Легко и свободно летят прекрасные белые птицы на своих огромных крыльях. Они словно купаются в этом пронизанном светом голубом просторе, то свободно паря, то повертываясь в воздухе, то изредка взмахивая крыльями. И так же свободно и вольно, спокойно и плавно клубятся в воздухе большие кучевые облака. А внизу, под ними, линии перистых облаков как бы подчеркивают общее направление движения, те горизонтали, на которых строится каркас композиции. Этому спокойному, парящему движению птиц и облаков соответствует также спокойное колыхание небольших синих волн тяжелой океанской воды, легкое, плавное скольжение корабля. На всех парусах он несется по волнам, как птица, словно лишь слегка касаясь поверхности воды, весь – олицетворение того же свободного, беспрепятственного и бесшумного, летящего движения. Это ощущение летящего, скользящего движения так захватывает зрителя, он так переживает полет птиц и движение корабля, что ему, как человеку, находящемуся на движущемся предмете, начинает казаться, что движется скалистый берег.
По оценкам критиков тучи, восходящие на пасмурное небо, и зашедшее солнце символизирует печать и депрессивное состояние автора. Картине приписывает мистичность и таинственность благодаря недалеким, скрытым сумерками, раскидистым лесным массивам. Они, кажется, наступают на зрителя вплотную и, если бы не шаткий мост, готовы поглотить его своей темной, холодной листвой. Шарообразные кусты подобрались уже слишком близко к переправе и стали медленно сходить вниз, к реке.
Очень символично смотрится мост, он делит полотно на две части по центру в вертикальном направлении и привлекает к себе внимание. Не сразу заметно, но по обе стороны от деревянного брода картинка сильно отличается.
Внизу слева можно наблюдать неспокойные воды, испещренные массой мелких волн, от ветра или сильного течения влага буквально испещрена неровностями. Тут же слева, ближе к зрителю располагается темная деревянная дорога, обрывающая у омута.
Справа – совершенно иная картина. Вода ровна и гладка как натянутый барабан, взгляд скользит по плодородной земле, поросшей сочной травой, которая кончается у моста. Казалось бы, ведь эти две части разделяет всего три бревна, но характер природы резко меняется. Тонкий мостик словно проходит между двумя мирами, жизнь затихает в этом глухом месте и зритель сам может выбрать, какой путь ему предстоит: спокойный и солнечный или же жесткий и волнующий.
Выбор многогранен. Не зря, Левитан рисует именно три бревна в качестве границы. В этом видится истинно христианский символизм. Возможно, художник, таким образом, говорит, что любой выбор, в конце концов, предопределен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.