Презентация «Технология использования в обучении игровых методов»
Оценка 4.6
Презентации учебные
pptx
русская литература +1
5 кл—7 кл
22.06.2017
Игра — самое любимое, самое естественное занятие детей. Да и взрослых тоже, хотя игры у них порой бывают невеселые и небезопасные.
Игрой в широком смысле слова можно назвать любые действия по заранее известным правилам. Правила дорожного движения и война, президентские выборы и семейная сцена— все это очень важные для нас игры, в которых каждый знает правила и свою роль. Похоже, в играх мы проводим большую часть своей жизни.
Но значение детской игры еще больше. Именно в детской игре мы впервые оказываемся мамой и папой, героем и трусом, лидером и аутсайдером. Мы получаем опыт, который необходим для всей дальнейшей жизни, и получаем его оптимальным образом. Ведь, с одной стороны, в игру мы верим, поэтому все всерьез, с другой — это только игра, поэтому здесь нет тяжелых травм и непоправимых ошибок. Игра дает нам реальный опыт, которого не дали бы рассказы и книги, но щадит, как не стала бы щадить жизнь. Человек, у которого в детстве было много разнообразных, сложных и справедливых игр, вырастет более развитым, гармоничным и готовым к общению с другими людьми.Игра — самое любимое, самое естественное занятие детей. Да и взрослых тоже, хотя игры у них порой бывают невеселые и небезопасные.
Игрой в широком смысле слова можно назвать любые действия по заранее известным правилам. Правила дорожного движения и война, президентские выборы и семейная сцена— все это очень важные для нас игры, в которых каждый знает правила и свою роль. Похоже, в играх мы проводим большую часть своей жизни.
Но значение детской игры еще больше. Именно в детской игре мы впервые оказываемся мамой и папой, героем и трусом, лидером и аутсайдером. Мы получаем опыт, который необходим для всей дальнейшей жизни, и получаем его оптимальным образом. Ведь, с одной стороны, в игру мы верим, поэтому все всерьез, с другой — это только игра, поэтому здесь нет тяжелых травм и непоправимых ошибок. Игра дает нам реальный опыт, которого не дали бы рассказы и книги, но щадит, как не стала бы щадить жизнь. Человек, у которого в детстве было много разнообразных, сложных и справедливых игр, вырастет более развитым, гармоничным и готовым к общению с другими людьми.
File14.pptx
Презентация «Технология использования в обучении игровых методов»
«Технология
использования в
обучении игровых
методов»
Шумакова Ирина Анатольевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Ревенская СОШ
Карачевского района Брянской области
Презентация «Технология использования в обучении игровых методов»
Ведущая идея: использование в педагогической практике
игровых методов при проведении уроков русского языка и
литературы.
Цель: развитие интереса у учащихся к изучению русского
языка и литературы.
Объект исследования: игровые технологии как элемент
обеспечения интереса к изучению предмета.
Предмет исследования: формы использования игровых
методов.
учащихся;
Ожидаемый результат:
♦ положительная динамика состояния эмоциональной сферы
♦ положительная динамика состояния мотивационной сферы
♦ положительная динамика состояния интеллектуальной
деятельности учащихся;
сферы учащихся.
Презентация «Технология использования в обучении игровых методов»
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова,
»
Ян Коменский.
Как же сделать уроки русского языка и
литературы интересными? Эта проблема
давно привлекает к себе внимание
Многообразие
учителей-словесников.
поисков ее решения находит
свое
отражение как в привлечении яркого,
необычного дидактического материала
(вызывающего
его
содержанию), так и в использовании
игровых форм проведения уроков.
интерес
к
Презентация «Технология использования в обучении игровых методов»
Игра — самое любимое, самое естественное занятие
детей. Да и взрослых тоже, хотя игры у них порой бывают
невеселые и небезопасные.
Игрой в широком смысле слова можно назвать любые
действия по заранее известным правилам. Правила
дорожного движения и война, президентские выборы и
семейная сцена— все это очень важные для нас игры, в
которых каждый знает правила и свою роль. Похоже, в
играх мы проводим большую часть своей жизни.
Но значение детской игры еще больше. Именно в детской
игре мы впервые оказываемся мамой и папой, героем и
трусом, лидером и аутсайдером. Мы получаем опыт,
который необходим для всей дальнейшей жизни, и
получаем его оптимальным образом. Ведь, с одной
стороны, в игру мы верим, поэтому все всерьез, с другой
— это только игра, поэтому здесь нет тяжелых травм и
непоправимых ошибок. Игра дает нам реальный опыт,
которого не дали бы рассказы и книги, но щадит, как не
стала бы щадить жизнь. Человек, у которого в детстве
было много разнообразных, сложных и справедливых игр,
вырастет более развитым, гармоничным и готовым к
Презентация «Технология использования в обучении игровых методов»
У игры есть прекрасное свойство — она
сама организует обучение. Не
обязательно сначала учить по какому-то
новому методу и тогда уже вводить игры.
Можно наоборот — начнём играть, а сама
форма игры не позволит принуждать,
читать нотации и требовать зубрёжки. В
игре незаметно, сами собой исчезнут
стены, разделяющие сейчас учителя и
ученика и самих учеников, родится новая
атмосфера и новые отношения. Игра сама
учит, учит и детей, и взрослых, в ней
рождается живая реальность свободного
обучения, творческого, радостного,
эффективного.
Презентация «Технология использования в обучении игровых методов»
Игровые уроки
Игра - это вид деятельности в ситуациях,
направленных на воссоздание и усвоение
общественного опыта, в котором складывается и
совершенствуется самоуправление поведением.
Игра дает возможность обучающемуся, включаясь в
игровую ситуацию, испытать яркие эмоциональные
переживания успеха или неудачи. Также дети и
подростки в процессе игры развивают способности,
необходимые в области деловых и социальных
отношений, - проявлять инициативу, ставить и
решать проблему, планировать деятельность,
решать коммуникативные задачи; учатся
самостоятельности, толерантности, чувству
товарищества и партнерства, учатся вести диалог,
идти на компромисс. Игра способствует также
развитию личности, формируя такие качества, как
уверенность в себе, инициативность, стремление к
творчеству. Учебные игры дают возможность глубже
познать окружающую действительность,
Презентация «Технология использования в обучении игровых методов»
Творческие принципы игровых
уроков:
в организации урока нужно отказаться от шаблона,
а в проведении от рутины и формализма;
необходимо максимально вовлечь учащихся класса
(группы) в активную деятельность на уроке;
основой эмоционального тона на уроке должна быть
не развлекательность, а занимательность и
увлечённость;
важно поддерживать множественность мнений,
альтернативность;
нужно развивать отношения взаимопонимания с
учениками;
педагог должен уважительно относиться не только
к детскому знанию, но и к незнанию;
необходимо использовать оценку не только как
результирующий инструмент, но и как формирующий.
Презентация «Технология использования в обучении игровых методов»
Технология проведения урока-игры состоит из нескольких
этапов.
Этап подготовки урока-игры начинается с разработки сценария. В
содержание сценария входят учебная цель занятия, описание
изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план
деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание
ситуации и характеристик действующих лиц.
Далее осуществляется ввод в игру, ориентация участников и
экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная
цель занятия, обосновываются постановка проблемы и выбор
ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил,
установок. Собирается дополнительная информация. При
необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за
консультацией.
Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет
права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может
корректировать действия участников, если они уходят от главной
цели игры. В зависимости от модификации учебной игры могут
быть введены различные типы ролевых позиций участников:
генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност,
аналитик.
Этап анализа, обсуждения, оценки результатов игры -
выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих
решений и выводов. В заключение педагог констатирует
достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует
окончательный итог занятия. Обращается внимание на
установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Презентация «Технология использования в обучении игровых методов»
учесть
резервы
занятий,
Игровые
методы
позволят
обучения
обеспечить
занимательность
индивидуальные
особенности группы, использовать содержание учебного
материала, активизировать познавательную деятельность,
отыскать
процесс
сотрудничества учителя и ученика. Использование этих
форм и методов помогают учителю воспитывать общую
культуру
грамотно
вырабатывать собственную активную, высоконравственную
позицию.
наладить
времени,
и
культуру
мнений,
умение
Уроки с применением игровых методов – это всегда
урокипраздники, когда активны все учащиеся, когда
каждый имеет возможность проявить себя и когда класс
становится коллективом.
И именно на таком уроке, как говорил Цицерон,
«зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Презентация «Технология использования в обучении игровых методов»
Подготовка к таким урокам проводится
очень тщательно, а это, как правило, требует
много сил и времени со стороны учителя. В
своей практике я наиболее удачно использую
несколько форм игровых уроков: викторина,
путешествие, заочная экскурсия, деловая
игра, ролевая игра, турнир, КВН, эстафета.
Выбор зависит от нескольких условий: во
первых, учитываю возрастные особенности
учащихся,
цели,
содержание обучения.
вовторых,
задачи,
Презентация «Технология использования в обучении игровых методов»
Классификация
игр
Учебные:
•Проверки
•Мнемоника
•Насыщенный текст
•Антидиктант
•Слова по схеме
•Предложения по схеме
Творческие
задания:
•Снежный ком
•Рассказ по
кругу
•Круговая порука
•Рассказ по
алфавиту
•Буриме
•Сериал
Языковые:
•Шифр
•Новый прибор
•Неологизмы
Ассоциативные:
•Намёки
•Венок сравнений
•Ассоциации
Аналитические:
•Пропорции
•Продолжи ряд
•Четвёртый лишний
•Ситуации
• Что общего
• Классификация
Игры
Комбинаторные:
•Словесный конструктор
•Эрудит
•Шарады
•Слоговые цепочки
Контекстные:
•Дополнить текст
•Головоломка
•Заголовки
• Подсказка
• Автопортрет
Презентация «Технология использования в обучении игровых методов»
УЧЕБНЫЕ ИГРЫ
Учебными названы игры, помогающие закреплять и, что более
важно, активизировать полученные ребятами знания. В игровой
ситуации из памяти извлекается то, о чем обычно говорят: «Я и
не знал, что я это знаю». Если же играют в командах, то сам
процесс горячего обсуждения задания, исключения неверных
вариантов может дать ребятам больше, чем систематические
объяснения учителя.
Особенно полезны игры, которые как бы обратны привычным
заданиям: не написать правильно встретившиеся в тексте
слова, а самому начинить текст орфографически трудными
словами, не разобрать предложение, а придумать свое по
предложенной схеме. Такой вид работы позволяет
переосмыслить уже имеющиеся сведения, посмотреть на
проблему с другой стороны, восполнить пробелы в знаниях.
Ведь обычно от ребят требуется проанализировать,
«расчленить» на элементы явления языка, а в этом случае они,
опираясь на свои знания, реализуют возможности, заложенные
в языке.
Сами по себе учебные игры довольно примитивны и быстро
надоедают, но в умеренных количествах, особенно при изучении
скучноватого, требующего запоминания материала они
незаменимы. Кроме того, эти игры развивают быстроту
мышления, критичность оценки сделанного, речевую
Презентация «Технология использования в обучении игровых методов»
КОМБИНАТОРНЫЕ ИГРЫ
Игры этого типа наиболее популярны. Комбинаторных игр
множество: это и всем известные кроссворды разных типов, и
чайнворды, ребусы, шарады, головоломки.
В центре внимания в комбинаторных играх — внешняя оболочка
слова. Играющие комбинируют буквы или сочетания букв, ищут
нужный вариант. Процесс игры напоминает игру в конструктор:
из одних и тех же деталей в разных сочетаниях можно собирать
разнообразные модели. Иногда ставится противоположная
задача: по готовой модели (слову) определить, из каких деталей
ее можно построить.
Сложные комбинаторные игры (особенно «Шарады») часто
требуют огромного словарного запаса и невероятной речевой
изобретательности. Всегда очень хорошо проходит многоборье
по комбинаторным играм, сочетающее конкурсы шарад,
каламбуров, ребусов, разгадывание головоломок, кроссвордов,
состязание в составлении слоговых цепочек, межкомандный
турнир по игре «Почему не говорят...». Один раз в четверть или в
год можно устроить настоящий праздник комбинаторных игр.
Другой вариант большой игры — парад головоломок, который
может длиться от недели до четверти.
Презентация «Технология использования в обучении игровых методов»
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Аналитические игры развивают способность самостоятельно
анализировать факты и закономерности, подмечать общее и
различное, учат рассуждать логически.
Использование аналитического подхода в этих играх отличается
от механического «раскладывания по полочкам», которое в
школе обычно называют анализом. Аналитические игры не
требуют от ребенка действовать по образцу, а предлагают ему
самостоятельно найти метод анализа и проверить его
эффективность.
Они воссоздают в миниатюре ситуацию научного открытия,
когда требуется не только беспристрастный логический анализ,
но и интуитивное видение ответа, прозрение, которое приходит
в момент творческого подъема и позволяет в один миг
сконцентрировать опыт предшествующего долгого пути
познания.
Способность к такому мышлению может развиваться. После
нескольких игр ребенок, мыслящий очень зажато, ограниченно,
вдруг удивит всех, составив оригинальную задачку. А это
особенно важно для детей примерных и благополучных: часто
именно они панически боятся всего нестандартного, не такого,
«как мы проходили».
Может быть, успех в аналитических играх поможет и учителю,
и ребятам посмотреть на себя по-новому.
Презентация «Технология использования в обучении игровых методов»
АССОЦИАТИВНЫЕ ИГРЫ
Ассоциативные игры активизируют способности, почти
игнорируемые сегодняшней школой: интуицию,
ассоциативное мышление, способность к свободному
поиску без определенного алгоритма.
Играя в такие игры, ребята вступают в мир намеков,
сравнений, ассоциаций, мир причудливых,
непредсказуемых движений человеческой психики и их
не менее причудливых отражений в языке.
Самый важный результат ассоциативных игр —
способность ребят ценить яркое, индивидуальное
видение мира, умение доверять своей интуиции.
Ассоциативные игры, с одной стороны, противоположны
аналитическим, с другой — дополняют их. Можно
сказать, что аналитические игры развивают, прежде
всего, систематичность, последовательность, точность, а
ассоциативные —медитативность, созерцательность.
Две стороны интеллекта, которые развивают эти игры, —
интуиция и логика, как раз и образуют вместе
свободное, точное, творческое мышление.
Презентация «Технология использования в обучении игровых методов»
КОНТЕКСТНЫЕ ИГРЫ
Это игры, привлекающие внимание ребят к смысловому
строению текста, сложным связям между текстом и
контекстом, прямым и переносным значениями языковых
единиц. Игры этого типа развивают способность к глубокой и
разносторонней, интерпретации текстов и высказывании, к
возможно более исчерпывающему пониманию
предоставленной информации.
Задача в играх может быть сформулирована прямо: понять
текст, восстановить недостающие звенья, а может быть
обратной: создать контекст, который будет соответствовать
определенным условиям. Для того чтобы эффективно
использовать контекстные игры, лучше предлагать ребятам
задачи обоих типов.
Стиль предлагаемых игр и их вариантов тоже совершенно
разный: от вдумчивой неспешной индивидуальной работы до
шумных азартных соревнований. Для всех вариантов особую
ценность будет иметь разговор об игре, ее особенностях, о том,
почему так трудно выполнить те или иные условия, какие
языковые, речевые или даже психологические закономерности
за этим кроются.
Контекстные игры помогут компенсировать один из самых
серьезных пробелов в сегодняшнем обучении родному языку:
отсутствие работы с текстом.
Презентация «Технология использования в обучении игровых методов»
ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ
Языковыми можно назвать игры, которые не только
развивают речь и интеллектуальные способности, но и
построены на работе с единицами языка и его
законами. В этих играх равноценны и процесс игры, и
обсуждение затронутых в ней языковых явлений. К
языковым играм можно отнести лингвистические
задачи, задания для лингвистических олимпиад.
Языковые игры по сути моделируют ситуацию
лингвистического исследования, обычно прагматически
ориентированного (подобрать название, придумать
шифр). Такие игры требуют много времени,
доброжелательной атмосферы в классе и предъявляют
достаточно высокие требования к учителю. Они
производят впечатление на ребят прежде всего тогда,
когда с ними играет взрослый, увлеченный
лингвистическими проблемами.
С помощью этих игр (если не предъявлять сразу
непомерных требований) можно быстро привести в
рабочее состояние запущенный класс, пробудить у
ребят интерес к языку, систематизировать сумбурные
знания.
Презентация «Технология использования в обучении игровых методов»
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Своеобразная разновидность игр — творческие игровые
задания, предлагающие сочинить связный и желательно
остроумный текст, соблюдая разнообразные сложные
условия. В этих играх не бывает победителей и
проигравших. Но самый ценный результат таких игр в
том, что исчезает свойственный многим детям страх
перед сочинительством: в азарте общей работы, а часто и
в условиях ограниченного времени не приходится
хныкать: «А я не умею... А у меня никогда не
получается...» Попробовав раз и другой, все убеждаются,
что могут, входят во вкус.
Важно, чтобы ребята знали, что, кроме трудного
«серьезного» сочинительства с раскрытием темы,
логическим построением текста, сочинительства,
которого требуют от них, например, на уроках
литературы, бывает и творчество легкое, игровое. И так
сочинять, сочинять по-своему талантливо, неповторимо
может каждый, если не убедит сам себя в обратном.
Творческие задания дают огромный простор для
фантазии и учеников, и учителя, важно только, чтобы
задания были, с одной стороны, достаточно сложными, с
Презентация «Технология использования в обучении игровых методов»
При проведении игр на уроке важно помнить о
принципе открытой методики. Любая игра будет во
много раз эффективнее, если играть открыто, то
есть обсудить с детьми, зачем проводится игра,
почему правила таковы, можно ли игру усложнить,
изменить, улучшить и т. д. Нередко такое
обсуждение приносит больше пользы, чем сама
игра, развивая творческие способности и мышление
ребенка, и кроме того, закладывая фундамент
игровой культуры.
Поэтому можно сказать, что обсуждение правил
игры равно по значимости самой игре. Процесс
обсуждения, согласования, освоения сложных
правил, решение возникающих при игре
разногласий, обращение к кодексу правил, попытки
его изменить — прекрасная школа сложных
взаимоотношений, которой так не хватает не только
детям, но и взрослым. Это лучший путь к развитому,
гибкому мышлению, способному учесть сразу
несколько точек зрения и при этом увидеть главное.
Презентация «Технология использования в обучении игровых методов»
Результативность использования
игровых методов работы
Проведение уроков с использованием игровых методов способствовало
повышению эффективности обучения. Для учащихся такой урок переход в иное
психологическое состояние, это другой стиль общения: положительные эмоции,
ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность.
Данные уроки позволили развить у учащихся творческие способности и
личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике,
ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность и совсем другое отношение
к своему труду. Значительно повысился интерес учащихся к изучаемому предмету,
науке. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия
для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких,
но точных выводов.
Интерес к работе был вызван и необычной формой проведения урока.
Исходя их наблюдений и результатов анкетирования, можно сделать вывод,
что перегрузка учащихся снизилась.
Дети на таких уроках учатся уважать товарищей, согласовывать свои действия
с действиями партнёров, общаться друг с другом. Игровая форма делает урок
живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка,
вызвать творческий интерес к предмету. Уроки , на которых используются
игровые методы, способствуют формированию мотивации учения, выступают
средством повышения интереса и активности школьников; они отличаются
разнообразием, чёткостью, системностью, творческим подходом.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.