Ещё при жизни Пушкина Глинка задумал оперу по его юношеской поэме «Руслан и Людмила».Великий поэт заинтересовался этим замыслом и даже принял участие в обсуждении плана будущей оперы. Однако трагическая гибель Пушкина приняла наметившееся содружество. Первоначальный план оперы был составлен второстепенным поэтом и драматургом К. А. Бахтуриным ,по поводу чего известно горестное восклицание Глинки: Бахтурин вместо Пушкина! Как это случилось? – Сам не понимаю». Окончательный текст написан поэтом и любителем музыки, приятелем композитора В. Ф. Ширковым при самом активном участии Глинки. Идея произведения – торжество светлых сил жизни – раскрывается уже в увертюре, в которой использована ликующая музыка финала оперы. В среднем разделе увертюры возникают таинственные, фантастические звучания. Самый характер оперы не воплощен в увертюре полностью: действие оперы развертывается эпично, замедленно, увертюра же «летит на всех парусах».(Слова Глинки, приведенные в воспоминаниях Серова) Она сочетает радостную энергию как основной ее тон с элементом тревоги и сказочной фантастики.Презентация Microsoft Office PowerPoint (.pptx)
Ещё при жизни Пушкина Глинка задумал оперу по его юношеской
поэме «Руслан и Людмила».Великий поэт заинтересовался этим
замыслом и даже принял участие в обсуждении плана будущей
оперы. Однако трагическая гибель Пушкина приняла наметившееся
содружество. Первоначальный план оперы был составлен
второстепенным поэтом и драматургом К. А. Бахтуриным ,по поводу
чего известно горестное восклицание Глинки: Бахтурин вместо
Пушкина! Как это случилось? – Сам не понимаю». Окончательный
текст написан поэтом и любителем музыки, приятелем композитора
В. Ф. Ширковым при самом активном участии Глинки
Увертюра к опере
М.И. Глинки« Руслан и Людмила»
Идея произведения – торжество светлых сил жизни –
раскрывается уже в увертюре, в которой использована
ликующая музыка финала оперы. В среднем разделе увертюры
возникают таинственные, фантастические звучания. Самый
характер оперы не воплощен в увертюре полностью: действие
оперы развертывается эпично, замедленно, увертюра же «летит
на всех парусах».(Слова Глинки, приведенные в воспоминаниях
Серова) Она сочетает радостную энергию как основной ее тон с
элементом тревоги и сказочной фантастики..
Начало увертюры
Звучит энергичная богатырская
мелодия - главная партия («Через
леса, через моря Колдун несет
богатыря»)
Для музыки Увертюры характерно совмещение необычайной живости,
подвижности музыки с ее величием, силой — проявляется главным
образом в тематизме увертюры. В нем же реализуется и одно из
общестилевых открытий Глинки — соединение русских народно-
национальных черт с закономерностями и нормами языка мировой
музыкальной классики
Музыка заключительного хора, выражающего победу светлого
начала и славящего Русь, становится главной партией и основным
образом увертюры. Тема любви является интонационной основой
для лирической побочной партии побочной партии (в арии
Руслана эта тема тоже служит побочной партией). Элементы
фантастики Глинка решил ввести в разработку в качестве
эпизодического материала. Наконец, поскольку по условиям
сонатной формы реприза повторяет темы экспозиции,
представляется логичным напомнить о фантастическом элементе
в коде, где во всем ее инферальном блеске появляется
целотоновая гамма Черномора.
Побочная партия
Лирическая побочная тема,
музыкальная характеристика
Людмилы
Заключительная партия
Короткие аккорды являются
музыкальной
характеристикой волшебницы
Наины
Разрозненность мотивов и фраз («появляются и исчезают...»), будучи
обычным структурным свойством разработки и специфическим
приемом развития, играет здесь роль также важнейшего средства
образной выразительности, контрастной по отношению к
выразительности экспозиции. Но именно в такую разработку
естественно включаются и «аккорды оцепенения», казалось бы,
столь чуждые окружающему материалу: они носят таинственно-
настораживающий характер, гармонически и тонально неустойчивы,
разрознены, основаны на сопоставлении разных регистров и
тембров.
В коде звучит тема
Черномора
Тема Черномора –целотоновая
гамма
Диатоничный тематизм увертюры сочетается с ее
красочным тональным планом — кругом мажорных
тональностей, расположенных по малым терциям: D-dur
(главная партия), F-dur (побочная), As-dur (окончание
побочной), наконец, H-dur (во вступительном построении
внутри разработки). После же неустойчивой разработки
круг замыкается возвращением главной тональности.
До Глинки в сонатных аллегро не встречался подобный
тональный план. В данном случае он способствует
конструктивной ясности формы и сообщает музыке тот
яркий колорит, который, как уже сказано, сочетается с ее
динамичностью. Но этот же план в какой-то степени
подготавливает и «аккорды оцепенения». Ибо терцовые
сопоставления тональностей по мере приближения к
разработке учащаются: после начального D-dur — F-dur
побочной партии вступает в такте 81, ее каданс в As-dur
— через 38 тактов, а тональность H-dur — уже через 8
тактов. И когда вскоре звучат «аккорды оцепенения», их
еще более сжатая терцовая последовательность не
воспринимается как нечто чужеродное (между прочим, в
аккордах сопоставлены доминанты тональностей D и F,
чего и следует ожидать после As и Н и что вместе с тем
http://www.lafamire.ru/index.php?
id=433&Itemid=38&option=com_con
tent&view=article
https://yandex.ru/images/search?
pos=85&p=2&img_url=https%3A%2F
%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads
%2Fex%2F0bf9%2F000109e0-
2f0ed472%2Fimg2.jpg&text=опера
%20руслан%20и%20людмила
%20глинка&rpt=simage
https://yandex.ru/images/search?
pos=0&img_url=https%3A%2F
%2Fwww.musicaneo.com%2Fdata
%2Fupload
%2F2190_w_226x308.jpeg&text=нот
ы%20увертюры
%20руслан&rpt=simage