
ином виде деятельности.
Верёвкина Е., Исакова Е., Бородина Ю. –
участницы олимпиад и конкурсов УПБ.
Талантом называют выдающиеся
Талантом
способности, высокую степень одаренности
в какойлибо деятельности. Чаще всего
талант проявляется в какойто
определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития
Гениальность
таланта, связана она с созданием
качественно новых, уникальных творений,
открытием ранее неизведанных путей
творчества.
Виды одаренности
Виды одаренности
Психологи выделяют несколько видов одаренности:
Психологи выделяют несколько видов одаренности:
академическую
академическую (способность к обучению в широком
(способность к обучению в широком
смысле слова),
смысле слова),
интеллектуальную, творческую
интеллектуальную, творческую (умение мыслить
(умение мыслить
оригинально, создавать новое),
оригинально, создавать новое),
психомоторную
психомоторную (способность к спорту или
(способность к спорту или
прикладным видам искусства),
прикладным видам искусства),
художественную и лидерскую.
художественную и лидерскую.
Неверно мнение, что одаренные люди способны ко
Неверно мнение, что одаренные люди способны ко
всему, обычно их талант проявляется больше, чем в
всему, обычно их талант проявляется больше, чем в
одной области, но и не во всех сразу
одной области, но и не во всех сразу
Формы работы с одаренными
Формы работы с одаренными
учащимися:
учащимися:
Проектноисследовательская
деятельность
Разноуровневое обучение
Интеллектуальные марафоны,
предметные недели
Олимпиады, конкурсы,
соревнования
Занятия в творческих
объединениях
Ведение портфолио
достижений
Факультативы, курсы по
выбору
Работа по индивидуальным
планам, траекториям
Методы работы:
Методы работы:
Анкетирование, опрос
Собеседование
Тестирование
Анализ литературных
источников
Творческие работы
Проектный метод
Метод прогнозирования
Метод исследования проблемы
Система работы с одаренными детьми на уроках
Система работы с одаренными детьми на уроках
биологии и во внеурочное время.
биологии и во внеурочное время.
•Выявление детей, интересующихся предметом, путём
наблюдений.
•Привлечение этих учащихся к выполнению творческих
заданий на уроке.
•Вовлечение во внеурочную деятельность биологического,
экологического характера.
•Работа над экологическими проектами.
•Участие детей в предметных олимпиадах.
•Ориентация на профессии биологической
направленности.
•Подготовка к экзаменам по предметам
естественнонаучного цикла.
Развитие творческих способностей на уроке
Развитие творческих способностей на уроке
Ведущими и основными
в обучении
интеллектуально
одаренных учащихся
являются методы
творческого характера –
проблемные, поисковые,
эвристические,
исследовательские,
проектные – в сочетании
с методами
самостоятельной,
индивидуальной и
групповой работы.
Верёвкина Евгения – участница районных и
краевых биологической и экологической
олимпиад, членов УПБ в Аграрном
университете города Ставрополя,
«Созвездие», краевой научнопрактической
конференции « Экологокраеведческие
проблемы
Ставрополья», районных и краевых
конкурсов УПБ.
Формы и методы,
которые
используются в
процессе обучения
просты и понятны
каждому педагогу:
индивидуальная
работа,
работа в группах,
проведение тестов,
решение творческих
задач,
просмотр
презентаций и т. д.
Бородина Юля участница
Бородина Юля участница
конкурсов УПБ.
конкурсов УПБ.
««Исследовательская
Исследовательская
работа по выявлению
работа по выявлению
наиболее урожайных
наиболее урожайных
сортов моркови на
сортов моркови на
опытном участке
опытном участке
Работа над проектами
Работа над проектами
Работа над проектамиРабота над проектами
Мир Мир
увлечений
увлечений
Фото Евгении Верёвкиной.
Мир Мир увлечений увлечений
Проект
Проект
«Воспитай
«Воспитай
друга»
друга»
Шеховцова Анна –
участница районной олимпиады
и «Созвездие», районного и
краевого конкурсов УПБ.
Пикалова Людмила – участница районной олимпиады
,членов УПБ в Аграрном университете города
Ставрополя, краевой научнопрактической
конференции « Экологокраеведческие проблемы
Ставрополья», конкурсов УОУ, УПБ.
Достижения детей
Достижения детей
Всероссийский конкурс «Юные исследователи окружающей среды»
резуль
фамилия,
класс
предмет
тат
подтверждение
учебный
год
2010
2011
имя
Попеляев
Константин
11
биология
1 место в крае
грамота
Олимпиада членов УПБ в Аграрном университете города Ставрополя
учебный год
20092010
фамилия,
имя
Пикалова
Людмила
класс
предмет
результат
11
биология
2 место
Льгота на
поступление в
университет
подтвер
ждение
грамота
Районный этап Всероссийской олимпиады школьников
учебный год
фамилия, имя
класс
2011/2012
2012/2013
2012/2013
Верёвкина Евгения
Верёвкина Евгения
Верёвкина Евгения
2013/2014
Верёвкина Евгения
9
10
10
11
предмет
биология
биология
экология
экология
результат
подтвердение
1 место
1место
1место
1 место
Приказ№674
Приказ№ 13
Прик13аз№
13
Приказ№572
от 02.12.20
Краевая научнопрактическая конференция Экологокраеведческие проблемы
Ставрополья».
учебный год
фамилия, имя
20092010
Пикалова Людмила
класс
11
результат
3 место
награда
грамота
Районный слёт ученических бригад.
учебный год
фамилия, имя
20092010
2010/2011
2010/2011
2011/2012
2011/2012
2012/2013
2012/2013
2012/2013
20132014
20132014
20132014
20132014
20132014
20132014
20132014
Пикалова Людмила
Луганская Анастасия
Шеховцова Инна
Бородина Юлия
Верёвкина Евгения
Швеглер Елена
Шеховцова Анна
Исакова Елена
Исакова Елена
Верёвкина Евгения
Бородина Юлия
Бутова Александра
Абдулманапова Маригет
Шеховцова Анна
Исакова Елена
кл
асс
11
11
11
9
9
11
8
10
11
11
11
10
10
9
11
конкурс
садоводов
овощеводов
животноводов
овощеводов
экологов
полеводов
животноводов
садоводов
садоводов
экологов
овощеводов
лесоводов
технологов
животноводства
животноводов
Краевой слёт УПБ
садоводов
результат
награда
2 место
2место
3место
2 место
1место
3 место
3место
2 место
1место
2 место
3место
3место
2 место
1место
4место
грамота
грамота
грамота
грамота
грамота
грамота
грамота
грамота
грамота
грамота
грамота
грамота
грамота
грамота
диплом
Районный этап Всероссийской олимпиады школьников
Учебный год
Фамилия. имя
Класс
Предмет
Результат
Подтверждение
20142015
Бутова
Александра
11
биология
2ое место
Приказ №
Рабочая программа
Рабочая программа
с одаренными детьми по биологии
с одаренными детьми по биологии
• Выявление одаренных и талантливых детей
• Помощь учащимся в самореализации их
направленности, создание для ученика
ситуации успеха
• Мониторинг развития деятельности
одаренных школьников
• Работа с педагогическим коллективом
• Взаимодействие с родителями
Взаимодействие с родителями
Взаимодействие с родителями
одаренных детей
одаренных детей
• Совместная деятельность одаренного ребенка и
родителей
• Консультации, и вовлечение в деятельность
родителей одаренного ребенка
• Поддержка и поощрение родителей одаренных
детей на уровне школы, села
Вывод:
Вывод:
•внедрение системы работы с одарёнными
детьми позволяет создать условия для
успешной самореализации школьников,
работать со всеми детьми, добиваясь
максимального развития умений, навыков,
познавательных способностей,
•позволяет подготовить выпускника,
способного адаптироваться к меняющимся
условиям, коммуникабельного и
конкурентоспособного.
Таланты трудно
Таланты трудно
распознать,
распознать,
Не всякий может в них
Не всякий может в них
поверить.
поверить.
Таланты надо воспитать,
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них
Их надо развивать, в них
верить.
верить.
Простую истину
Простую истину
признать
признать
Сумеет всякий... кто
Сумеет всякий... кто
понятлив:
понятлив:
Таланты может
Таланты может
воспитать
воспитать
Учитель, если сам
Учитель, если сам
талантлив.
талантлив.