Наряду с Государственным Гербом и Государственным Флагом, Государственный Гимн является одним из официальных символов страны. Его принято исполнять при официальных церемониях внутриполитического и международного характера. В истории России жанр Государственного Гимна имеет свои особенности бытования. На протяжении веков у нас не было подобных специально созданных произведений. В какой-то мере их роль играли песнопения, звучавшие во время богослужений и некоторых церемоний в присутствии русских царей.СИМВОЛЫ ВОИНСКОЙ ЧЕСТИ
ГИМН
ГИМН
РОССИИ
РОССИИ
история и современность
история и современность
В переводе с греческого
В переводе с греческого
«Имнос» — это
«Имнос»
хвалебная песнь в
— это хвалебная песнь в
честь богов, героев и победителей.
честь богов, героев и победителей.
Понятно, что восхваление
Понятно, что восхваление
общественно значимых лиц
общественно значимых лиц
предполагает исключительно
предполагает исключительно
характер гимна.
торжественный характер гимна.
торжественный
Отсюда — неразрывная связь
Отсюда — неразрывная связь
поэтического текста и музыки,
поэтического текста и музыки,
причём каждое из этих начал
причём каждое из этих начал
выполняет свои задачи.
выполняет свои задачи.
Поэтический текст должен в яркой
Поэтический текст должен в яркой
и художественно возвышенной
и художественно возвышенной
форме сообщать о том, за что
форме сообщать о том, за что
именно надлежит почитать того,
именно надлежит почитать того,
кого воспевают в гимне. Музыка же
кого воспевают в гимне. Музыка же
призвана придать тексту
призвана придать тексту
торжественную величественность,
торжественную величественность,
накинув на канву официального
накинув на канву официального
восхваления наряд эмоциональной
восхваления наряд эмоциональной
убедительности.
убедительности
.
Наряду с Государственным Гербом и
Наряду с Государственным Гербом и
Государственным Флагом, Государственный Гимн
Государственным Флагом, Государственный Гимн
является одним из официальных символов
является одним из официальных символов
страны.
страны.
Его принято исполнять при
Его принято исполнять при
официальных церемониях внутриполитического и
официальных церемониях внутриполитического и
международного характера.
международного характера.
В истории России жанр Государственного Гимна имеет
В истории России жанр Государственного Гимна имеет
свои особенности бытования. На протяжении веков у нас не
свои особенности бытования. На протяжении веков у нас не
русских царей. .
русских царей
было подобных специально созданных произведений. В
было подобных специально созданных произведений. В
какойто мере их роль играли песнопения, звучавшие во
какойто мере их роль играли песнопения, звучавшие во
время богослужений и некоторых церемоний в присутствии
время богослужений и некоторых церемоний в присутствии
Первое появление на Руси
Первое появление на Руси
светских музыкальных
светских музыкальных
произведений официально
произведений официально
гимнического характера
гимнического характера
наблюдается в начале 18го
наблюдается в начале 18го
века. С Указом от 11 ноября
века. С Указом от 11 ноября
1721 года, согласно которому
1721 года, согласно которому
Пётр I принял на себя титул
Пётр I принял на себя титул
«Императора и Самодержца
«Императора и Самодержца
Всероссийского», а Россия
Всероссийского», а Россия
стала Империей, возникают
стала Империей, возникают
предпосылки для создания
предпосылки для создания
российского Государственного
российского Государственного
Гимна.
Гимна.
Однако вплоть до конца 18го
Однако вплоть до конца 18го
века встречи коронованных
века встречи коронованных
особ, победы в войнах и
особ, победы в войнах и
праздники
праздники
общегосударственного
общегосударственного
значения отмечались
значения отмечались
панегирическими песнопениями
панегирическими песнопениями
и хвалебными песнями,
и хвалебными песнями,
перемежавшимися пением
перемежавшимися пением
«Многая лета».
«Многая лета».
Особо следует упомянуть о
Особо следует упомянуть о
произведении, популярность которого
произведении, популярность которого
была так велика, что оно стало
была так велика, что оно стало
восприниматься как своеобразный
восприниматься как своеобразный
музыкальный символ могущества
музыкальный символ могущества
России.
России.
Это — «Марш Лейбгвардии
Это — «Марш Лейбгвардии
Преображенского полка», созданный в
Преображенского полка», созданный в
20е–30е годы 18 века неизвестным
20е–30е годы 18 века неизвестным
автором.
автором.
В его напеве любопытным образом
В его напеве любопытным образом
соединены интонации петровских
соединены интонации петровских
кантов и прусского марша.
кантов и прусского марша.
«Преображенский марш» никогда не
«Преображенский марш» никогда не
был Государственным Гимном России.
был Государственным Гимном России.
Однако он почти постоянно
Однако он почти постоянно
исполнялся при выходах императоров,
исполнялся при выходах императоров,
на парадах, во время официальных
на парадах, во время официальных
церемоний и приёмов иностранных
церемоний и приёмов иностранных
послов. А к концу 19го века он стал
послов. А к концу 19го века он стал
главным маршем Российской Империи.
главным маршем Российской Империи.
Марш
Преображенского
полка (Хор)
Марш
Преображенского
полка (оркестр)
И ещё одно произведение приобрело в конце 18 века широкую
И ещё одно произведение приобрело в конце 18 века широкую
известность. 11 декабря 1790 года русские войска под командованием
известность. 11 декабря 1790 года русские войска под командованием
Суворова штурмом взяли считавшуюся неприступной турецкую крепость
Суворова штурмом взяли считавшуюся неприступной турецкую крепость
По этому поводу светлейший князь Потёмкин устроил 28 апреля 1791
По этому поводу светлейший князь Потёмкин устроил 28 апреля 1791
года в Петербурге грандиозный праздник, на котором присутствовала
года в Петербурге грандиозный праздник, на котором присутствовала
Измаил.
Измаил.
сама Екатерина II.
сама Екатерина II.
Музыку к этому празднику сочинил Осип Козловский, а стихи — Гаврила
Музыку к этому празднику сочинил Осип Козловский, а стихи — Гаврила
Романович Державин. Один из 4х торжественных полонезов, звучавших под
Романович Державин. Один из 4х торжественных полонезов, звучавших под
сводами громадной галереи Таврического дворца, сразу покорил присутствующих.
сводами громадной галереи Таврического дворца, сразу покорил присутствующих.
Вскоре уже вся Россия с гордостью повторяла: «Гром победы раздавайся!
Вскоре уже вся Россия с гордостью повторяла: «Гром победы раздавайся!
Веселися, храбрый росс!» И хотя полонез этот никогда не был, да и не мог стать
Веселися, храбрый росс!» И хотя полонез этот никогда не был, да и не мог стать
Государственным Гимном России, однако он навсегда остался блестящим
Государственным Гимном России, однако он навсегда остался блестящим
символом величественной екатерининской эпохи.
символом величественной екатерининской эпохи.
Гром победы раздавайся
(Хор)
Гром победы раздавайся
(оркестр)
С воцарением императора
С воцарением императора
Павла I полонез «Гром победы»
Павла I полонез «Гром победы»
надолго исчезает из
надолго исчезает из
музыкального обихода России.
музыкального обихода России.
Господствующее положение
Господствующее положение
занимает военная музыка.
занимает военная музыка.
Но именно при Павле I родился
Но именно при Павле I родился
гимн, которому суждено было на
гимн, которому суждено было на
многие десятилетия стать
многие десятилетия стать
полуофициальным символом
полуофициальным символом
российской государственности.
российской государственности
.
29 ноября 1798 года в
29 ноября 1798 года в
Петербурге состоялась
Петербурге состоялась
грандиозная церемония.
грандиозная церемония.
В Зимнем дворце, в
В Зимнем дворце, в
присутствии всего Двора и
присутствии всего Двора и
находившихся в России
находившихся в России
мальтийских рыцарей, папский
мальтийских рыцарей, папский
нунций Лоренцо Литта
нунций Лоренцо Литта
возложил на российского
возложил на российского
императора Павла I корону и
императора Павла I корону и
другие регалии Великого
другие регалии Великого
Магистра Ордена Святого
Магистра Ордена Святого
Иоанна. Желая подчеркнуть
Иоанна. Желая подчеркнуть
значение Ордена, Павел I
значение Ордена, Павел I
включил свой новый титул в
включил свой новый титул в
общий Императорский титул.
общий Императорский титул.
Мальтийский крест был
Мальтийский крест был
включён в государственный
включён в государственный
Герб и государственную
Герб и государственную
Печать. Именно тогда, на
Печать. Именно тогда, на
церемонии в Зимнем дворце,
церемонии в Зимнем дворце,
прозвучал гимн,
прозвучал гимн,
происхождение которого на
происхождение которого на
редкость любопытно.
редкость любопытно.
куратором Императорского Московского университета Михаилом
куратором Императорского Московского университета Михаилом
Матвеевичем Херасковым. Известный в 18 веке поэт и драматург,
Матвеевичем Херасковым. Известный в 18 веке поэт и драматург,
Херасков был видным деятелем русского масонства, — этим и
Херасков был видным деятелем русского масонства, — этим и
объясняется наличие в тексте «Коль славен» образов масонской
объясняется наличие в тексте «Коль славен» образов масонской
обрядовости. Автором музыки гимна «Коль славен» принято
обрядовости. Автором музыки гимна «Коль славен» принято
Стихотворение «Коль славен наш Господь в Сионе» написано
Стихотворение «Коль славен наш Господь в Сионе» написано
считать Дмитрия Степановича Бортнянского.
считать Дмитрия Степановича Бортнянского.
Вплоть до 1917 года гимн
Вплоть до 1917 года гимн
этот бытовал наравне с
этот бытовал наравне с
позднее созданными
позднее созданными
официальными
официальными
Государственными
Государственными
Гимнами.
Гимнами.
Его пели и играли, в
Его пели и играли, в
концертах и на церемониях,
концертах и на церемониях,
его мелодию вызванивали
его мелодию вызванивали
карманные, настольные,
карманные, настольные,
настенные и напольные
настенные и напольные
часы, а ещё — куранты
часы, а ещё — куранты
Петропавловской крепости
Петропавловской крепости
и башенные часы других
и башенные часы других
городов России..
городов России
Коль славен наш
господь в Сионе
(Хор)
Коль славен наш господь
в Сионе (оркестр)
В 19 веке потребность в
В 19 веке потребность в
Государственном Гимне
Государственном Гимне
Российской Империи стала
Российской Империи стала
очевидной. И вскоре Россия
очевидной. И вскоре Россия
обрела музыкальный символ
обрела музыкальный символ
государственности.
государственности.
После Отечественной войны
После Отечественной войны
1812 года и Заграничных
1812 года и Заграничных
походов русской армии, в
походов русской армии, в
сентябре 1814 года открылся
сентябре 1814 года открылся
Венский Конгресс.
Венский Конгресс.
14 сентября 1815 года
14 сентября 1815 года
Александр I подписал акт об
Александр I подписал акт об
основании Священного
основании Священного
союза. Вскоре был создан
союза. Вскоре был создан
Четверной союз — России,
Четверной союз — России,
Великобритании, Австрии и
Великобритании, Австрии и
Пруссии. Целью обоих союзов
Пруссии. Целью обоих союзов
было противодействие
было противодействие
революционным движениям в
революционным движениям в
странах Европы.
странах Европы.
Дабы подчеркнуть единство и согласие
Дабы подчеркнуть единство и согласие
членов Священного и Четверного
членов Священного и Четверного
союзов, было предложено ввести в
союзов, было предложено ввести в
странахучастницах единый
странахучастницах единый
Государственный Гимн. Таким гимном
Государственный Гимн. Таким гимном
был избран Гимн Великобритании. В
был избран Гимн Великобритании. В
1816 году Александр I повелел
1816 году Александр I повелел
исполнять в России английский гимн
исполнять в России английский гимн
как государственный.
как государственный.
Гимн
Великобритании
(оркестр)
Гимн Великобритании
(оркестр)
Английский гимн «Боже, спаси Короля», — один из старейших
Английский гимн «Боже, спаси Короля», — один из старейших
европейских государственных гимнов. Он был создан в первой
европейских государственных гимнов. Он был создан в первой
половине 18 века. Его автор — английский поэт и композитор Генри
половине 18 века. Его автор — английский поэт и композитор Генри
Кэри. Русский текст гимна составил Василий Андреевич Жуковский.
Кэри. Русский текст гимна составил Василий Андреевич Жуковский.
Его вариант начинается почти теми же, что и у Кэри, словами — «Боже,
Его вариант начинается почти теми же, что и у Кэри, словами — «Боже,
Царя храни!» С текстом Жуковского английский гимн был музыкально
Царя храни!» С текстом Жуковского английский гимн был музыкально
поэтическим государственным символом Российской Империи с 1816 по
поэтическим государственным символом Российской Империи с 1816 по
1833 год.
1833 год
.
Летом 1833 года император
Летом 1833 года император
Николай I предложил
Николай I предложил
Алексею Фёдоровичу Львову
Алексею Фёдоровичу Львову
«попробовать» написать
«попробовать» написать
народный гимн. «Я
народный гимн. «Я
чувствовал, — вспоминал
чувствовал, — вспоминал
Львов, — надобность
Львов, — надобность
написать гимн
написать гимн
величественный, сильный,
величественный, сильный,
чувствительный, для всякого
чувствительный, для всякого
понятный, годный для войска,
понятный, годный для войска,
годный для народа — от
годный для народа — от
учёного до невежды». Текст к
учёного до невежды». Текст к
мелодии будущего гимна
мелодии будущего гимна
подписал всё тот же
подписал всё тот же
Жуковский, мудро повторив в
Жуковский, мудро повторив в
начале первую строчку
начале первую строчку
существующего гимна —
существующего гимна —
«Боже, Царя храни!»
«Боже, Царя храни!»
23 ноября Император с
23 ноября Император с
Императрицей и Великим
Императрицей и Великим
Князем Михаилом
Князем Михаилом
Николаевичем приехали в
Николаевичем приехали в
Певческий корпус —
Певческий корпус —
слушать новый гимн,
слушать новый гимн,
приготовленный на весь
приготовленный на весь
хор Придворной Капеллы
хор Придворной Капеллы
и 2 оркестра военной
и 2 оркестра военной
музыки. Прослушав гимн
музыки. Прослушав гимн
несколько раз, Николай
несколько раз, Николай
подошёл к Львову, обнял
подошёл к Львову, обнял
его и, поцеловав, сказал:
его и, поцеловав, сказал:
«Это — великолепно!»»
«Это — великолепно!
Боже, царя храни (хор)
11 декабря в Москве, в Большом театре
11 декабря в Москве, в Большом театре
состоялась своеобразная «презентация»
состоялась своеобразная «презентация»
будущего гимна.
будущего гимна.
После исполнения зал встал и потребовал
После исполнения зал встал и потребовал
повторения. Под гром оваций Гимн был
повторения. Под гром оваций Гимн был
пропет ещё трижды.
пропет ещё трижды.
25 декабря 1833 года, в годовщину
25 декабря 1833 года, в годовщину
изгнания французов из России, в Зимнем
изгнания французов из России, в Зимнем
дворце был дан Именной Указ о
дворце был дан Именной Указ о
введении «Гимна» ЛьвоваЖуковского в
введении «Гимна» ЛьвоваЖуковского в
качестве Государственного.
качестве Государственного.
Так в России появился первый в её
Так в России появился первый в её
истории собственный Национальный
истории собственный Национальный
Гимн.
Гимн.
Боже, царя храни
(оркестр)
Вплоть до 1917 года в официальных и неофициальных
Вплоть до 1917 года в официальных и неофициальных
праздника ЛьвоваЖуковского, нередко звучали также: молитва
праздника ЛьвоваЖуковского, нередко звучали также: молитва
«Спаси, Господи, люди Твоя» и хор «Славься» из оперы Глинки
«Спаси, Господи, люди Твоя» и хор «Славься» из оперы Глинки
«Жизнь за Царя». Но они никогда не подменяли собой
«Жизнь за Царя». Но они никогда не подменяли собой
Государственного Гимна. А после Февральской революции 1917
Государственного Гимна. А после Февральской революции 1917
года и отречения Николая II распоряжением Временного
года и отречения Николая II распоряжением Временного
Правительства гимн «Боже, Царя храни!» был упразднён. В 1918
Правительства гимн «Боже, Царя храни!» был упразднён. В 1918
году Государственным Гимном Республики Советов стал
году Государственным Гимном Республики Советов стал
пролетарский гимн «Интернационал».
пролетарский гимн «Интернационал».
Марсельеза
(хор)
Марсельеза (оркестр)
Текст «Интернационала» был
Текст «Интернационала» был
написан французским поэтом
написан французским поэтом
коммунаром Эженом Потье, а
коммунаром Эженом Потье, а
опубликован в его сборнике
опубликован в его сборнике
«Революционные песни», в 1887
«Революционные песни», в 1887
году. В 1888 году французский
году. В 1888 году французский
композиторлюбитель Пьер
композиторлюбитель Пьер
Дегейтер сочинил музыку на
Дегейтер сочинил музыку на
стихи Потье, а в июне того же
стихи Потье, а в июне того же
года «Интернационал» впервые
года «Интернационал» впервые
прозвучал на рабочем празднике
прозвучал на рабочем празднике
в Лиле. Русский перевод
в Лиле. Русский перевод
«Интернационала» написал в
«Интернационала» написал в
Париже, в 1902 году, поэт
Париже, в 1902 году, поэт
любитель Абрам Яковлевич Коц.
любитель Абрам Яковлевич Коц.
«Интернационал» был
«Интернационал» был
Государственным Гимном СССР
Государственным Гимном СССР
до 1944 года.
до 1944 года.
Интернационал
(Хор_оркестр)
В ночь на 1 января 1944 года по Всесоюзному радио впервые
В ночь на 1 января 1944 года по Всесоюзному радио впервые
прозвучал новый Гимн Советского Союза. Автор гимна — композитор
прозвучал новый Гимн Советского Союза. Автор гимна — композитор
и дирижёр, народный артист СССР, генералмайор Александр
и дирижёр, народный артист СССР, генералмайор Александр
Васильевич Александров. Это он был организатором и руководителем
Васильевич Александров. Это он был организатором и руководителем
уникального коллектива — Дважды Краснознамённого Ансамбля
уникального коллектива — Дважды Краснознамённого Ансамбля
песни и пляски Советской Армии. Но мало кто знает сегодня, что
песни и пляски Советской Армии. Но мало кто знает сегодня, что
Александров — автор прекрасных песен, среди которых и гениальная
Александров — автор прекрасных песен, среди которых и гениальная
«Священная война», — был последним регентом хора Храма Христа
«Священная война», — был последним регентом хора Храма Христа
Спасителя. Не отсюда ли в его музыке столько русской мощи и
Спасителя. Не отсюда ли в его музыке столько русской мощи и
раздолья?.. ?..
раздолья
Решением Советского Правительства гимн Александрова с новым
Решением Советского Правительства гимн Александрова с новым
названием и новым текстом, написанным Михалковым и Эль
названием и новым текстом, написанным Михалковым и Эль
Регистаном, был утверждён к повсеместному исполнению с
Регистаном, был утверждён к повсеместному исполнению с
15 марта 1944 года в качестве Государственного Гимна. Так в
15 марта 1944 года в качестве Государственного Гимна. Так в
России появился второй в её истории собственный
России появился второй в её истории собственный
Государственный Гимн.
Государственный Гимн.
Гимн Советского Союз
(хор и оркестр)
Распад Советского
Распад Советского
Союза, кардинальные
Союза, кардинальные
политические изменения и
политические изменения и
новые идейные ориентиры в
новые идейные ориентиры в
жизни России потребовали
жизни России потребовали
новой Государственной
новой Государственной
символики.
символики.
Но поменять герб и флаг
Но поменять герб и флаг
оказалось куда как легче,
оказалось куда как легче,
чем сменить гимн. Ведь
чем сменить гимн. Ведь
Государственные Герб и
Государственные Герб и
Флаг, их иносказательность
Флаг, их иносказательность
воспринимаются зрением и
воспринимаются зрением и
трактуются сознанием.
трактуются сознанием.
С Государственным же
С Государственным же
Гимном дело обстоит
Гимном дело обстоит
намного сложнее: его
намного сложнее: его
музыка апеллирует
музыка апеллирует
непосредственно к эмоциям
непосредственно к эмоциям
человека, воздействуя на его
человека, воздействуя на его
чувство.
чувство.
Гимн Советского
Союз (хор и
оркестр)
И каким бы ни был текст, но если
И каким бы ни был текст, но если
музыка вызывает отклик в
музыка вызывает отклик в
человеческих сердцах, её
человеческих сердцах, её
невозможно изъять из этих сердец,
невозможно изъять из этих сердец,
т.е. запретить.
т.е. запретить.
А если эта музыка холодна и
А если эта музыка холодна и
национально безлика, то никакими
национально безлика, то никакими
постановлениями невозможно
постановлениями невозможно
заставить людей полюбить её.
заставить людей полюбить её.
Именно так произошло с
Именно так произошло с
приписываемой М.И. Глинке
приписываемой М.И. Глинке
«Патриотической песней», ставшей
«Патриотической песней», ставшей
на несколько лет Гимном России.
на несколько лет Гимном России.
Причём, — редкий случай! —
Причём, — редкий случай! —
Гимном без текста.
Гимном без текста.
В декабре 2000го года в
В декабре 2000го года в
официальный обиход России был
официальный обиход России был
возвращён Гимн Александрова.
возвращён Гимн Александрова.
Для такого случая текст был
Для такого случая текст был
переписан в третий раз, и вновь —
переписан в третий раз, и вновь —
Сергеем Михалковым.
Сергеем Михалковым.
История Государственного
История Государственного
Гимна России продолжается.
Гимна России продолжается.
Она получит своё развитие
Она получит своё развитие
тогда, когда в сознании
тогда, когда в сознании
общества созреет и оформится
общества созреет и оформится
высокая государственная идея.
высокая государственная идея.
А когда такая, всех
А когда такая, всех
объединяющая государственная
объединяющая государственная
идея появится, тогда придёт
идея появится, тогда придёт
время сочинять новый
время сочинять новый
государственный гимн.
государственный гимн
.
Любой государственный гимн — это всенародно признанное,
Любой государственный гимн — это всенародно признанное,
художественно совершенное, законченное музыкально
художественно совершенное, законченное музыкально
поэтическое произведение. Именно таковы гимны — Львова и
поэтическое произведение. Именно таковы гимны — Львова и
Александрова: величественные, могучие, российские по духу,
Александрова: величественные, могучие, российские по духу,
всенародно любимые.
всенародно любимые.
И да прославляет Великую и независимую
И да прославляет Великую и независимую
Россию Государственный Гимн, достойный её
Россию Государственный Гимн, достойный её
славного прошлого и прекрасного будущего!
славного прошлого и прекрасного будущего!