Коммуникативное пространство - это совокупность сфер общения, в которых языковая личность может реализовать свое речевое намерение в соответствии с принятыми в данном социуме правилами и нормами общения. (Новый словарь методических терминов и понятий теория и практика обучения языкам 2009г.)
Ораторская лихорадка (волнение) – это некоторое небольшое недомогание, легкое волнение, которое испытывает оратор перед встречей с аудиторией.
Причины:
чрезмерное погружение в собственные переживания.;
недооценивание собственных возможностей;
недостаток опыта;
воспоминание(я) о провале(ах).
Отто Эрнст :
«Наберитесь смелости и при удобном случае попросите слова; широко используйте возможности участия в различных дискуссиях: в кругу семьи после телепередач, в рабочем коллективе, на мероприятиях повышения профессиональной и политической подготовки и т. д».
Повседневная подготовка к выступлениям
Повседневная подготовка включает в себя прежде всего самообразование в самом широком смысле слова, т. е. приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтение научной, публицистической, художественной литературы. Постоянное стремление к новым знаниям, вечная неудовлетворенность собой — только это может обеспечить успех оратору.
Повседневная подготовка к выступлениям
Создание собственного архива
Человеку, часто выступающему публично, необходимо целенаправленно относиться ко всему, что его окружает, находиться, как говорят, в состоянии мобилизационной готовности, брать на заметку интересный материал. Лектор-методист Е. А. Адамов: «Лектор без архива — это музыкант без инструмента, лекторский архив — это творческая биография, молчаливый свидетель его большого труда».
Овладение техникой речи
Упражнение "звукоподражание"
Вспомните звуки природы и воспроизведите их.
свист ветра (ССС);
шум леса (ШШШ);
звук комара (ЗЬЗЬЗЬ);
жужжание пчелы (ЖЖЖ);
крик и карканье вороны (КРР! КРР! КРР);
трескотня сороки (ТРР! ТРР! ТРР!);
рокот мотора (РРР);
звук электрического звонка (РЬРЬРЬ).
8. Анализ результатов выступления
7. Исполнение (произнесение) речи
6. Заучивание речи
5. Элокуция – словесное выражение. Украшение мыслей (богатство языка
4. Выбор стиля и жанра
3. Диспозиция – расположение мыслей (композиция)
2. Инфенция – нахождение и изобретение мыслей (собирание, поиск, подбор)
1.1 Новое целеполагание
1. Целеполагание. Принимать решение: говорить или нет.
1.1 Новое целеполагание
2. Инфенция – нахождение и изобретение мыслей (собирание, поиск, подбор)
3. Диспозиция – расположение мыслей (композиция)
4. Выбор стиля и жанра
5. Элокуция – словесное выражение. Украшение мыслей (богатство языка
1. Целеполагание. Принимать решение: говорить или нет.
6. Заучивание речи
7. Исполнение (произнесение) речи
8. Анализ результатов выступления
официальные документы;
научная, научно-популярная литература;
справочная литература: энциклопедии, лингвистические словари статистические сборники и т.д.
художественная литература;
статьи из газет и журналов;
передачи радио и телевидения;
результаты социологических опросов;
собственные знания и опыт;
личные контакты, беседы, интервью;
размышления и наблюдения.
Стили речи:
Научный стиль
Официально-деловой стиль
Публицистический стиль
Разговорный стиль
Художественный стиль
Подэтапы элокуции:
Подбор необходимых слов, словосочетаний и предложений.
Работа над стилем написанного и украшение текста.
Совершенствование текста, то есть его редактирование.
Два способа запоминания:
Механический способ — это последовательное заучивание (зубрежка) отдельных частей материала, без опоры на смысловую связь между ними.
Осмысленное запоминание текста, основано на понимании смысла материала, осознании отношений и внутренней логической связи, как между частями запоминаемого текста, так и между данным материалом и прежними знаниями
Оратору важно учитывать следующие моменты:
аргументация и её научность;
определять пути решения проблем на основании анализа факторов;
излагайте сложные вопросы простым языком;
при изложении выводов используйте в качестве руководства к действию три следующих элемента: что, как и почему;
и др.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.