Презентация "Увертюра к опере М.И. Глинки "Руслан и Людмила"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 21.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Ещё при жизни Пушкина Глинка задумал оперу по его юношеской поэме «Руслан и Людмила».Великий поэт заинтересовался этим замыслом и даже принял участие в обсуждении плана будущей оперы. Однако трагическая гибель Пушкина приняла наметившееся содружество. Первоначальный план оперы был составлен второстепенным поэтом и драматургом К. А. Бахтуриным ,по поводу чего известно горестное восклицание Глинки: Бахтурин вместо Пушкина! Как это случилось? – Сам не понимаю». Окончательный текст написан поэтом и любителем музыки, приятелем композитора В. Ф. Ширковым при самом активном участии Глинки. Идея произведения – торжество светлых сил жизни – раскрывается уже в увертюре, в которой использована ликующая музыка финала оперы. В среднем разделе увертюры возникают таинственные, фантастические звучания. Самый характер оперы не воплощен в увертюре полностью: действие оперы развертывается эпично, замедленно, увертюра же «летит на всех парусах».(Слова Глинки, приведенные в воспоминаниях Серова) Она сочетает радостную энергию как основной ее тон с элементом тревоги и сказочной фантастики.Презентация Microsoft Office PowerPoint (.pptx)
Иконка файла материала Руслан.pptx
Ещё при жизни Пушкина Глинка задумал оперу по его юношеской поэме «Руслан и Людмила».Великий поэт заинтересовался этим замыслом и даже принял участие в обсуждении плана будущей оперы. Однако трагическая гибель Пушкина приняла наметившееся содружество. Первоначальный план оперы был составлен второстепенным поэтом и драматургом К. А. Бахтуриным ,по поводу чего известно горестное восклицание Глинки: Бахтурин вместо Пушкина! Как это случилось? – Сам не понимаю». Окончательный текст написан поэтом и любителем музыки, приятелем композитора В. Ф. Ширковым при самом активном участии Глинки
Увертюра к опере М.И. Глинки« Руслан и Людмила»
Идея произведения – торжество светлых сил жизни – раскрывается уже в увертюре, в которой использована ликующая музыка финала оперы. В среднем разделе увертюры возникают таинственные, фантастические звучания. Самый характер оперы не воплощен в увертюре полностью: действие оперы развертывается эпично, замедленно, увертюра же «летит на всех парусах».(Слова Глинки, приведенные в воспоминаниях Серова) Она сочетает радостную энергию как основной ее тон с элементом тревоги и сказочной фантастики..
Начало увертюры Звучит энергичная богатырская мелодия - главная партия («Через леса, через моря Колдун несет богатыря»)
Для музыки Увертюры характерно совмещение необычайной живости, подвижности музыки с ее величием, силой — проявляется главным образом в тематизме увертюры. В нем же реализуется и одно из общестилевых открытий Глинки — соединение русских народно- национальных черт с закономерностями и нормами языка мировой музыкальной классики
Музыка заключительного хора, выражающего победу светлого начала и славящего Русь, становится главной партией и основным образом увертюры. Тема любви является интонационной основой для лирической побочной партии побочной партии (в арии Руслана эта тема тоже служит побочной партией). Элементы фантастики Глинка решил ввести в разработку в качестве эпизодического материала. Наконец, поскольку по условиям сонатной формы реприза повторяет темы экспозиции, представляется логичным напомнить о фантастическом элементе в коде, где во всем ее инферальном блеске появляется целотоновая гамма Черномора.
Побочная партия Лирическая побочная тема, музыкальная характеристика Людмилы
Заключительная партия Короткие аккорды являются музыкальной характеристикой волшебницы Наины
Разрозненность мотивов и фраз («появляются и исчезают...»), будучи обычным структурным свойством разработки и специфическим приемом развития, играет здесь роль также важнейшего средства образной выразительности, контрастной по отношению к выразительности экспозиции. Но именно в такую разработку естественно включаются и «аккорды оцепенения», казалось бы, столь чуждые окружающему материалу: они носят таинственно- настораживающий характер, гармонически и тонально неустойчивы, разрознены, основаны на сопоставлении разных регистров и тембров.
В коде звучит тема Черномора Тема Черномора –целотоновая гамма
Диатоничный тематизм увертюры сочетается с ее красочным тональным планом — кругом мажорных тональностей, расположенных по малым терциям: D-dur (главная партия), F-dur (побочная), As-dur (окончание побочной), наконец, H-dur (во вступительном построении внутри разработки). После же неустойчивой разработки круг замыкается возвращением главной тональности. До Глинки в сонатных аллегро не встречался подобный тональный план. В данном случае он способствует конструктивной ясности формы и сообщает музыке тот яркий колорит, который, как уже сказано, сочетается с ее динамичностью. Но этот же план в какой-то степени подготавливает и «аккорды оцепенения». Ибо терцовые сопоставления тональностей по мере приближения к разработке учащаются: после начального D-dur — F-dur побочной партии вступает в такте 81, ее каданс в As-dur — через 38 тактов, а тональность H-dur — уже через 8 тактов. И когда вскоре звучат «аккорды оцепенения», их еще более сжатая терцовая последовательность не воспринимается как нечто чужеродное (между прочим, в аккордах сопоставлены доминанты тональностей D и F, чего и следует ожидать после As и Н и что вместе с тем
http://www.lafamire.ru/index.php? id=433&Itemid=38&option=com_con tent&view=article https://yandex.ru/images/search? pos=85&p=2&img_url=https%3A%2F %2Fds04.infourok.ru%2Fuploads %2Fex%2F0bf9%2F000109e0- 2f0ed472%2Fimg2.jpg&text=опера %20руслан%20и%20людмила %20глинка&rpt=simage https://yandex.ru/images/search? pos=0&img_url=https%3A%2F %2Fwww.musicaneo.com%2Fdata %2Fupload %2F2190_w_226x308.jpeg&text=нот ы%20увертюры %20руслан&rpt=simage