Презентация "ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ" для педагогов школьного образования. Содержание материала включает красочные, яркие слайды с информацией теоретического плана о чтении по литературе. Может быть использовано студентами педагогических училищ, педагогами школьных образовательных учреждений, преподавателями педагогических учреждений и другими. Творческих успехов!Презентация "ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ"
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Уроки по основному курсу литературы всегда
опирались на широкое внеклассное чтение. На это
нацеливали и школьные программы, и учебники,
особенно дореволюционные, предусматривавшие
обращение к читательскому опыту учащихся,
сопоставление самостоятельно прочитанных
произведений с изучаемым литературным
материалом. М.А. Рыбникова, говоря о роли
сопоставления как методического приема,
предлагала чаще использовать этот прием на
уроках, потому что, «чем больше связей,
ассоциаций, взаимно перекрещивающихся
сопоставлений, тем лучше воспринимается каждое
из встретившихся в курсе произведений»
Какие пути сближения
классного и внеклассного
чтения в процессе
изучения программного
изучения темы;
материала можно
наметить?
Во-первых, систематическое
использование внеклассного чтения на
уроках разного типа и на разных этапах
Во-вторых, организация
самостоятельной исследовательской
работы учащихся над избранной ими
уроки по программе.
темой, предполагающей выход во
внеклассное чтение и серьезно
разрабатываемой в течение года, с
возможным, но не обязательным
включением результатов этой работы в
В-третьих, планирование системы
письменных работ по основным темам
курса с учетом работ, выходящих за
рамки темы, предполагающих
сопоставления, обзоры, анализ
самостоятельно прочитанных
произведений и т.д.
Обращение к внеклассному чтению
на вступительных занятиях — это и
иллюстрации к рассказу о писателе, и
обмен впечатлениями о прочитанном,
и выставка новых книг, и
литературная композиция,
составленная из произведений
писателя, мемуарной литературы и
отзывов критики.
Анализ произведения
На уроках, посвященных анализу
произведения, обращение к
индивидуальному читательскому опыту
школьников является одним из условий
продуктивности работы с текстом, более
глубокого постижения программного
материала, особенно в историко-
литературном курсе, где важен
социокультурный и историко-
литературный контекст, литературные
связи и влияния. Иногда выход за рамки
текста диктуется самим автором
(литературные реминисценции,
заимствования и подражания, эпиграфы
к произведению и его частям и т.д.).
НАПРИМЕР.
При анализе Пушкинской «Капитанской
дочки» невозможно пройти мимо
эпиграфов, не только возвращающих нас
к наиболее характерным примерам из
отечественной словесности XVIII
столетия и тем самым дополняющих
портрет времени, но и определенным
образом направляющих наше
восприятие.
Т. МАНН ГОВОРИЛ….
Об особом значении для автора
«подкрепляющего чтения», высоких образцов
литературы, «чтение которых поддерживает в
нем творческий дух и которым он стремится
подражать». Столь же необходимым
оказывается такое «подкрепляющее чтение»
и для читателя, познающего литературный
текст.
Важность дополнительного
внеклассного чтения отмечали многие
учителя-словесники прошлого, широко
использовавшие в своей работе прием
сопоставления, причем не только
проблемно-тематического
(преобладающего в современной
методической литературе), но и
основанного на достижениях
исторической поэтики, сравнительно-
исторического изучения литературы.
Эффективность такого изучения во
многом зависела от рациональной
организации внеклассного чтения,
индивидуализации учебных заданий и
основательно разработанной системы
самостоятельных письменных работ.
Задачи заключительных занятий часто
совпадают с задачами вступительных
уроков. Учителю снова нужно найти
оригинальный подход к теме,
стимулировать читательские интересы
учащихся, создать установку на
самостоятельное чтение произведений
писателя. Здесь возможны и итоговая
викторина, и литературная композиция,
и сопоставление различных трактовок и
версий произведения, и обсуждение
последних публикаций, связанных с
изучаемым литературным материалом.
Опора на самостоятельно прочитанное
необходима и при обращении к вопросам
теории и истории литературы. Здесь
особенно важна «разумная литературная
начитанность» (В.П. Острогорский), в том
числе и знание избранных страниц
мировой литературы. Индивидуализация
заданий и в этом случае оказывается не
менее эффективной, нежели коллективные
экскурсы в теорию и историю литературы.
Старшеклассникам можно предложить
«Подтекст»; «Литературные
такие специальные темы для
индивидуальной разработки в течение
учебного года: «Фольклор и литература»;
«Библейские образы и мотивы в
литературе»; «Герой и его прототипы»;
«Фантастика в русской литературе»;
ВЫВОД.
Обращение к внеклассному чтению на
уроках должно быть естественным и
зависящим, во-первых, от характера
изучаемого литературного текста, а во-
вторых, от реальной читательской
ситуации в классе. Лучшие учителя-
словесники стремятся при этом не
только учитывать индивидуальный
читательский опыт своих
воспитанников, но и тактично
направлять их внеклассное чтение,
«учить трудному, но так, чтобы
освоение этого трудного было
творчеством, т.е. радостью и победой»
(Г.А. Гуковский).