Презентация выступления на просветительском часе на тему:"Общение педагога с родителями-секреты взаимопонимания"
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Презентация выступления на просветительском часе на тему:"Общение педагога с родителями-секреты взаимопонимания"

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Работа с родителями +1
docx
воспитательная работа +2
1 кл—11 кл
17.01.2017
Презентация выступления на просветительском часе на тему:"Общение педагога с родителями-секреты взаимопонимания"
текст выступления.docx
Общение педагога с родителями ­ секреты взаимопонимания  Подготовила и провела – Лазарева Л.В.,  педагог­психолог  ГКОУ «Волжская школа №1» Очень часто можно услышать от педагогов фразу: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Почему же возникают трудности во взаимодействии школы и семьи? Для ответа на этот вопрос важно представить, в каком эмоциональном состоянии находится родитель, который сам или по приглашению учителя пришел в школу поговорить о своем ребенке. Для   мамы   и   папы   обсуждение   трудностей   ребенка   –   очень   непростая   ситуация,   которая сопровождается  сильными   эмоциональными  переживаниями:   родитель   может  тревожиться,  что  с ребенком что­то не так, стыдиться того, что он недостаточно много делает для ребенка, бояться осуждения со стороны учителя. С этими эмоциями необходимо как­то справляться, причем способы могут  быть  разные.  Так,   одни   родители  не  обращают  внимания   на  проблемы   ребенка,  другие   – возлагают   ответственность   на   школу,   третьи   начинают   нападать   на   учителя.   Негативное эмоциональное состояние родителя может быть вообще не связано с тем педагогом, с которым мама или папа разговаривают в данный момент. Родительская тревога, как правило, вызвана прошлым опытом   (возможно,   какой­то   учитель   или   воспитатель   довольно   некорректно   или   даже   резко отозвался о ребенке или воспитательной стратегии родителя), детскими воспоминаниями (может быть, его собственный первый учитель был излишне строгим, и память о нем всё еще вызывает болезненные переживания). Достаточно   информационной   является   методика   незаконченных   предложений,   которая   поможет определить отношения родителей к школе, к учителю. Методика незаконченных предложений для родителей.           ­ Мои школьные воспоминания – это …          ­ В классе я всегда чувствовал себя …          ­ Мой классный руководитель относился ко мне …          ­ Мои школьные результаты были …          ­ Я обижался, если …          ­ Я радовался, если …          ­ Самое яркое событие школьной жизни – это …          ­ Я не хочу, чтобы мой ребенок в школе пережил … Если   родитель   вспоминает   негативные   моменты   из   школьной   жизни,   то   можно   с   уверенностью сказать, что невольно он будет искать подобный негатив в школьной жизни своего ребенка. Поэтому классный руководитель во многом может избежать проблемных ситуаций, если изучит стереотипы отношений к школе отдельных родителей. Чего же хочет родитель от учителя или классного руководителя?  ­ Родителю хочется получить поддержку. Для одних родителей важно признание того, что они действительно   много   делают   для   ребенка,   для   других   –   понимание,   как   нелегко   им приходится порой.  ­ Для родителя важно, чтобы учитель был с ним заодно, был его союзником. Ощущение, что твой ребенок учителю небезразличен, что педагог стремится позаботиться о нем, – важнейший фактор в формировании контакта.  ­ Родителю необходимо убедиться, что с его ребенком все в порядке. (Психологи знают, что очень часто родители, приводящие детей на консультацию, спрашивают: «Скажите, с ним все в порядке, он не хуже, чем другие?»)  ­ Родитель хочет получить от учителя конкретную помощь, ясные и четкие рекомендации. Зададим   себе   вопрос:   от   кого   или   от   чего   зависят   контакт   и   взаимопонимание   между родителями и педагогами? Приемы конструктивного взаимодействия Итак, что учителю важно сделать и на что обращать внимание при обсуждении трудностей ребенка? Прежде всего, нужно реагировать на эмоциональные переживания родителей, обозначать их чувства. Конечно, беседа классного руководителя с родителем – не психологическая консультация, однако выражение   сочувствия   всегда   уместно.   Оптимальной   формой   такой   поддержки   может   быть называние   чувств   и   состояний   родителей   в   утвердительной   форме.  «Да,   это   действительно непросто», «Конечно, вам было обидно» – такие фразы не занимают много времени, но помогают родителю почувствовать, что учитель его слышит и понимает. Также необходимо подчеркивать, что имеющиеся у ребенка трудности свойственны многим детям этого возраста, понятны и разрешимы. Когда   учитель   говорит:   «У   многих   пятиклассников   ухудшается   успеваемость»,   –   это   помогает родителю почувствовать, что не только его ребенок проблемный. Для создания позитивного настроя можно подчеркивать позитивную мотивацию родителя, отмечать усилия, которые он прилагает для ребенка. «Замечательно, что вы стремитесь создать для ребенка эмоционально комфортную атмосферу», – говорит учитель маме, и она чувствует себя признанной и понятой. Также полезно акцентировать воспитательные задачи, которые родитель успешно решил, обращать внимание на позитивные составляющие детско­родительского взаимодействия, например, можно сказать: «Ваш авторитет для ребенка очень велик», «У вас с ребенком прекрасный контакт, он   вам   очень   доверяет».   Очень   важно   формулировать   общие   с   родителем   цели   и   ценности, касающиеся ребенка. Когда педагог подчеркивает: «И для нас, и для вас важно, чтобы ребенок научился   контролировать   свое   поведение»,   –   он   становится   для   родителя   союзником,   а   не противником. Также очень эффективный прием, особенно если педагогу или классному руководителю необходимо повысить активность родителя, – поставить его в позицию «эксперта». Педагог и родитель смотрят на ребенка с разных сторон, и учителю никогда не удастся увидеть ученика таким, каким его знают мама   или   папа.   Когда   важно   привлечь   родителя   к   решению   каких­то   образовательных   задач, прекрасный аргумент – «Никто не знает вашего ребенка так хорошо, как вы». При обсуждении стратегии помощи ребенку важно давать конкретные и понятные рекомендации. Общие слова и размытые формулировки ни к чему не приведут. Для того чтобы родитель начал себя вести   по­другому,   нужно   обсудить   конкретные   поведенческие   модели   и   примеры   ситуаций. Например, педагог уверен, что родитель чрезмерно заботится о ребенке, тем самым препятствуя его самостоятельности. Если сказать родителю: «Поймите, что он уже взрослый», «Нельзя же о нем все время так беспокоиться», при всей справедливости подобных рекомендаций выполнить их он не сможет. Лучше сказать: «Вашему сыну очень важно научиться быть более самостоятельным. Давайте обсудим, в каких областях его жизни вы могли бы дать ему больше независимости и как именно эта независимость будет проявляться». После завершения разговора полезно получить от родителя обратную связь. Вопросы педагога: «Что вы думаете по поводу того, что мы с вами обсуждали?», «Что из этого вы сможете применить?» – помогут родителю сфокусироваться на главном и перенести рекомендации классного руководителя в реальную жизнь. Формы работы с родителями   Родительские   собрания.   Это   одна   из   наиболее   эффективных   форм   повышения педагогической   культуры   родителей,   формирования   социально   значимого   родительского коллектива.   На   собрании   обсуждаются   итоги   обучения   детей   за   определенный   период, доводятся до сведения результаты наблюдений, сообщаются дальнейшие планы в работе с детьми.   На   родительских   собраниях   каждый   может   свободно   высказать   свое   мнение   по проблемам воспитания, поделиться опытом семейного воспитания. Родительское   собрание   –   это   форма   для   принятия   коллективных   решений   и   планирования совместных   действий,   что   способствует   установлению   отношений   сотрудничества   не   только между учителем и семьей, но и между самими родителями. Чтобы привлечь на собрание как можно   большее   число   семей,   подготовка   к   нему   ведется   заранее   вместе   с   родительским комитетом, учащимися класса. Заблаговременно родители извещаются о времени проведения и повестке   собрания;   направляется   письменное   приглашение   родителям,   затем   напоминается   о предстоящем   собрании   по   телефону.   Неотъемлемой   частью   родительского   собрания   должна стать теплая, доброжелательная обстановка, атмосфера доверия и взаимоуважения.  Деловые игры.  Встречи за круглым столом.  Вечер вопросов и ответов.  Педагогические рецепты.  Педагогический практикум.  Тренинг для родителей.  Семейная гостиная.  Творческие встречи педагогов и родителей. Рекомендации учителю Некоторые основные элементы хорошего собрания: 1) Наличие  ясной ЦЕЛИ. Зачем  проводить собрание? Что Вы  хотите  сделать? Почему бы люди захотели его посетить? Необходимо ли собрание? 2) Наличие ПЛАНА собрания. Когда оно будет? Где? Кто должен быть приглашен? В какой форме? Что Вы хотите делать на собрании? Какие неожиданности могут произойти на собрании? Кто будет присутствовать на собрании? 3) Наличие   ПОВЕСТКИ.   Когда   Вы   решите,   что   Вы   хотите   делать,   решите,   в   какой последовательности это делать. Удостоверьтесь, что все знают, какова повестка собрания, отправьте ее по почте или раздайте ее на собрании. Решите (заранее), сколько времени потратить на каждый пункт, чтобы сделать все вовремя. Придерживайтесь повестки собрания. 4) Наличие ПРЕДСЕДАТЕЛЯ. Этот человек (не обязательно учитель) регулирует обсуждение на собрании.   Председатель   поддерживает   порядок,   начиная   и   завершая   собрание   вовремя, предоставляя   шанс   высказаться   каждому   (и   не   позволяя   некоторым   говорить   слишком   много). Председатель   придерживается   повестки,   стимулирует   движение   вперед,   делает   все,   чтобы присутствующим было удобно, и помогает группе прийти к решению. Иногда может помочь такой ход:   заранее   выбрать   несколько   ассистентов,   которые   бы   помогали   председателю,   если   у   него проблемы с поддержанием порядка. Также очень важно, чтобы кто­то вел протокол, особенно во время голосования. 5) Максимальное УЧАСТИЕ – предоставьте право высказаться как можно большему числу людей (конечно,   не   одновременно),   чтобы   у   каждого   была   возможность   выразить   свое   мнение   и   идеи. Может потребоваться смекалка, чтобы чересчур разговорчивые люди на какое­то время умолкали, а застенчивые смогли высказаться. 6) Принятие РЕШЕНИЯ. Удостоверьтесь, что решение принято по каждому обсужденному пункту. Если решение не может быть найдено путем консенсуса, проголосуйте. Удостоверьтесь, что какое бы   то   ни   было   решение   принято,   перед   тем   как   переходить   к   следующему   пункту,   чтобы   не возвращаться   к   вопросу   снова   и   снова.   Принятые   решения   помогают   группе   почувствовать некоторую завершенность обсуждаемого вопроса. 7) Дайте всем какое­либо задание. По принятии решения распределите обязанности среди родителей (у каждого должно быть хотя бы одно задание). 8) Удостоверьтесь,   что   кто­то   контролирует   выполнение   решения,   чтобы   то,   что   было   решено, действительно выполняется. Записки с напоминанием и телефонные звонки важны, чтобы проверять, выполняется ли то, что было обещано. Некоторые советы по индивидуальному общению учителя с родителями.  Чтобы   эффективно   сообща   находить   решение   какой­либо   проблемы,   нам   необходимо   обращать внимание на то, как мы общаемся с другими. 1. Получение информации (в качестве слушателей мы): обращаем внимание на то, как мы помогаем говорящему выразить свои мысли; слушаем с целью понять проблему с точки зрения говорящего; задаем вопросы, ответы на которые могут быть как краткими, так и распространенными; поддерживаем и признаем говорящего; изменяем свою позицию или предлагаем альтернативы, если нас об этом просят. Мы   совершаем   все   вышеперечисленное   посредством   активного   отношения   к   сказанному.   Это выражается   вербальными   и   невербальными   средствами,   например,   язык   жестов,   тон,   дистанция, мимика и т. д. Перефразирование является средством проверки, насколько хорошо Вы поняли, что говорит Ваш собеседник, путем изложения ее / его идей другими словами и просьбой исправить неточности. Обратная   связь   –   это   информирование   о   собственных   наблюдениях   и   реакции   на   поведение говорящего описательным путем. 2. Изложение информации. Излагая нашу позицию / намерения прямо и эффективно, мы: используем высказывания с местоимением «Я», чтобы персонифицировать свои высказывания; последовательны используем соответствующие содержанию речи манеру речи, тон и позу; конкретны, а не абстрактны; осознаем и контролируем наши эмоции; рассказываем, а не судим других. 3. Уверенность. Убедитесь, что цель речи понятна Вам самим. Верьте, что то, что Вы собираетесь сказать, важно. Держитесь уверенно. Используйте повторения для противостояния сопротивлению. Опишите / предложите альтернативы решению. Постарайтесь не быть вовлеченным в эмоциональный всплеск других людей. Во время этого всплеска лучшее, что Вы можете сделать, это дать понять языком жестов, тоном и словами, что Вы услышали, поняли и оценили то, что они говорят, и продолжать делать это, пока не пройдет всплеск эмоций. И только затем Вам следует дать свои комментарии и ответы на это. Вам нужно дать позитивный отзыв: Повернитесь лицом к Вашему собеседнику. Поддерживайте визуальный контакт. Улыбайтесь, когда Вы говорите. Говорите восторженным тоном. Примите расслабленную позу. Предоставьте   собеседнику   возможность   речевой   обратной   связи   в   виде   определенных   реакций: «Спасибо за …» или « Мне нравится …». Подождите, пока партнёр ответит. Если партнёр ответит позитивно, вы можете использовать этот ответ для продолжения разговора: «Что Вы думаете …». Если собеседник отвечает отрицательно, Вы можете кратко высказать ему комплимент или поблагодарить его, а затем сменить тему разговора: «Тем не менее, спасибо за …». В течение разговора следите за тем, что Вы даёте собеседнику положительную обратную связь, а не саркастическую или нечестную.

Презентация выступления на просветительском часе на тему:"Общение педагога с родителями-секреты взаимопонимания"

Презентация выступления на просветительском часе на тему:"Общение педагога с родителями-секреты взаимопонимания"

Презентация выступления на просветительском часе на тему:"Общение педагога с родителями-секреты взаимопонимания"

Презентация выступления на просветительском часе на тему:"Общение педагога с родителями-секреты взаимопонимания"

Презентация выступления на просветительском часе на тему:"Общение педагога с родителями-секреты взаимопонимания"

Презентация выступления на просветительском часе на тему:"Общение педагога с родителями-секреты взаимопонимания"

Презентация выступления на просветительском часе на тему:"Общение педагога с родителями-секреты взаимопонимания"

Презентация выступления на просветительском часе на тему:"Общение педагога с родителями-секреты взаимопонимания"

Презентация выступления на просветительском часе на тему:"Общение педагога с родителями-секреты взаимопонимания"

Презентация выступления на просветительском часе на тему:"Общение педагога с родителями-секреты взаимопонимания"
Скачать файл