Данную презентацию "Речевой этикет тувинского народа" можно использовать в качестве внеурочного (внеклассного) мероприятия для 5 - 6 и 7 - 8 классов. Примеры, приведенные в презентации взяты из произведений тувинских писателей.
Презентацию можно использовать в качестве дополнительного материала к уроку тувинского языка.Презентация внеклассного мероприятия "Речевой этикет тувинского народа" (5- 8 классы)
Объект исследования:
Объект исследования:
речевой этикет на материале
произведений тувинских
писателей.
Задачи:
Задачи:
Определение сущности речевого
Определение сущности речевого
этикета
этикета
Описание примеров использования
Описание примеров использования
речевого этикета
речевого этикета
13.11.18
Этикет приветствия и прощания, извинения и
Этикет благопожелания: церемония обмена
Этикет новогоднего приветствия – авырлажыыры,
Этикет общения людей разных поколений с учетом
Этикет благословления с окуриванием можжевельника
Напутствия перед дальней дорогой, перед охотой, перед
Этикет полунамековполутонов – правило избегания
Этикет обращения к домашним животным – мал
Этикет называния домашних животных с учетом
Этикет повеления исчезнуть с пути злых духов –
Этикет уважительного отношения к ламам, и шаманам в
любым серьезным действием
прямого отказа – ойзукыйзы чугаалаары
тоогелээри
возраста, цвета, масти
жителей Нижних миров – бак чуве ынай турзун
смиренной, молитвенной позе
благодарности, обращения и просьбы
благопожеланиями – йорээл
чолукшууру
возрастных связей и его социального статуса
13.11.18
Письмо девочки к отцу:
«Здравствуй, папа, папочка!
Здравствуй, мой дорогой отец!»
(М. Кенин-Лопсан «Танец
(М. Кенин-Лопсан «Танец
козерога»)
козерога»)
13.11.18
Обед стынет. Мама ждет, торопил
Чакпажик. Отец только сурово глянул на
сына и снова, со злостью, рубанул по корню:
лопата чуть не выскользнула из рук.
Папка! Давай обрубим колючие ветки, а
корень оставим, придумал Чакпажик.
Экий ты мудрец, малыш мой! Думаешь,
так мы с ним сладим? Ненет!
(М. КенинЛопсан
«Настигающий птицу»)
13.11.18
Почему к нам в гости люди не приходят,
бабушка? – задала неловкий вопрос Кулча.
К бедным в гости богатые не ходят, глупышка.
(М. КенинЛопсана «Тувинка»)
Бабушка, милая, единственная моя, тебе
плохо?... (М. КенинЛопсан «Тувинка»)
Девочка волнуется о здоровье бабушки, очень
переживает.
Внучек, откуда ты узнал о приметах удачливой
охоты? – спросил дед.
Уе! Чудной ты, дед. От тебя узнал, да и сам
примечал.
УзунКулак и Чочайман.
А ты, бабуся, что дашь строителям клуба?
Когда ты успел поглупеть, парень? –
рассерженно сказала она.
(М. КенинЛопсан «Стремнина Великой реки»)
13.11.18
-Вот возьму и пожалуюсь…- грозит она
(Байлан-кыс) -Кому?- хором спрашивают
Хунажык и Достак-оол. – Ну, говори:
кому?!
Но Байлан-кыс молчит. Ей с пеленок
известно, что старого человека по имени
называть нельзя. В крайнем случае
можно упомянуть лишь его прозвище.
Однако и этого она сейчас не решается
сделать.
Но мальчишки не унимаются:
-Подумаешь, испугала! …
-Дедушке Эртине скажу!
Имени старика она все же не называет,
ведь «Эртине» - всего лишь прозвище и
означает по-тувински «жемчужина».
(М. Кенин-Лопсан «Белолобый рыжий конь»)
13.11.18
-Акый, у вас добрый конь
-Акый, у вас добрый конь..
((М. Кенин-Лопсан «Тувинка»)
Дети и Тенекпай:
Дети и Тенекпай:
--Тенекпей-акым, правда ты за
Тенекпей-акым, правда ты за
границей был?
границей был?
-Какая она, граница?
-Какая она, граница?
(М. Кенин-Лопсан «Юрта Табунщика»)
13.11.18
Извини, акым – старший брат, далеко я
еду, не могу отвлекаться на посторонние
дела.
Знакомый мой в Овюре,
должен быть, в юрте чай варит, меня
дожидается.
(К.Э. Кудажы
«УлугХем Неугомонный»)
13.11.18
Детям с раннего возраста
«прививали» нормы речевого этикета:
нельзя пожилому человеку обращаться по имени,
нельзя
можно употребить только его прозвище.
Обращение к старшим:
старшим:
Обращение к
ст. брат – акый (имя), брат (мой)
ст. брат – акый (имя), брат (мой)
ст. сестра – угбам, угбай;
ст. сестра – угбам, угбай;
отец – папа, мой дорогой отец,
отец – папа, мой дорогой отец,
ачай;
ачай;
мама – мама, ачай;
мама – мама, ачай;
дедушка – дед, дедушка,
дедушка – дед, дедушка,
кырган-ачай;
кырган-ачай;
бабушка - бабушка, кырган-авай.
бабушка - бабушка, кырган-авай.
13.11.18
--Амыр!Амыр!
-Менди!- приветствовал Хуралбай
-Менди!- приветствовал Хуралбай
-Благополучны ли сами? Здоров ли
-Благополучны ли сами? Здоров ли
ваш скот спросил старик.
ваш скот спросил старик.
-Ни мира, ни покоя нет.
-Ни мира, ни покоя нет.
Мужчины-тувинцы одного
Мужчины-тувинцы одного
сословия могли обращаться к друг
сословия могли обращаться к друг
другу с соблюдением этикетных
другу с соблюдением этикетных
норм т.е. приветствовать должен
норм т.е. приветствовать должен
младший, при этом, если он сидит-
младший, при этом, если он сидит-
встает и поздоровается:
встает и поздоровается:
-Амыр!
-Амыр!
-Экии, экии! – ответили мужчины.
-Экии, экии! – ответили мужчины.
(С. Сурун-оол «Глухая речка»)
(С. Сурун-оол «Глухая речка»)
13.11.18
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.