Концерт написан в традиционной форме сонатно-симфонического цикла. В нём три части (вторая и третья исполняются без перерыва):Moderato. Часть открывается вступлением у солирующего фортепиано: аккорды в верхнем и среднем регистрах, которым отвечает низкий звук фа контроктавы, в нарастающей динамике, мне они напоминают удары колокола. Затем звучит главная тема, маршеобразная по характеру, но смягчённая фортепианными фигурациями и изложением у струнных и кларнетов. Чем-то эти фортепианные фигурации у меня ассоциируются с судном, плывущем по реке, тут есть что-то «волнообразное» и могучее и на этом фоне звучит глубоко душевная тема. Побочная тема в параллельной тональности ми-бемоль мажор наполнена спокойствием и лиризмом.К числу замечательных образцов рахманиновского мелодического дара принадлежит тема главной партии первой части, о которой много уже было сказано и написано. Н. К. Метнер называет ее "одной из наиболее ярких тем России": "с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия"Рахманинов «Второй фортепианный концерт»
Рахманинов «Второй
фортепианный концерт»
Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор, op.
18, был написан С.В. Рахманиновым в 1900 году и впервые
полностью исполнен в Москве автором в 1901 году с оркестром
под управлением А. Зилоти. Концерт посвящен врачу Николаю
Далю, который помог композитору преодолеть период
депрессии после провала Первой симфонии. Второй концерт
стал началом нового периода в творчестве Рахманинова.
Концерт написан в традиционной форме сонатно-
симфонического цикла. В нём три части (вторая и третья
исполняются без перерыва):Moderato. Часть открывается
вступлением у солирующего фортепиано: аккорды в верхнем и
среднем регистрах, которым отвечает низкий звук фа
контроктавы, в нарастающей динамике, мне они напоминают
удары колокола. Затем звучит главная тема, маршеобразная по
характеру, но смягчённая фортепианными фигурациями и
изложением у струнных и кларнетов. Чем-то эти фортепианные
фигурации у меня ассоциируются с судном, плывущем по реке,
тут есть что-то «волнообразное» и могучее и на этом фоне
звучит глубоко душевная тема. Побочная тема в параллельной
К числу замечательных образцов рахманиновского мелодического
дара принадлежит тема главной партии первой части, о которой
много уже было сказано и написано. Н. К. Метнер называет ее "одной
из наиболее ярких тем России": "с первого же колокольного удара
чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия"
Внимание слушателя
сразу приковывает
краткое вступительное
построение у
фортепиано,
основанное на мерной
последовательности
аккордов
субдоминантовой
функции с гулкими
«колокольными»
ударами басового
звука. Неуклонное
нарастание звучности,
приводящее от
pianissimo к мощному
fortissimo, создает
эффект постепенного
приближения образа.
Завершается это
построение
повелительно
звучащим
четырехзвучным
Асафьев, образно характеризуя напевную лирическую мелодику
Рахманинова, писал, что она «всегда стелется, как тропа в полях».
Дополняя эту характеристику другими эпитетами и сравнениями, он
говорит о рахманиновских «мелодиях-далях», вспоминает слова И. Е.
Репина: «озеро в весеннем разливе, русское половодье». «Но при этом,
— замечает исследователь,— воображение добавляло образ могучей,
плавно и глубоко ритмично медленно реющей над водной спокойной
стихией властной птицы»
Побочная партия-
светлая мечтательная
тема, ее мелодия
словно истаивает и
растворяется в высоком
регистре
Медленную среднюю часть концерта справедливо называют
«жемчужиной русской лирики». Это пленяющее красотой и
поэтичностью музыки Adagio при довольно большой своей
протяженности целиком основано на одной теме. Но за кажущейся
внешней неподвижностью ощущается трепетная внутренняя жизнь.
Безмятежный созерцательный покой нарушается отклонением в
параллельный минор и особенно подчеркнуто экспрессивным взлетом
мелодии перед заключением
В финале концерта контраст мужественно волевого,
действенного начала и мягкого лиризма обостряется при
явном преобладании первого. Четко и энергично
ритмованная тема главной партии сохраняет связь с
некоторыми тематическими элементами первой части, но
эта связь настолько завуалирована, что с трудом
улавливается на слух. В лирически напевной теме
побочной партии также есть обороты, сходные с
аналогичной по своему месту темой первой части, но
черты маршевой ритмики придают ей более подвижный и
активный характер (пример 28). В заключительном
построении коды эта тема звучит победоносно-ликующе
в сочных унисонах струнных, сопровождаемых мощными
Концерт принес ее автору заслуженный успех, и был по праву
признан лучшим русским фортепианным концертом после си-
бемоль-минорного концерта Чайковского
https://www.bestreferat.ru/referat-2197.html
https://yandex.ru/images/search?pos=88&p=2&img_url=https%3A%2F
%2Fzsolt-bognar.com%2Fwp-content%2Fuploads
%2F2014%2F06%2F10321711_10152166850997825_2779270875903679
342_o.jpg&
https://yandex.ru/images/search?pos=1&img_url=https%3A%2F
%2Fsamiedem.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F07%2F7-
1024x683.jpg&text=%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F
%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA
%D0%B8%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE
%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D1%80%D0%BE
%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%20%D1%84%D0%BE
%D1%82%D0%BE&rpt=simage
https://yandex.ru/images/search?pos=38&p=1&img_url=https%3A
%2F%2Fi.ytimg.com%2Fvi%2F3wighj15Aow
%2Fmaxresdefault.jpg&text=русская%20равнина%20и
%20церковь&rpt=simage