Презентация "Восприятие музыки дошкольниками"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 04.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.
Иконка файла материала Восприятие музыки.ppt
«Формирование основ музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки» Батагова Елена Вячеславовна, музыкальный руководитель МКДОУ д/с №5 «Аленушка»
Роль восприятия музыки в формировании музыкальной культуре многогранна и всеобъемлюща: во-первых, это конечная цель музицирования, на которую направлено творчество композитора и исполнителя; во-вторых, это средство отбора и закрепления тех или иных композиционных приемов, стилистических находок и открытий то, что принято воспринимаюшим сознанием публики, становится частью музыкальной культуры, приживается в ней; и наконец, музыкальное восприятие — это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности от первых шагов ребенка до зрелых сочинений композитора: всякий музыкант является неизбежно и своим собственным слушателем.
«общительности» классической музыки, ее способности захватывать и привлекать к себе людей становится Поэтому проблема сегодня особенно актуальной.
- Создание педагогических условий формирования основ музыкальной культуры старших дошкольников в процессе восприятия музыки.
• Накапливать восприятия произведений музыкальной культуры разных эпох и стилей и народной музыки. опыт мировой • Вызывать музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, воспитывать эстетические чувства; сопереживание • Развивать музыкальное мышление детей (осознание эмоционального содержания значения музыки, музыкальной формы, языка музыки, жанра); выразительного
 Побуждать детей воображения о музыке, творческие высказывания  Развивать (образные проявления творческой активности); выражать впечатления свои музыкальные в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках);  Расширять знания детей о музыке;  Вызывать и поддерживать интерес к музыкально- музыке, эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки, представления о красоте; развивать
 Побуждать к музыки (эмоциональной словесной), поддерживать проявления оценочного отношения. оценке и  Способствовать повышению компетентности педагогов и родителей в основ музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста вопросах формирования
В широком смысле под культурой понимается то, что создано людьми в процессе их деятельности. Выделяют материальную, духовную и художественную области культуры. Музыкальная культура является частью художественной культуры. В понятие «музыкальная культура» входят различные виды музыкальной деятельности и их результат – музыкальные произведения, их восприятие, исполнение, а также сложившееся в процессе этой деятельности музыкально-эстетического сознания людей.
Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является музыкально- эстетическое сознание, включающее в себя три компонента:  эстетические эмоции, переживания; эстетическую оценку, музыкальный вкус.   эстетическую установку, интерес к музыке;
Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как художественный эстетический феномен.
Активное восприятие музыки – основа формирования музыкальной культуры в целом. Только тогда музыка может выполнить эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней. свою
Поставив цель формировать музыкальную старшего дошкольного культуру детей я восприятие музыки, через возраста понимала, что это будет способствовать развитию интереса у детей к музыкальному искусству, к разнообразной познавательной и творческой музыкальной деятельности детей позволит развить музыкальные и творческие способности сформирует умение воспринимать понимать музыкальные образы дошкольников, и
велик как Уже первые шаги в данном направлении показали: к  насколько восприятию музыкальной деятельности.  Ребята с удовольствием и интересом слушают музыку, создают двигательные и художественные образы, фантазируют под музыку. интерес детей виду
педагогического Успешное решение этих задач зависит от того, насколько эффективным окажется система воздействия, формирование направленная музыкальной культуры детей старшего дошкольного процессе восприятия музыки. на возраста в
 приучать детей с вниманием слушать музыку, все свои эмоции выражать после слушания;  воспитывать интерес к классической музыке в исполнении солистов, хора, инструментальных ансамблей разных составов, оркестра;  развивать умение различать характер музыки, средства музыкальной выразительности, высказывать суждения о них; различать двух- и трехчастную форму, песенный танцевальный, маршевый жанры;  развивать умение сравнивать произведения по сходству и контрасту;  вызывать желание неоднократно слушать любимые произведения.
Занятия — основная форма организации, в которой решаются задачи формирования основ музыкальной культуры детей. Все виды занятий (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и и интегрированные) в зависимости от уровня развития музыкальной культуры детей. Подобранная подборка репертуара системы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединить их сюжетом, сказкой, игрой и облегчает варьирование их видов. применяю возраста и варьирую
Доминантные занятия проводятся во второй половине дня. В занятие обычно включаются 4-5 произведений. С детьми провожу беседу об услышанном, простейший анализ музыкального произведения. Кроме музыки в такое занятие включаю небольшой рассказ, сказку, стихотворение, отвечающее музыкальным образам.
важной музыкальной концерты, беседы-концерты, вечера. Активное восприятие музыки: тематические Сосредоточиваю внимание детей на какой-либо теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах. Например, рассказываю о старинной музыке и даю послушать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган). Беседу о музыке сопровождаю показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен. посвящаю Беседу-концерт творчеству композиторов как зарубежных, русских, так и современников.
 «Сказка в музыке» (по фрагментам из опер Н.Римского-Корсакова «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», опере М.Глинки «Руслан и Людмила» и др.);  «Музыка о природе» (со слушанием пьес П.Чайковского «Времена года», пьес Э.Грига и многих других «Весной», зарубежной, отечественной произведений классики и народной музыки. «Ручеек»,
 – формирование «Музыкальные братья» представлений о ладе музыки; музыкальных мире  «В инструментов», «Симфонический оркестр» - обогащение знаний детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов, понятиями «классическая музыка», «симфонический оркестр»; циклы занятий «Времена года», «Музыки волшебная страна», «Как песня с оперой сдружилась», «Музыка – язык наших чувств» и т. п. знакомство с
в исполнении Сосредоточиваю внимание детей на какой-либо важной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах. Например, рассказываю о старинной музыке и даю послушать ее музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган). Беседу показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен. Беседу-концерт посвящаю творчеству композиторов как зарубежных, русских, так и современников сопровождаю различных о музыке
Наглядно-слуховой — один из важнейших методов в развитии музыкального восприятия. Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение. Ее использую, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы. близкие музыке,
Значение словесного метода в работе с детьми так же очень велико. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы стараюсь привить детям интерес, любовь расширить представления о некоторых явлениях действительности, их обогатить внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы.. музыке, к
Чтобы ребенок восприятие Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен. глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо музыки сочетать с действиями, практическими помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних свои успешно переживания. использую приемы, детьми активизирующие качества характера мелодии, четкого, (плавного, звуковедения отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). проявлениях Движения как осознание
• вокализация доступных мелодий инструментальных произведений • пластическое интонирование и ритмопластика (пластически выразить музыку движением рук или корпуса) • сравнение или контрастное сопоставление музыки • оркестровка музыкальных произведений • использование содружества различных видов искусства (полихудожественная деятельность) • составление музыкальной коллекции:
к прислушиваться  контрастные произведения одного жанра, пьесы с одинаковым названием (этот прием побуждает звучанию музыки и согласовывать с ней характер движений); пьесы с одинаковым названием; контрастные произведения в пределах одного настроения (этот прием помогает детям глубже, тоньше различать характер музыки); сравнение интонаций музыки и речи; вариантов сравнение интерпретации – произведения оркестровое звучание и сольное, варианты исполнительской трактовки на фортепиано. различных одного    
 Консультации  Беседы,  Семинары,  Выступления на педагогических советах,  Музыкальные вечера из цикла «Музыкальная педагогических часах, филармония». «Музыка в повседневной жизни ДОУ», «Произведения классической музыки в работе с детьми», «Как формировать основы музыкальной культуры» и т. д.
собраниях, беседы консультации, лекции, доклады на родительских оформление стендов открытые занятия. музыкальные вечера «Музыкальная создание проектов. гостиная»,
Работа над проектами из цикла «Композиторы детям»: «Детский альбом Чайковского», «Карнавал животных», «Детская Прокофьева» возможность представляет познакомиться с шедеврами мирового музыкального искусства, музыкальными произведениями эпох, композиторов, жанров, форм и т.д., историей создания, художественными образами. музыка различных их
различают инструментов, Дети проявляют большой интерес к слушанию музыки, различают жанры музыкальных звучание произведений, точно музыкальных узнают музыкальные произведения по вступлению и фрагментам, активно и вопросы правильно музыкальных Различают трёхчастную форму, об изменениях в музыке говорят самостоятельно, широко применяя «словаря эмоций». терминологию отвечают викторин. на
Считаю, что положительная динамика в культуры формировании музыкальной детей старшего дошкольного возраста проведённой достигнута плодотворной музыкального руководителя, систематических занятий с детьми, группы, родителями. благодаря работе воспитателями