Подростковый возраст — период кризиса в развитии личности ребенка.
Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах — стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства. Восьмиклассники находятся на 3 этапе развития самостоятельности: «Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею».
Учите подростка отвечать за свои поступки. Начните это делать, прежде всего, с собственных установок на ситуацию.
«Возрастные особенности
подростков»
Подростковый возраст —
период кризиса в развитии
личности ребенка.
Особенности личности подростка можно
довольно точно охарактеризовать в двух
словах — стремление к
самостоятельности. Оно накладывает
отпечаток на все стороны личности,
поведение, чувства. Восьмиклассники
находятся на 3 этапе развития
самостоятельности: «Пробую быть
самостоятельным, хотя не очень умею».
1. Есть свое мнение, не всегда верное.
2. Считает именно свое мнение истинно
верным.
3. Не считается с мнением родителей.
4. Поступает так, как хочет.
5. Есть стремление попробовать все, что
делают его сверстники и взрослые (покурить и
т.д.)
6. Считает, что он все может и с ним ничего не
может случиться (не заботится о безопасности).
• аргументировать запреты
• обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут
последствия (испортишь свое здоровье, можешь попасть в
плохую компанию, с тобой может случиться чтото плохое)
• считаться с мнением подростка (иначе он не научится
считаться с вашим)
• не считать свою позицию на 100% правильной
• поддерживать его, хвалить (возможно, даже не совсем
заслуженно, для повышения уверенности в себе)
• не ругать его друзей или тех, с кем он встречается
(бесполезно, вызовет только отрицание и негатив
• в спорах пытаться договориться
Для подростка характерно
разнообразие интересов, что при
правильном воспитании может оказать
серьезное влияние на развитие его
способностей и склонностей. Знания
подростка углубляются, он начинает
изучать научные дисциплины, у него
появляется повышенный интерес к
отдельным предметам. Однако это
наблюдается не у всех подростков.
Особенности многих восьмиклассников
проявляются в пренебрежительном
отношении к обучению, плохая
успеваемость: всячески избегая
выполнять какиелибо обязанности и
поручения по дому, готовить домашние
задания, а то и посещать занятия.
Таким образом учеба в это время
отходит на второй план.
За то, чтобы перестать быть ребёнком.
За прекращение посягательств на его
физическое начало, неприкосновенность.
За утверждение среди сверстников.
Против замечаний, обсуждений,
особенно, ироничных, по поводу его
физической взрослости.
Восьмиклассники особенно зависимы от
микросреды и конкретной ситуации.
Одним из определяющих элементов
микросреды, в отношениях
формирующих личность, является
семья. Для любого подростка очень
важна роль семьи. Но в любой семье
возникают проблемы психологического
характера, которые приводят к кризису
подросткового возраста.
Формирование круга интересов
восьмиклассников на основе особенностей их
характера и способностей
Максимальное сокращение периода его
свободного времени – «времени праздного
существования и безделья»
Привлечение к таким занятиям как чтение,
самообразование, занятия музыкой, спортом,
положительно формирующим личность.
Включение подростка в такую деятельность,
которая лежит в сфере интересов взрослых, но в
возможности
то же
ему
реализовать и утвердить
себя на уровне
взрослых.
создает
время
гантелей и
Снижение проявления агрессии путем посещения
спортивных школ, ежедневной гимнастики дома
с использованием
эспандера,
железных гирь и боксерских перчаток (пусть
подростки колотят друг друга в мирной драке,
давая выход накопившейся энергии, чтобы
подобно
не
агрессия
статистическому
имеющему
свойство взрываться болезненными разрядами)
накапливалась
электричеству,
Не предъявлять подростку завышенное
требование, не подтвержденное
способностью восьмиклассника
Честно указывать подростку на его удачи
и не удачи (причем удачи объяснять его
способностями, а неудачи – недостаточной
подготовкой)
Не захваливать подростка, объясняя его
неудачи случайностью, т.к. это
формирует у восьмиклассников эффект
неадекватности.
Учите подростка отвечать за
свои поступки. Начните это
делать, прежде всего, с
собственных установок на
ситуацию.