В данной презентации представлены в доступной для учеников форме основы стихосложения. Презентация может быть использована при проведении внеклассных занятий по литературе, литературных мероприятий. Ученикам предлагаются задания, способствующие повторению уже известного материала, и даются новые литературные понятия. Задания строятся на примерах стихотворных произведений поэтов серебряного века.Презентация по литературе "Цех поэтов"
ЦЕХЦЕХ
ПОЭТОВ
ПОЭТОВ
ПОЭЗИЯ
ПОЭЗИЯ
«СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
«СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
? «Я не волшебник,
я только
учусь…»-
так говорил
маленький паж феи
из сказки «Золушка».
Но разве можно
научиться
волшебству?..
А вот многие поэты
«Серебряного века»
считали:
Поэзия – это ремесло, работа,
нужно учиться писать стихи.
На занятиях «Цеха поэтов»
Николай Гумилёв учил
молодых поэтов
стихосложению.
Поэзия –
такая же наука,
как математика;
не изучив её,
нельзя стать
ни поэтом,
ни понимающим
читателем.
Каждое стихотворение –
это живой организм,
который имеет свою
«анатомию и физиологию»;
мы должны понять,
по каким законам
строится и живёт
стихотворение.
ЗАДАНИЯ
ДЛЯ
«МОЛОДЫХ ПОЭТОВ»
1.Стихотворная «азбука»
Какие стихотворные размеры
Вам известны?
А теперь попытайтесь
подобрать стихотворный
размер, удобный для
произнесения ваших имени и
фамилии.
Настоящий поэт
должен
одинаково хорошо
владеть
всеми размерами
2. «Переходим»
из размера в размер
• Определите размер стихотворной
строчки, а затем переставьте в
предложении слова так, чтобы
получился другой размер
Летят перелетные птицы…
(трехстопный амфибрахий)
• Перелетные птицы летят…
(трехстопный анапест)
Переделайте строку
«Жилбыл у бабушки
серенький козлик»:
чтобы дактиль превратился
• в ямб
• хорей
• амфибрахий
• анапест
Внутренние
3. Внутренние
3.
законы стихотворения
стихотворения
законы
Определите размер строки:
Определите размер строки:
Выстрел грянул над озером
Выстрел грянул над озером
сонным
сонным
//анапест
анапест//
Часто стихотворная строчка
начинает «выбиваться» из
классического размера,
нарушать его правила и
требования.
ПИРРИХИЙ – –
ПИРРИХИЙ
ПРОПУСК УДАРЕНИЯ
ПРОПУСК УДАРЕНИЯ
Ветер гонит тучу дыма,
Ветер гонит тучу дыма,
Словно грузного коня.
Словно грузного коня.
Н.Гумилёв. «Лесной пожар».
Н.Гумилёв. «Лесной пожар».
// / / /
/ / /
/ / /
/ / /
СПОНДЕЙ –
стопа, утяжеленная лишним
ударением
Я царь жестокий и надменный,
Но лишь для вас, но лишь
для вас.
Н.Гумилев.
«Дева солнца»
/ / _ / _ _ _ / _
_ / _ / _ / _ /
?
Как вы думаете,
что чаще встречается
в стихотворениях –
пиррихий или спондей?
Знать 5 основных размеров
недостаточно
для настоящих поэтов!
Очень любил
экспериментировать
с разными ритмами
поэт
Валерий Брюсов.
Сравните 2 его
стихотворения.
? ? Каким размером они
Каким размером они
написаны? Почему звучат по
написаны? Почему звучат по
разному? Какова интонация?
разному? Какова интонация?
Взмах, взлет! Челнок,
Взмах, взлет! Челнок,
снуй! Вал, вертись
снуй! Вал, вертись
вокруг!
вокруг!
Привод, вихрь дли, не
Привод, вихрь дли, не
опоздай!
опоздай!
Чтоб двинуть тяжесть,
Чтоб двинуть тяжесть,
влить в смерть искру,
влить в смерть искру,
Ткань ткать, свет
Ткань ткать, свет
лить, мчать поезда!
лить, мчать поезда!
Не примиряется
Не примиряется
челнок
челнок
Ни с буреломом
Ни с буреломом
одичалым,
одичалым,
Удерживаемый
Удерживаемый
причалом,
причалом,
Ни с вытянутостью
Ни с вытянутостью
осок.
осок.
?
А можно ли написать
стихотворение, в котором
будут только одни
пиррихии?
?
Можно ли написать
стихотворение, используя
одни спондеические стопы,
т.е. состоящие только из
ударных слогов?
Некоторые поэты решились на
такой эксперимент!
Зевс, ты – всех дел верх!
Зевс, ты – всех дел вождь!
Ты будь сих слов царь;
Ты право мой гимн, Зевс!
Вяч. Иванов.
такой эксперимент!
Напишите четверостишие,
Попробуйте и вы проделать
состоящее только
из ударных слогов.
4.
?
РИФМА
что это такое?
Саша Чёрный
…Патлы дыбом взлохмачены,
Отупел, как овца,
Ах, все рифмы истрачены
До конца, до конца!..
…Паралич спинного мозга?
Врешь, не сдамся! Пеньмигрень,
Бебельстебель, мозгарозга,
Юбкагубка, теньтюлень.
Рифму, рифму! Иссякаю
К рифме тему сам найду…
Ногти в бешенстве кусаю
И в бессильном трансе жду…
Нет, не сдамся… Папамама,
Дратважатва, кровьлюбовь,
Драмарамапанорама,
Бровьсвекровьморковь… носки!
Валерий Брюсов
в стихотворении «О могуществе»
подобрал
и
51 рифму к слову«счастье»
17 рифм к слову «любовь».
Не хотите повторить
его «рекорд»?
Настоящие поэты
избегают банальных рифм и ищут новые,
экзотические, необычные.
Так, Валерий Брюсов к
общеупотребительным рифмам
«смерть» «твердь» «жердь»
подобрал новую – «умилосердь»
(т.е. сделай когото милосердным).
Попробуйте восстановить
пропущенную часть последней
строчки
или подобрать вместо неё свою:
Вон несется слонпустынник,
Лев стремительно бежит,
Обезьяна держит финик
И ………………………………..
(Н.Гумилев. «Лесной пожар»)
Усложним задание?
•
№1 Попробуйте сочинить стихотворение по
рифмам, взятым из стихотворения
Н.Гумилёва «Принцесса»:
• Ночи принцесса – рабочий – леса
• Избушку – салом – подушку – одеялом
• Сладко – виденья – лампадка – строенья
• Тряпки – отбросы – лапки – папиросы
• Томленье – знакомым – поленья – дома
• Рабочий – опушки – ночи избушки
№2 Продолжим?..
• Замарашка зверек ромашка
цветок
• Манит полей обманет милей
Некоторые поэты считают, что обычные
четверостишия слишком просты и давно
устарели. Эти поэты любят изобретать
различные изощренные строфы.
Определите, в чем суть изобретения
Игоря Северянина, придумавшего
следующую строфу.
Как может называться такая строфа?
Никогда ни о чем не хочу говорить…
О поверь! – я устал, я совсем изнемог…
Был года палачом – палачу не парить…
Точно зверь, заплутал меж поэм и тревог…
Ни о чем никогда говорить не хочу…
Я устал… О поверь! Изнемог я совсем…
Палачом был года – не парить палачу…
Заплутал, точно зверь, меж тревог и поэм…
Не хочу говорить никогда ни о чем…
Я совсем изнемог. О поверь! я устал…
Палачу не парить!.. был года палачом…
Меж поэм и тревог, точно зверь, заплутал…
Говорить не хочу ни о чем никогда!..
Изнемог я совсем, я устал, о поверь!..
Не парить палачу!.. палачом был года!..
Меж тревог и поэм заплутал, точно зверь!..
И.Северянин
Многие поэты серебряного века любили
экспериментировать в своих стихотворениях:
они изобретали фигурные стихи (состоящие из
неровных строк, складывающихся в очертание
какоголибо узора – квадрата, ромба, зигзага
и т. д.), акростихи (стихотворение, в котором
первые буквы строк складываются в
определенное слово), панторифму
(распространение рифменных созвучий на
т. д.
весь стих, когда вся первая строчка
рифмуется со второй), липограмму
( отсутствие в стихотворении какоголибо
распространенного звука), стихотворение, где
все слова начинаются на одну и ту же букву и
Стихотворение, написанное в виде ромба:
Мы –
Среди тьмы.
Глаз отдыхает.
(Э.Мартов)
Сумрак ночи живой.
Сердце жадно вздыхает.
Шепот звезд долетает порой,
И лазурные чувства теснятся толпой.
Все забылося в блеске росистом.
Поцелуем душистым!
Поскорее блесни!
Снова шепни,
Как тогда:
«Да!»
А в этом стихотворении все слова начинаются
на букву…
Слово – событий скрижаль, скипетр серебряный созданной
славы,
Случая спутник слепой, строгий свидетель сует,
Светлого солнца союзник, святая свирель серафимов,
Сфер созерцающий сфинкс, сферы судеб стережет!
Слезы связуя со страстью, счастье сплетая со скорбью,
Сладостью свадебных снов, сказкой сверкая сердцам,
Слово – суровая сила, старое семя сомнений!
Слыша со стонами смех, сверстник седой Сатаны,
Смуты строитель, снабдивший строения скрежетом,
Слово –
Стали, секиры, стрелы, сумрачной смерти страшней!
В.Брюсов
А здесь отсутствуют буквы «р» и «с»:
Луна едва дышала
У тихих вод
Где днем овод
Пил коней
Мушки в облаке пыли
Летали
Была теплота как вода
Под ивами невода
Мели тучи.
Д.Бурлюк
А это – шуточная панторифма,
приписываемая В.Маяковскому:
Седеет к октябрю сова –
Се деют когти Брюсова.
Напишите свои примеры
• Акростиха
• Панторифмы
• Липограммы
и т. д.
Есть ли связь между размером и
смыслом стихотворения?
Переделаем ямб в хорей:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»)
Дядя самых честных правил,
Он не в шутку занемог.
Уважать себя заставил,
Лучше выдумать не мог.
«Перепишем» оду поэта 18 века
Д.Сумарокова хореем.
Боже, будь благословен,
Днесь тобой я ополчен.
Мысль к тебе надежду правит,
Длань твоя меня прославит…
Как вы считаете, может ли подобное
стихотворение называться одой?
Изменим размер басни И.Крылова.
В древние годы и птицы держались за дело
людское,
Не избежать воровства птичьему миру вовек.
Сыра ворона кусок унесла както раз из деревни,
Села на дуб – и не ест, тешася мыслью о нем.
Вдруг пробегала лиса богоравная близко,
Сырный заманчивый дух сразу плутовку
пленил.
Лесть принялась расточать тут плутовка умело и
пылко –
И сладкогласной рекой льются из уст похвалы…
Можно ли это стихотворение назвать басней?
Итак, между темой и размером
стихотворения существует органическая
связь
О царе
Задание:
о Тане
Поэтическая речь
отличается от обычной, повседневной.
Одно из отличий – особый порядок слов в
предложении.
Сравним:
• Как эмаль, сверкает море.
Н.Гумилев. «Неаполь»
• Море сверкает, как эмаль.
Восстановите первоначальный вид
стихотворения Н.Гумилева «Городок».
Что прежде всего нужно сделать?
• «Небольшой городок, не раз помянутый
летописцем, стоит над широкой рекой,
перетянутой пояскоммостом».
Н.Гумилев. «Городок»
Над широкою рекой,
Пояскоммостом перетянутой,
Городок стоит небольшой,
Летописцем не раз помянутый.