Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него.
Театрализованная деятельность в
детском саду.
Театрализованная
деятельность
• Театрализованная деятельность —
важнейшее средство развития у детей
эмпатии, то есть способности
распознавать эмоциональное
состояние человека по мимике,
жестам, интонации, умения ставить
себя на его место в различных
ситуациях, находить адекватные
способы содействия.
Задачи:
•Приобщение детей
дошкольного возраста к
искусству;
•Развитие: коммуникативных
качеств личности;
•Воспитывать гуманные
чувства.
Театрализованная игра
является:
Средством
развития
эмоциона
льной
сферы
Средство
ребенка
развития
психическ
м
их
процессов
м
Средство
социализ
ации
дошколь
Средство
ника
м
развития
речи
дошколь
ников
Классификация
театрализованных
игр:
(по Артемовой Л.В.)
Игры
драматизации
Режиссерские
Игры
Классификация театрализованных игр
по видам театра:
Настольный
театр
игрушек
Настольный театр
картинок
Классификация театрализованных
игр
по видам театра:
Теневой театр
Пальчиковый театр
Теневой театрПальчиковый театр
Классификация театрализованных
игр
по видам театра:
Театр кукол-
марионеток
Театр кукол
бибабо
Театр тростевых
кукол
Театр кукол-марионетокТеатр кукол бибабоТеатр тростевых кукол
Роль педагога в организации
театрализованной деятельности в
•создавать условия для развития творческой
активности детей в театрализованной деятельности
ДОУ:
при
(свободно
выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч.
предоставление главных ролей застенчивым детям,
включение
с речевыми
трудностями,
участия
каждого ребенка в спектаклях);
спектакли детей
обеспечение
раскрепощено
держаться
активного
и
в
•побуждать к импровизации средствами мимики,
пантомимы, выразительных движений и интонаций
(при
особенностей
персонажей,
состояний,
переживаний;
эмоциональных
характерных
•выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов,
передаче
своих
костюмов, видов театров);
•создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); •побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний; •выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров);
Формы организации
театрализованной деятельности
в ДОУ:
Совместная театральная
деятельность
взрослых и детей
Театрализованное
занятие
Театрализованная игра на
праздниках,
развлечениях
Театр и театрализованная
деятельность
Самостоятельная
театрально
художественная
деятельность
Театрализованные игры
в повседневной
жизни
Посещение детьми
театров совместно с
родителями
театрализованные
игры
спектакли
Совместная театральная деятельностьвзрослых и детейТеатрализованноезанятие СамостоятельнаятеатральнохудожественнаядеятельностьТеатрализованная игра напраздниках,развлеченияхПосещение детьми театров совместно с родителями театрализованные игрыспектакли Театрализованные игрыв повседневнойжизниТеатр и театрализованнаядеятельность
Принципы организации
театральных занятий: (по Э.Г.
Чуриловой)
1. Содержательность занятий, разнообразие
тематики и методов работы.
2. Ежедневное включение театрализованных
игр во все формы организации
педагогического процесса
3. Максимальная активность детей на всех
этапах подготовки и проведения игр.
4. Сотрудничество детей друг с другом и со
взрослыми.
5. Подготовленность и заинтересованность
воспитателей
1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей
Условия для проявления
самостоятельности и творчества в
театрализованных играх:
содержание игр должно соответствовать
интересам и возможностям детей;
педагогическое сопровождение строиться с
учетом постепенного нарастания
самостоятельности и творчества ребенка;
театрально-игровая среда должна быть
динамично изменяющейся, а в ее создании
принимают участие дети.
содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;педагогическое сопровождение строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети.
Младший дошкольный
возраст:
Педагог создает условия
для индивидуальных
режиссерских игр с
помощью насыщения
предметно-игровой
среды мелкими
образными игрушками
(куколки, матрешки,
звери, технические
игрушки, конструкторы,
мебель и др.).
Участие педагога в
индивидуальных режиссерских
играх проявляется в
разыгрывании им бытовых и
сказочных ситуаций (из
потешек, произведений
В.Берестова, Е.Благининой и
др.), показе пользования
ролевой речью,
звукоподражанием, втягивании
ребенка в игру, подсказывании
реплик, объяснении действий.
Педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.). Участие педагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В.Берестова, Е.Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий.
В средней группе:
Педагог создает условия для
коллективных режиссерских
игр. В предметно-игровой
среде кроме образных
игрушек должен
быть разнообразный
бросовый материал
(дощечки, катушки,
небьющиеся пузырьки и др.),
способствующий развитию
воображения, способности
действовать с предметами-
заместителями.
Педагог занимает позицию
помощника: просит ребенка пояснить
смысл
действий, побуждает к ролевой речи
(«Что сказал?», «Куда пошел?),
иногда выступая носителем игровых
умений, показывая при помощи
игрушек и предметов-заместителей
фантастические истории, что
помогает ребенку включиться в
подобную деятельность.
Педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек долженбыть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), способствующий развитию воображения, способностидействовать с предметами-заместителями. Педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смыслдействий, побуждает к ролевой речи («Что сказал?», «Куда пошел?), иногда выступая носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность.
Старший дошкольный
Предметно-игровая среда
возраст:
для режиссерских игр
конструируется на основе
полифункционального
игрового материала (карта-
макет игрового пространства)
игровой материал помогает
ребенку домыслить,
вообразить, опираясь на
предложенную взрослым
предметную ситуацию,
выступает в роли «пускового
механизма»,
способствующего
разворачиванию
воображения и детского
творчества
Педагог выступает как создатель
проблемно-игровых ситуаций,
направляющих замыслы
режиссерской игры.
Он лишь направляет замыслы детей
вопросами: «Что было дальше? Кого
они встретили? Что с ними
случилось?». Его позицию можно
определить как помощник в
реализации детьми игровых
замыслов.
Предметно-игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства) игровой материал помогает ребенку домыслить, вообразить, опираясь на предложенную взрослым предметную ситуацию, выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчестваПедагог выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций, направляющих замыслы режиссерской игры.Он лишь направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше? Кого они встретили? Что с ними случилось?». Его позицию можно определить как помощник в реализации детьми игровых замыслов.