Основные моменты
Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова существует более 50 лет, проверена временем.
С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения.
Созданная отечественными учеными, она вошла в практику школ России, Украины, Казахстана, Белоруссии, Латвии. Система вызывает огромный интерес у французских, немецких, голландских, канадских, норвежских и японских педагогов.
Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984 гг.)
Родился Д. Б. Эльконин в Полтавской губернии.
С 1914 года учился в полтавской гимназии (не закончил) и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена.
С 1937 года и до начала Великой Отечественной войны он был учителем начальных классов в одной из ленинградских школ.
Всю Великую Отечественную войну Д. Б. Эльконин находился в действующей армии, был награжден боевыми орденами и медалями.
Демобилизовавшись из армии в 1953 г. в звании подполковника, Д. Б. Эльконин стал сотрудником Института психологии.
В 1962 году он защитил докторскую диссертацию.
В 1968 году был избран членом-корреспондентом АПН СССР.
Многие годы он преподавал на факультете психологии МГУ, образованном в 1966 году.
Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998 гг.)
В 1953 году заканчивает психологическое отделение философского факультета МГУ.
Почётный член Национальной академии образования США (1982).
Член редколлегий журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал».
В 1986 награждён премией им. Ушинского за достижения в педагогике.
В 1989 назначен директором института общей и педагогической психологии АПН СССР.
В 1991 году В. В. Давыдов по приглашению Н. Г. Алексеева включается в работу Научного Совета по философии образования при Президиуме Российской академии образования.
История системы РО Эльконина-Давыдова
В 1959 году на базе школы № 91 г. Москвы была открыта лаборатория Д.Б. Эльконина «Психология младшего школьника»
В 1991 году образовательная система Эльконина-Давыдова вошла в массовую педагогическую практику.
В 1994 году по инициативе и непосредственном участие В.В. Давыдова была создана Международная Ассоциация «Развивающее обучение».
В 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем.
В 1998 году сотрудники лаборатории Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова за вклад в развитие отечественного образования получили Премию Президента РФ.
В 1999 году авторы курса «Литература как предмет эстетического цикла» для начальной школы и учителя школы № 91 г. Москвы получили Правительственную премию в области образования.
В 2000 году был создан Открытый институт «Развивающее образование» на базе которого осуществляется переподготовка и повышение квалификации работников образования.
Букварь
Букварь предназначен для обучения детей грамоте. В его основу положены ознакомление детей с буквами и самостоятельное освоение наиболее общих способов письма и чтения. Достигается это выделением звукового состава слова, построением его слогозвуковой модели и затем буквенной записи.
Русский язык
Учебник служит не только источником подлежащей усвоению информации, но и основным средством формирования у учащихся стремления к учебной деятельности, представляя собой ее динамическую модель. Данный учебник имеет четкую структуру и специфический методический аппарат, соответствующий основным функциям учебника в системе развивающего образования.
Литературное чтение
Цель учебников – ввести ребенка в мир книги, всесторонне развить его познавательные интересы, сформировать навыки быстрого, грамотного, выразительного чтения, познакомить с разными литературными жанрами и помочь понять, как рождается художественное произведение.
Математика
Данный курс направлен на формирование у детей теоретического мышления, усвоения ими научных математических понятий. Занятие проводится в форме игры с применением методов наблюдения, поиска, общеклассной дискуссии.
Окружающий мир
Содержание учебников направлено на развитие познавательных и созидательных способностей младшего школьника, воспитание у него интереса к учению, формирование желания и умения учиться, становление его как личности.
Особенности
В системе уходят от обычной цели ученика на хорошую оценку, на уроках создаются условия для стремлений учащегося к обучению, к его росту, достижению больших успехов в учебе, к развитию умений, навыков, получению глубоких знаний.
Система Эльконина и Давыдова будет интересна родителям, которые хотят развивать их ребенка и на способность анализировать, и, более того, на умение глубоко мыслить, необычно от сверстников.
Обучение проходит по следующим принципам
1. Принцип субъектности ребенка в учебном процессе. Ученик должен быть субъектом, а не объектом обучения;
2.Принцип опережающего обучения (Обучение есть источник развития);
3.Предметом усвоения являются общие способы действия - способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям;
4. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением - информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающаяся с предметно-практического действия;
5. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.
Развивающее обучение
Термин «развивающего обучения» ввел психолог В.В.Давыдов. Развивающее обучение отличается от традиционного обучения объяснительно - сообщающего типа характером преподавания. Одна из развивающих программ обучения - система психологов Даниила Борисовича Эльконина и Василия Васильевича Давыдова. Многие (и педагоги, и родители) называют ее гениальной, поскольку она согласована (внутри системы) и непротиворечива. Еще эту систему называют « безотметочным оцениванием», методы и приёмы, заложенные в этой системе, приводят к мощнейшему развитию ученика, поскольку ученик трудится не на результат (оценку), а на свой личный рост и достижение высоких результатов в образовании, и, что очень важно, оценивает себя сам.
включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов.
знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии.
особое внимание формированию действий контроля и самоконтроля ( система проверочных, диагностических работ).
отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта.
дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями.
Особенности урока
Плюсы
В учебном процессе много внимания уделяют росту нормальной самооценки у ребенка
Много внимания уделяют теории и логическому построению
В этой программе в выполненных работах ученика оценивается каждое его усилие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.