Презентация "Технология развития критического мышления"
Оценка 4.6
Презентации учебные
pptx
русский язык
Взрослым
05.02.2017
Данная презентация - это большое подспорье для педагогов, работающих в современной школе. Тем, кто работает по ФГОС, знакомо, что значит критически мыслить. Работа поможет выступить на педагогическом совете, на методическом объединении. А для начинающих педагогов-это просто подарок. Все слайды насыщены большим теоретическим материалом, а также примерами из практики.
Критическое мышление.pptx
Презентация "Технология развития критического мышления"
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
КРИТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ
Презентация "Технология развития критического мышления"
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
это естественный способ взаимодействия с
идеями и информацией.
Необходимо умение не только овладеть
информацией, но и критически ее
оценить, осмыслить, применить
Презентация "Технология развития критического мышления"
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
это разумный, взвешенный подход к
принятию сложных решений, как следует
поступать и во что верить
Презентация "Технология развития критического мышления"
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
это особый вид деятельности позволяющий
ученику вынести здравое суждение о
предложенной ему точке зрения или
модели поведения
Презентация "Технология развития критического мышления"
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
отправная точка для развития
творческого мышления
Презентация "Технология развития критического мышления"
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Виды интеллектуальной деятельности,
которые нельзя назвать критическими
Запоминание
Понимание простых и сложный идей
Творческое, интуитивное мышление
спортсмена, художника, музыканта
Презентация "Технология развития критического мышления"
Критическое мышление имеет
5 характеристик (Д. Клустер)
Вопервых – это мышление самостоятельное
Вовторых – это мышление обобщенное
Втретьих – это мышление проблемное и
оценочное
В четвертых – это мышление
аргументированное
В пятых – критическое мышление есть
мышление социальное
Презентация "Технология развития критического мышления"
В программе РКМЧП
определение критического мышления
состоит из 6 компонентов.
Критический мыслитель:
Формирует собственное мнение
Совершает обдуманный выбор между различными
мнениями
Решает проблемы
Аргументировано спорит
Ценит совместную работу, в которой возникает общее
решение
Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что
восприятие человека и его отношение к любому
вопросу формируется под влиянием многих факторов
Презентация "Технология развития критического мышления"
Основные контуры ТРКМ
Цель данной технологии развитие
мыслительных навыков учащихся,
необходимых не только в учебе, но и в обычной
жизни (умение принимать взвешенные решения,
работать с информацией, анализировать
различные стороны явлений и т.п.).
Презентация "Технология развития критического мышления"
Основа ТРКМ –
трехфазная структура урока:
вызов
осмысление
рефлексия
Презентация "Технология развития критического мышления"
Задачи фазы вызова
( пробуждение интереса к предмету)
Актуализировать имеющиеся у
учащихся знания и смыслы в связи с
изучаемым материалом
Пробудить познавательный интерес к
изучаемому материалу
Помочь учащимся самим определить
направление в изучении темы
Презентация "Технология развития критического мышления"
Задачи фазы реализации смысла –
(осмысление материала во времени работы над ним)
Помочь активно воспринимать
изучаемый материал
Помочь соотнести старые знания с
новыми
Презентация "Технология развития критического мышления"
Задачи фазы рефлексии –
(обобщение материала, подведение итогов)
Помочь учащимся самостоятельно
обобщить изучаемый материал
Помочь самостоятельно определить
направления в дальнейшем изучении
материала
Презентация "Технология развития критического мышления"
Формы и средства развития КМ
сбор данных
анализ текстов
сопоставление альтернативных точек зрения
коллективное обсуждение
разные виды парной и групповой работы
дебаты
дискуссии
публикации письменных работ учащихся
КМ – письменная работа
Презентация "Технология развития критического мышления"
Роль учителя в ТРКМ:
направляет усилия учеников в определенное
русло
сталкивает различные суждения
создает условия, побуждающие к принятию
самостоятельных решений
дает учащимся возможность самостоятельно
делать выводы
подготавливает новые познавательные ситуации
внутри уже существующих
Презентация "Технология развития критического мышления"
Современный выпускник умеет:
формировать собственное мнение
совершать обдуманный выбор между различными
мнениями
решать проблемы
аргументировано спорить
ценить совместную работу, в которой возникает общее
решение
уметь оценить чужую точку зрения и сознавать, что
восприятие человека и его отношение к любому
вопросу формируется под влиянием многих факторов
Презентация "Технология развития критического мышления"
Основные приемы ТРКМ
Приемы по развитию навыков составления вопросов
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
?
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему вы думает6е…?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
?
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…? Было ли…?
Согласны ли Вы…?
Верно ли…?
Презентация "Технология развития критического мышления"
Ромашка Блума
П
Вопрос
интерпретация
Уточняющий
вопрос
в
р
а
и
й
с
к
к
о
с
р
е
п
ч
о
и
т
Простой
вопрос
?
Творческий
вопрос
с
п
ч
в
н
о
о
е
О
ц
р
н
о
ы
й
Презентация "Технология развития критического мышления"
Ромашка Блума
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания
фактического материала т ориентированы на работу памяти
Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно
ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая
учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин
тех или иных поступков или мнений (почему?)
Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать,
когда вы слышите, что ктолибо из учеников выражает соседу по
парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на
уроке
Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что
произойдет дальше…?»
Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как
поступили бы вы…?»
Презентация "Технология развития критического мышления"
Кластеры (гроздья)
Презентация "Технология развития критического мышления"
Визуальные формы организации
изучения материала
Прием «Выглядит, как…», «Звучит, как…»
Выглядит, как…
Звучит как…
Часы
Конвейер
Ступеньки лестницы
Яркая картина
- «Это ново!»
- «Это интересно!»
- Песня: куплет, припев
Презентация "Технология развития критического мышления"
КРИТИЧЕСКОЕ
МЫШЛЕНИЕ
ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ
СХЕМЫ
ЛОГИКОСМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ
Презентация "Технология развития критического мышления"
«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»
Сама ТЕМА это «ствол дерева»
«Листочки» это ПРОГНОЗ
«Веточки» это АРГУМЕНТЫ,
обоснования прогнозов
Презентация "Технология развития критического мышления"
Прием «ФИШБОУН»
Причина
Причина
Проблема
Вывод
Факты
Факты
Презентация "Технология развития критического мышления"
«Оценочное окно»
Сразу могу применить
Совсем непонятно Хорошо понятно
Никогда не смогу применить
Презентация "Технология развития критического мышления"
ПМИ (Плюс –Минус –Интересно)
автор Эдвард де Боно
«Плюс» (+) записываем те факты, которые
могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»
«Минус» () записываем все те факты и мысли,
которые могут отвечать на вопрос «Что в этом
плохого?»
«?» предназначается для записи различных
интересующих ученика фактов и мыслей
«Что в этом интересного?»
Презентация "Технология развития критического мышления"
Таблица Донны Огл
«Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
З – что мы
знаем
Х – что мы
хотим узнать
У – что мы узнали
и что нам осталось
узнать
Категории информации,
которыми мы намерены
пользоваться /Главные слова/
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
Источники, из которых мы
намерены получить
информацию
1
2
5
4
Презентация "Технология развития критического мышления"
«Бортовые журналы»
Что мне известно
по данной теме?
Что нового я узнал из
текста?
Презентация "Технология развития критического мышления"
«Двухчастный дневник»
Вопросительные
Основные понятия
темы
слова
Что?
Какой?
Чем отличается?
Почему?
и др.
Презентация "Технология развития критического мышления"
«Концептуальная таблица»
Линии
сравнения
Роберт
Скотт
Руал
Амундсен
Команда
Снаряжение
Опыт
Погода
Удача
Презентация "Технология развития критического мышления"
Сюжетные таблицы
Кто?
Что?
Когда?
Где? Почему?
Презентация "Технология развития критического мышления"
Инсерт
(условные значки)
V
(осознать
новые
знания)
Я это
знал
+
(исправить
неверные
предположения)
Это для меня
абсолютно
новое
(исправить
неверные
предположения
?
(побудить
дальнейший
интерес к теме)
Это
Я хочу знать
противоречит
тому, что я
об этом
больше
знал
Презентация "Технология развития критического мышления"
Почему «6 W»
Произошел от английского слова Why – с
которого начинается вопросы:
Почему? Зачем? По какой причине?…
Ситуация «Почему?», «Почему?», «Почему?»,
«Да потому…»
Презентация "Технология развития критического мышления"
Перепутанные логические
цепочки
Учитель предлагает учащимся ряд
утверждений, среди которых есть верные,
а есть и неверные
Учащиеся работают индивидуально,
читают текст, отмечают перепутанные
цепочки
Обсуждают свои результаты в группе,
уточняют, исправляют
Презентация "Технология развития критического мышления"
Прием составления глоссария
Проводится игра с интригующим названием
«Таинственные значки»
Из списка слов – каждый из играющих выбирает
одно или два и рисует их в виде символов –
глоссов
При этом никто не знает о выборе другого игрока
Создается выставка и все отгадывают рисунки
друг друга
После того как значение какоголибо из рисунков
отгадано, автор поясняет его
Можно составить словарь – глоссарий
Презентация "Технология развития критического мышления"
Приемы по развитию навыков
прогнозирования
Верные и неверные утверждения
В начале урока даются утверждения по
новой теме, которые нужно оценить как
верные или неверные и обосновать свои
решения
На стадии рефлексии можно предложить
ребятам составить самим утверждения и
обменятся ими для оценки их
правильности
Презентация "Технология развития критического мышления"
Стратегия
«Отсюда – сюда»
1
Группа получает
общее задание по теме
3
Сбор информации
об объекте
Выделение общего
для запоминания
5
основной части таблицы
7
Написание совместного
исследования по теме
2
Каждый член
группы получает
«свой» объект исследования
Обмен информацией в группе
4
6
Заполнение таблицы
8
Презентация исследования
Презентация "Технология развития критического мышления"
Приемы по развитию навыков
решения проблем
Мозговой штурм
Карусель. Групповая работа.
Проблемные вопросы или задания по
количеству групп. Каждая пишет свое
решение и передает по кругу дальше
Презентация "Технология развития критического мышления"
Приемы по развитию навыков
ведения дискуссии
Ролевая игра
Перекрестная дискуссия
Спордиалог
Метод углов (учащиеся расходятся по углам в
соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы
– контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой
угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе
дискуссии могут присоединиться к той или иной группе)
6 шляп (чтобы мыслить – в соответствии с цветом
шляпы, ученик доказывает ту или иную точку зрения)
Аквариум
Презентация "Технология развития критического мышления"
АКВАРИУМ
Эксперт
Эксперт
Наблюдатель
Эксперт
Рыбки
Ведущий
Наблюдатель
Эксперт
Презентация "Технология развития критического мышления"
Приемы по развитию навыков
представления своего мнения
и учета иного мнения
Семинары совместного редактирования.
Автор текста (реферата) раздает ксерокопии всем
участникам семинара. Каждый указывает три момента (по
содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и три,
которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце
делает отчет о том, что принимает, а что нет.
Создание цепочки (синквейнов хайку, рисунков)
передавая друг другу их по кругу. Каждый пишет свой синквейн,
развивая мысли предыдущих авторов.
Свободное письмо, эссе
Зигзаг (взаимообучение) работа в группах сменного
состава
Методики КСО
Презентация "Технология развития критического мышления"
СИНКВЕЙН
В первой строчке тема называется одним
словом (обычно существительным)
Вторая строчка – это описание темы в двух
словах (двумя прилагательными)
Третья строчка – это описание действия в
рамках этой темы тремя словами
Четвертая строчка – это фраза из четырех
слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного
слова, который повторяет суть темы.
Презентация "Технология развития критического мышления"
Прием «перекрестная дискуссия»
Я готов применить технологию развития
критического мышления на своих уроках
ДА
НЕТ
Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3
4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в
заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими
коллегами, используя их аргументы, которые
покажутся вам убедительными, продолжите
заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут,
сделайте вывод.
Презентация "Технология развития критического мышления"
Критическое мышление
Размышляйте над этим...
Только критически
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.