Презентация «“Вечерний альбом” и “Волшебный фонарь” М. Цветаевой. Характеристика сборников»
Оценка 4.8
Презентации учебные
ppt
русская литература
10 кл
15.03.2017
Основные цели урока: раскрыть сущность поэзии М.Цветаевой,и зложить интересную информацию о детстве и юности Цветаевой; рассказать о ранней лирике Марины Ивановны Цветаевой; объяснить когда, почему и для чего Марина Цветаева создала два сборника: «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь».
Презентация показывает, что “Вечерний альбом”, “Волшебный фонарь” и “Из двух книг” интересны для нас сейчас как книги-предвестия будущей Цветаевой. В ней она вся - как в завязи: со своей предельной искренностью, ясно выраженной личностью глухо звучит среди детски простодушных и наивно-светлых стихов.
Марина Цветаева.ppt
Презентация «“Вечерний альбом” и “Волшебный фонарь” М. Цветаевой. Характеристика сборников»
Презентация «“Вечерний альбом” и “Волшебный фонарь” М. Цветаевой. Характеристика сборников»
ТЕМА:
ТЕМА:
«“Вечерний альбом” и “Волшебный
«“Вечерний альбом” и “Волшебный
фонарь” М. Цветаевой.
фонарь” М. Цветаевой.
Характеристика сборников»
Характеристика сборников»
Презентация «“Вечерний альбом” и “Волшебный фонарь” М. Цветаевой. Характеристика сборников»
раскрыть сущность
раскрыть сущность
поэзии Марины
поэзии Марины
Цветаевой.
Цветаевой.
Презентация «“Вечерний альбом” и “Волшебный фонарь” М. Цветаевой. Характеристика сборников»
Изложить
Изложить
интересную
интересную
информацию о
информацию о
детстве и
детстве и
юности
юности
Цветаевой;
Цветаевой;
Рассказать о
Рассказать о
ранней лирике
ранней лирике
Марины
Марины
Ивановны
Ивановны
Цветаевой;
Цветаевой;
Объяснить когда,
Объяснить когда,
почему и для чего
почему и для чего
Марина Цветаева
Марина Цветаева
создала два
создала два
сборника:
сборника:
«Вечерний
«Вечерний
альбом» и
альбом» и
«Волшебный
«Волшебный
фонарь».
фонарь».
Презентация «“Вечерний альбом” и “Волшебный фонарь” М. Цветаевой. Характеристика сборников»
Молитва
Молитва
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь,сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, Ты не скажешь строго:
«Терпи, еще не кончен срок».
-
Ты сам мне подал – слишком много!
Я жажду сразу – всех дорог!
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
_За всех страдать под звук органа
И амазонкой мчаться в бой;
М. Цветаева
М. Цветаева
26 сентября 1909г. Таруса
Гадать по звездам в черной башне,
Вести детей вперед, сквозь тень…
Чтоб был легендой – день
вчерашний,
Чтоб был безумьем – каждый день!
Люблю и крест, и шелк, и каски,
Моя душа мгновений след…
Ты дал мне детство – лучше сказки
И дай мне смерть – в семнадцать
лет!
Презентация «“Вечерний альбом” и “Волшебный фонарь” М. Цветаевой. Характеристика сборников»
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 8 октября (26 сентября по старому стилю) 1892 года
Мать - Мария Александровна Мейн (1868-1906), отец - Иван Владимирович Цветаев (1847-1913)
Сестра Анастасия (Ася) родилась в 1894 году, сводные сестра Валерия (1883-1966) и брат Андрей (1890-
1933) от первого брака отца
Осенью 1902 года Мария Александровна заболела чахоткой. Семья уезжает за границу: Италия, Швейцария,
Германия. В 1905 году - Крым, Ялта. 5 июля 1906 года в Тарусе Мария Александровна скончалась
Осенью 1906 года Марина поступает в интернат при московской гимназии
В 1909 году состоялась попытка самоубийства Марины Цветаевой (со слов ее сестры Анастасии).
Марина Цветаева печатала свои стихи с шестнадцати лет. В 1910 году она издает за свои средства в
типографии А.И. Мамонтова сборник стихов "Вечерний альбом" (500 экземпляров), посвященный Марии
Башкирцевой.
5 мая 1911 года Марина Цветаева по приглашению Максимилиана Волошина (1877-1932) приезжает в
Крым, где живет у него в Коктебеле. Там она знакомится с будущим мужем, Сергеем Яковлевичем Эфроном.
Он к тому времени сирота, сын революционеров, на год моложе Марины, кадет Офицерской Академии. Там
же Марина Цветаева знакомится и с Андреем Белым.
27 января 1912 года состоялась свадьба Марины Цветаевой и Сергея Эфрона
В 1912 году выходит второй сборник стихов Марины Цветаевой "Волшебный фонарь", посвященный мужу,
18(5) сентября 1912 года рождается первая дочь Марины Ариадна (Аля).
31 августа 1913 года, через год с небольшим после открытия музея, умирает отец Марины, Иван
Сергею Эфрону
Владимирович
13 апреля 1917 года рождается вторая дочь, Ирина.
В январе 1918 года Сергей Эфрон отбывает в армию Корнилова.
Осенью 1919 года Марина отдает дочерей в подмосковный приют в Кунцево, откуда вскоре забирает
заболевшую Алю. 15 февраля 1920 года Ирина умирает в приюте от истощения и тоски.
1 февраля 1925 года у Марины Цветаевой рождается сын Георгий (Мур).
15 марта 1937 года дочь Марины Цветаевой Ариадна едет в Москву. Позже, осенью 1937 году Сергей
Эфрон, подозреваемый парижской полицией в убийстве бывшего советского агента Игнатия Рейса,
вынужден уехать в СССР.
В ночь с 27-го на 28-е августа 1939 года была арестована Ариадна Эфрон. Она провела в лагерях и в
ссылках в общей сложности неполных 17 лет. Ноябрь 1939-го года - арест Сергея Эфрона.
8 августа 1941 года Марина Цветаева с сыном Муром уезжает на параходе из Москвы в эвакуацию. 18
августа - приезд в Елабугу. 26 августа Марина Цветаева пишет заявление о приеме на работу в качестве
судомойки в столовую Литфонда. 28 августа возвращается в Елабугу.
31 августа 1941 года Марина Цветаева повесилась.
Сергей Эфрон расстрелян в 1941 году.
Георгий Эфрон в начале 1944 года призван на фронт, погиб в бою под деревней Друйка Браславского
Ариадна Эфрон была репрессирована, реабилитирована в 1955 году, скончалась в Тарусе 27 июня 1975
района Витебской области.
года.
Презентация «“Вечерний альбом” и “Волшебный фонарь” М. Цветаевой. Характеристика сборников»
Презентация «“Вечерний альбом” и “Волшебный фонарь” М. Цветаевой. Характеристика сборников»
Презентация «“Вечерний альбом” и “Волшебный фонарь” М. Цветаевой. Характеристика сборников»
Анастасия Ивановна Цветаева вспоминала: в 1909 г. они купили «темно-синий
кожаный альбом, книжку с золотым обрезом, назвали ее “Вечный альбом”». В
него сестры записали «все, что помнилось» об одном знаменательном вечере
(в том числе стихи Марины, связанные с ним) … В. О. Нилендер принес Марине
письмо от своего друга, Льва Львовича Эллиса с предложением выйти за него
замуж. Всем троим, было так интересно беседовать друг с другом, что о цели
своего визита посланец вспомнил только с рассветом. А через день он сам
предложил Марине руку и сердце, но получил отказ и подарок – «Вечный
альбом». Первая книга Марины была названа «в память того маленького
синего кожаного альбомчика»: так эпитет вечный превратился в вечерний.
Книга должна была выйти на толстой, шершавой, с темно-золотыми буквами
заглавия. Среднего, широкого формата.
Это была первая книга, которую она издала за свой счет. Отдала тираж в какой-
то магазинчик и… успокоилась: история ушедшего детства переплетена, и
ладно. Между тем книгу, как ни странно, заметили: откликнулись Гумилев,
Нарбут, Брюсов. Чем же привлек он внимание признанных знатоков поэзии?
Что делало эту книгу по-особому обаятельной? Своеобразный ответ мы
найдем у самой Цветаевой в стихотворении «Наши царства»:
Еще невзрослый передаст ли стих?
Ах, этот мир и счастье быть на свете
Именно в «не взрослости» стиха – своеобразие «Вечернего альбома». Важно и
то, что ранние стихи Цветаевой не выглядели ни ученическими, ни
подражательными. На суд читателям были представлены вполне
оригинальные произведения, со своей образной системой, с самобытным
взглядом на мир.
Презентация «“Вечерний альбом” и “Волшебный фонарь” М. Цветаевой. Характеристика сборников»
В старом вальсе штраусовском впервые
Мы услышали твой тихий зов,
С той поры нам чужды все живые
И отраден беглый бой часов.
Мы, как ты, приветствуем закаты,
Упиваясь близостью конца.
Все, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложено в сердца.
К детским снам клонясь неутомимо,
(Без тебя лишь месяц в них глядел!)
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.
С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров…
Наш корабль не в добрый миг отчален
Иплывет по воле всех ветров!
Все бледней лазурный остров – детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!
1907-1910 гг. «Вечерний альбом»
Презентация «“Вечерний альбом” и “Волшебный фонарь” М. Цветаевой. Характеристика сборников»
Вторую книгу стихов Цветаева тоже назвала несколько по-детски –
«Волшебный фонарь». Появилась она в 1912 г. Правда, к этому
времени Марина уже вышла замуж за Сергея Яковлевича Эфрона
(ему и посвящен «Волшебный фонарь»), в том же году у них
родилась дочь – Ариадна. Стихи из второго посчету сборника были
крайне похожи на те, что вошли в первый. Слово детство и другие
слова из этого семантического ряда (детская, детский, девочка,
гимназистка, маленький мальчик, бабушкин внучек, мальчуган)
часто встречаются в них. Позднее (1931) Цветаева называла свои
первые книги «детскими». Разделы «Волшебного фонаря» -
«Деточки», «Дети растут», «Не на радость», «Ока». Детскость,
поэзия как игра декларируются во вступлении к «Волшебному
фонарю»:
Милый читатель! Смеясь, как ребенок
Весело встреть мой волшебный фонарь.
Книгу «Волшебный фонарь» открывает одноименное стихотворение –
«Маме». В нем снова воскресает образ М. А. Мейн:
… Печальные губы мы помним
И пышные пряди волос…
Тень матери витает над первым сборником стихов.
Презентация «“Вечерний альбом” и “Волшебный фонарь” М. Цветаевой. Характеристика сборников»
В ходе исследования мы пришли к выводу, что “Вечерний альбом”, “Волшебный
фонарь” и “Из двух книг” интересны для нас сейчас как книги-предвестия
будущей Цветаевой. В ней она вся - как в завязи: со своей предельной
искренностью, ясно выраженной личностью глухо звучит среди детски
простодушных и наивно-светлых стихов.
Как поэт и как личность Цветаева развивалась стремительно и уже спустя какие-то
два года после выхода первых отроческих стихов была другою. За это время она
прошла через искусы книжного, полутеатрального драматизма, перепробовала
разные маски, разные голоса и темы, успела побывать в образе цыганки,
грешницы, куртизанки.
А между тем был уже канун революции, и Цветаева стала писать стихи, тесно
связанные с Россией. Россия, Родина входили в её душу и стих широким полем и
высоким небом. В её стихах 1916 - 17 годов много пространства, дорог, туч,
солнца, теней, шорохов, криков, закатов и зорь…
Именно ранние стихи задали поразительно верный тон всей цветаевской лирике.
Свежесть восприятия, непосредственность и яркость переживаний отличают
«Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь». В этих двух книгах впервые
возникает дорогая для Цветаевой тема детства. Впоследствии она найдет свое
воплощение в цветаевской прозе 1930-х годов («Мать и музыка», «Сказка
матери», «Дом у старого Пимена» и др.)
С годами, считала Цветаева, человек лишь обретает опыт и учится называть,
обозначать все то, что понимал и чувствовал уже в детстве. Внутренняя
сосредоточенность, интенсивность и глубина переживаний ребенка определяют,
по Цветаевой, состоятельность личности взрослого человека. «Да, что знаешь в
детстве – знаешь на всю жизнь…» - писала она в «Моем Пушкине» (1937).
Поэтесса знала, как важно с ранних лет познать спасительные «простые истины» -
иначе можно опоздать навсегда.
Влияние матери, как признавала сама Цветаева, было в ее судьбе огромным, если
не решающим. «Мать поила нас из вскрытой жилы Лирики.… После такой матери
мне оставалось только одно: стать поэтом» («Мать и музыка», 1934).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.