Презентация "Цех поэтов: Поэзия серебряного века" (8-11 классы, литература)

  • Занимательные материалы
  • Культурные мероприятия
  • Мероприятия
  • Презентации учебные
  • ppt
  • 19.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной презентации представлены в доступной для учеников форме основы стихосложения. Презентация может быть использована при проведении внеклассных занятий по литературе, литературных мероприятий. Ученикам предлагаются задания, способствующие повторению уже известного материала, и даются новые литературные понятия. Задания строятся на примерах стихотворных произведений поэтов серебряного века.Презентация по литературе "Цех поэтов"
Иконка файла материала цех_поэтов.ppt
ЦЕХЦЕХ ПОЭТОВ ПОЭТОВ ПОЭЗИЯ  ПОЭЗИЯ  «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
?               «Я не волшебник, я только учусь…»- так говорил маленький паж феи из сказки «Золушка». Но разве можно научиться     волшебству?..
А вот многие поэты  «Серебряного века»    считали: Поэзия – это ремесло, работа,  нужно учиться писать стихи.
На занятиях «Цеха поэтов» Николай Гумилёв учил  молодых поэтов  стихосложению.
Поэзия –  такая же наука,  как математика;  не изучив её,  нельзя стать ни поэтом,  ни понимающим читателем.
Каждое стихотворение –  это живой организм, который имеет свою  «анатомию и физиологию»; мы должны понять,  по каким законам  строится и живёт стихотворение.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ «МОЛОДЫХ ПОЭТОВ»  1.Стихотворная «азбука» Какие стихотворные размеры Вам известны?
А теперь попытайтесь      подобрать стихотворный     размер, удобный для     произнесения ваших имени и      фамилии.
Настоящий поэт   должен одинаково хорошо  владеть  всеми размерами
2.              «Переходим»            из размера в размер • Определите размер стихотворной  строчки, а затем переставьте в  предложении слова так, чтобы  получился другой размер
Летят перелетные птицы… (трехстопный амфибрахий) • Перелетные птицы летят… (трехстопный анапест)
Переделайте строку «Жил­был у бабушки  серенький козлик»:      чтобы дактиль превратился  • в ямб • хорей • амфибрахий  • анапест
Внутренние  3.        Внутренние  3.         законы  стихотворения стихотворения законы     Определите размер строки: Определите размер строки: Выстрел грянул над озером  Выстрел грянул над озером  сонным сонным                                    //анапест анапест//
Часто стихотворная строчка  начинает «выбиваться» из  классического размера,  нарушать его правила и  требования.
ПИРРИХИЙ – –  ПИРРИХИЙ  ПРОПУСК УДАРЕНИЯ ПРОПУСК УДАРЕНИЯ    Ветер гонит тучу дыма,   Ветер гонит тучу дыма,   Словно грузного коня. Словно грузного коня.                              Н.Гумилёв. «Лесной пожар».                               Н.Гумилёв. «Лесной пожар».                                                                                                                                                                                                                                                                                                  // ­   / ­   / ­   / ­  ­   / ­   / ­   / ­             / ­   / ­    ­ ­  / / ­   / ­    ­ ­  /
СПОНДЕЙ –  стопа, утяжеленная лишним  ударением Я царь жестокий и надменный, Но лишь для вас, но лишь                                         для вас.                                   Н.Гумилев.                              «Дева солнца» / /  _ /  _ _  _ /  _    _ /  _ /  _ /  _ /
? Как вы думаете,  что чаще встречается в стихотворениях –  пиррихий или спондей?
Знать 5 основных размеров   ­ недостаточно для настоящих поэтов!
Очень любил                       экспериментировать с разными ритмами  поэт Валерий Брюсов. Сравните 2 его  стихотворения.
? ? Каким размером они  Каким размером они  написаны? Почему звучат по­ написаны? Почему звучат по­ разному? Какова интонация? разному? Какова интонация?  Взмах, взлет! Челнок,  Взмах, взлет! Челнок,  снуй! Вал, вертись  снуй! Вал, вертись  вокруг! вокруг! Привод, вихрь дли, не  Привод, вихрь дли, не  опоздай! опоздай! Чтоб двинуть тяжесть,  Чтоб двинуть тяжесть,  влить в смерть искру,  влить в смерть искру,  Ткань ткать, свет  Ткань ткать, свет  лить, мчать поезда! лить, мчать поезда!  Не примиряется  Не примиряется  челнок челнок Ни с буреломом  Ни с буреломом  одичалым, одичалым, Удерживаемый  Удерживаемый  причалом, причалом, Ни с вытянутостью  Ни с вытянутостью  осок. осок.
?  А можно ли написать  стихотворение, в котором  будут только одни пиррихии?
? Можно ли написать стихотворение, используя  одни спондеические стопы,  т.е. состоящие только из  ударных слогов?
Некоторые поэты решились на  такой эксперимент! Зевс, ты – всех дел верх! Зевс, ты – всех дел вождь! Ты будь сих слов царь; Ты право мой гимн, Зевс!                        Вяч. Иванов.
такой эксперимент! Напишите четверостишие, Попробуйте и вы проделать  состоящее только  из ударных слогов.
4. ? РИФМА ­что это такое?
Саша Чёрный …Патлы дыбом взлохмачены, Отупел, как овца,­ Ах, все рифмы истрачены До конца, до конца!.. …Паралич спинного мозга? Врешь, не сдамся! Пень­мигрень,  Бебель­стебель, мозга­розга, Юбка­губка, тень­тюлень. Рифму, рифму! Иссякаю­ К рифме тему сам найду… Ногти в бешенстве кусаю И в бессильном трансе жду… Нет, не сдамся… Папа­мама, Дратва­жатва, кровь­любовь, Драма­рама­панорама, Бровь­свекровь­морковь… носки!
Валерий Брюсов  в стихотворении «О могуществе» подобрал  и  51 рифму к слову«счастье» 17 рифм к слову «любовь». Не хотите повторить  его «рекорд»?
Настоящие поэты избегают банальных рифм и ищут новые,  экзотические, необычные.  Так, Валерий Брюсов к        общеупотребительным рифмам  «смерть» ­ «твердь» ­ «жердь» подобрал новую – «умилосердь» (т.е. сделай кого­то милосердным).
Попробуйте восстановить  пропущенную часть последней  строчки или подобрать вместо неё свою:
Вон несется слон­пустынник, Лев стремительно бежит, Обезьяна держит финик И ……………………………….. (Н.Гумилев. «Лесной пожар»)
Усложним задание?    • №1   Попробуйте сочинить стихотворение по  рифмам, взятым из стихотворения  Н.Гумилёва «Принцесса»: • Ночи ­ принцесса – рабочий – леса • Избушку – салом – подушку – одеялом • Сладко – виденья – лампадка – строенья • Тряпки – отбросы – лапки – папиросы • Томленье – знакомым – поленья – дома • Рабочий – опушки – ночи ­ избушки
№2   Продолжим?.. • Замарашка ­ зверек ­ ромашка  ­цветок • Манит ­ полей ­ обманет ­ милей
Некоторые поэты считают, что обычные  четверостишия слишком просты и давно устарели. Эти поэты любят изобретать  различные изощренные строфы. Определите, в чем суть изобретения  Игоря Северянина, придумавшего  следующую строфу.  Как может называться такая строфа?
­ Никогда ни о чем не хочу говорить… О поверь! – я устал, я совсем изнемог… Был года палачом – палачу не парить… Точно зверь, заплутал меж поэм и тревог… Ни о чем никогда говорить не хочу… Я устал… О поверь! Изнемог я совсем… Палачом был года – не парить палачу… Заплутал, точно зверь, меж тревог и поэм… Не хочу говорить никогда ни о чем… Я совсем изнемог. О поверь! я устал… Палачу не парить!.. был года палачом… Меж поэм и тревог, точно зверь, заплутал… Говорить не хочу ни о чем никогда!.. Изнемог я совсем, я устал, о поверь!.. Не парить палачу!.. палачом был года!.. Меж тревог и поэм заплутал, точно зверь!..                                                         И.Северянин
Многие поэты серебряного века любили  экспериментировать в своих стихотворениях:  они изобретали фигурные стихи (состоящие из  неровных строк, складывающихся в очертание  какого­либо узора – квадрата, ромба, зигзага  и т. д.), акростихи (стихотворение, в котором  первые буквы строк складываются в  определенное слово), панторифму  (распространение рифменных созвучий на    т. д.   весь стих, когда вся первая строчка  рифмуется со второй), липограмму  ( отсутствие в стихотворении какого­либо  распространенного звука), стихотворение, где  все слова начинаются на одну и ту же букву и
Стихотворение, написанное в виде ромба: Мы – Среди тьмы. Глаз отдыхает.                                                                 (Э.Мартов)   Сумрак ночи живой. Сердце жадно вздыхает. Шепот звезд долетает порой, И лазурные чувства теснятся толпой. Все забылося в блеске росистом. Поцелуем душистым! Поскорее блесни! Снова шепни, Как тогда: «Да!»
А в этом стихотворении все слова начинаются  на букву…   Слово – событий скрижаль, скипетр серебряный созданной                              славы,   Случая спутник слепой, строгий свидетель сует,   Светлого солнца союзник, святая свирель серафимов,   Сфер созерцающий сфинкс, ­ сферы судеб стережет!   Слезы связуя со страстью, счастье сплетая со скорбью,   Сладостью свадебных снов, сказкой сверкая сердцам, ­   Слово – суровая сила, старое семя сомнений!   Слыша со стонами смех, сверстник седой Сатаны,   Смуты строитель, снабдивший строения скрежетом,                                                                                 Слово –    Стали, секиры, стрелы, сумрачной смерти страшней!                                                                                     В.Брюсов
А здесь отсутствуют буквы «р» и «с»: Луна едва дышала У тихих вод Где днем овод Пил коней Мушки в облаке пыли  Летали Была теплота как вода Под ивами невода Мели тучи.                                Д.Бурлюк
А это – шуточная панторифма,  приписываемая В.Маяковскому: Седеет к октябрю сова –  Се деют когти Брюсова.
Напишите свои примеры • Акростиха • Панторифмы • Липограммы и т. д.
Есть ли связь между размером и  смыслом стихотворения?  Переделаем ямб в хорей: Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог.                           (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин») Дядя самых честных правил, Он не в шутку занемог. Уважать себя заставил, Лучше выдумать не мог.
«Перепишем» оду поэта 18 века  Д.Сумарокова хореем. Боже, будь благословен, Днесь тобой я ополчен. Мысль к тебе надежду правит, Длань твоя меня прославит… Как вы считаете, может ли подобное  стихотворение называться одой?
Изменим размер басни И.Крылова. В древние годы и птицы держались за дело  людское, Не избежать воровства птичьему миру вовек. Сыра ворона кусок унесла как­то раз из деревни, Села на дуб – и не ест, тешася мыслью о нем. Вдруг пробегала лиса богоравная близко, Сырный заманчивый дух сразу плутовку  пленил. Лесть принялась расточать тут плутовка умело и  пылко – И сладкогласной рекой льются из уст похвалы… Можно ли это стихотворение назвать басней?
Итак, между темой и размером  стихотворения существует органическая  связь     О царе Задание:  о Тане
Поэтическая речь  отличается от обычной, повседневной.  Одно из отличий – особый порядок слов в  предложении.  Сравним: • Как эмаль, сверкает море. Н.Гумилев. «Неаполь» • Море сверкает, как эмаль.
Восстановите первоначальный вид  стихотворения Н.Гумилева «Городок».     Что прежде всего нужно сделать? • «Небольшой городок, не раз помянутый  летописцем, стоит над широкой рекой,  перетянутой пояском­мостом».
Н.Гумилев. «Городок» Над широкою рекой,  Пояском­мостом перетянутой, Городок стоит небольшой, Летописцем не раз помянутый.