Информация достаточно полная дана в презентации для начальных сведений.
Язык BASIC создавался с целью обучения программированию
Beginner
All-purpose
Symbolic
Instruction
Code
Осваивая QBASIC, человек получает универсальную информацию о программировании
QBASIC – язык высокого уровня
Алфавит - английский.В операторах печати и комментариях разрешено использовать русские буквы.
Записываются
3 первые буквы,
которые слышим
Аргумент функции
записываем
в круглых скобках
268590_D69E8_prezentaciya_qbasic.ppt
Презентация "Язык программирования QBASIC"
Язык программирования
QBASIC
Презентация "Язык программирования QBASIC"
Язык BASIC создавался с целью
обучения программированию
В переводе:
многоцелевой язык
Beginner
Allpurpose
Symbolic
Instruction
Code
• Осваивая QBASIC, человек получает
символических команд
для начинающих
универсальную информацию о
программировании
• QBASIC – язык высокого уровня
Презентация "Язык программирования QBASIC"
1. Алфавит английский
В операторах печати и
комментариях разрешено
использовать русские буквы
2. Цифры арабские 0 – 9
3.14→
3/2
3,14
2
3
Презентация "Язык программирования QBASIC"
3. Знаки операций и их приоритет
Знак операции
Название
Приоритет Запись на BASIC
^
*
/
\
+
−
Возведение в
степень
Умножение
Деление
Целочисленное
деление
Сложение
Вычитание
1
2
2
2
3
3
X ^ 2
X * Y
X / Y
X \ Y
X + Y
X − Y
Презентация "Язык программирования QBASIC"
4. Стандартные числовые функции
Записываются
3 первые буквы,
которые слышим
Аргумент функции
записываем
в круглых скобках
В тригонометрических
функциях аргумент задается
в радианах
Радиан = градус*3.14/180
sin45°=SIN(45*3.14/180)
|x|
arctgx
cosx
lnx
x
tgx
ex
sinx
ABS(x)
ATN(x)
COS(x)
LOG(x)
SQR(x)
TAN(x)
EXP(x)
SIN(x)
Презентация "Язык программирования QBASIC"
5. Дополнительные функции
RND Генерация случайного числа в интервале (0,1)
INT(x) Возвращает наибольшее целое число, которое не
SGN(x) Возвращает 1, если x>0; возвращает 0, если x=0;
превышает x: INT(3.7)=−4; INT(3.7)=3
возвращает −1, если аргумент x<0
6. Арифметические выражения записываются в строку:
2
xx
*2sin
4
x
1
3
SIN
4(1/(2^*)*2(
x
x
x
))3/1()^
Презентация "Язык программирования QBASIC"
7.
Переменная – имя области памяти, в
которой хранится некоторое значение
8. Имя переменной может содержать до 40
символов, причем:
первый символ в имени − латинская буква;
второй и последующие символы − латинские буквы,
цифры;
последний символ указывает на тип переменной:
•
•
•
AD% переменная для хранения целых чисел одинарной длины
M1& переменная для хранения целых чисел удвоенной длины
nom! – переменная для хранения действительных чисел одинарной точности
AS45# – переменная для хранения действительных чисел двойной точности
Для вещественных переменных последний символ можно не
указывать.
slovo$ – переменная для хранения символов (текстовых, строковых данных)
Презентация "Язык программирования QBASIC"
9.
Стандартные строковые функции
w$ =“информатика”
LEN(w$) определяет количество символов, включая пробелы, в тексте, который
содержится в переменной w$
LEFT$(w$,N) извлекает N левых символов из символьной переменной w$
LEFT$(w$, 4)=“инфо”
LEN(w$)=11
RIGHT$(w$,N) извлекает N правых символов из символьной переменной w$
RIGHT$(w$, 3)=“ика”
MID$(w$,k,N) извлекает N символов,начиная с kого, из переменной w$
MID$(w$,5,2)=“рм”
MID$(w$,k) извлекает все символы,начиная с kого, из переменной w$
MID$(w$,5)=“рматика”
11.Функции преобразования
• Цепочка цифр преобразуется в число
b$ = “ 245 ”
VAL(b$) = 245
• Число преобразуется в последовательность
цифр
p = 86
STR$(p) = “ 86 ”
Презентация "Язык программирования QBASIC"
12.Некоторые операторы
• Оператор присваивания значения переменной
b = 15
k2 = 7.8
w$ = “МИР”
• Оператор обмена данными между двумя переменными
SWAP b, k2
В результате выполнения данного оператора в переменной
b будет находится число 7.8, а в переменной k2 – число 15
Презентация "Язык программирования QBASIC"
Операторы ввода данных
На экране
Начало отрезка a= ?
• ввод данных с клавиатуры
В программе
INPUT “Начало отрезка a=
”;a
• ввод данных из программы
DATA 15, 7.8, “МИР”
………………………………
READ a, k2, w$
Оператор DATA создает блок данных
Оператор READ присваивает переменным значения, которые
находятся в операторе DATA
Презентация "Язык программирования QBASIC"
Операторы вывода результатов на экран
Переменная x содержит значение 5,32
В программе
PRINT “x=”; x
PRINT “x=”, x
PRINT
PRINT “Ответ”;
PRINT “ x=”;x
PRINT “Ответ”
PRINT “ x=”;x
PRINT USING “####”;x
PRINT USING “###.#”;x
PRINT USING “##.##”;x
PRINT USING “##.###”;x
На экране
x= 5.32
x = 5.32
Пустая строка
Ответ x=5.32
Ответ
x=5.32
5
5.3
5.32
5.320
Презентация "Язык программирования QBASIC"
Алгоритм
Конечная последовательность дискретных
действий, приводящая к однозначному решению
задачи
Свойства алгоритма
Определенность (однозначность)
Результативность
Массовость
Дискретность
Презентация "Язык программирования QBASIC"
Способы описания алгоритмов
• Словесный
• Графический (блоксхема)
• С помощью операторов (команд
понятных компьютеру)
Презентация "Язык программирования QBASIC"
Геометрические фигуры, используемые в блок
схемах алгоритмов
начало
начало
конец
ввод A
вывод y
Овал соответствует блокам начала и
конца алгоритма
Параллелограмм изображает блоки
ввода данных и вывода результатов
y = sin(x^2)
да
A > 0
нет
x = a,b,h
Блок преобразования данных и
вычисления по формулам
изображается прямоугольником
Ромб изображает блок ветвления
(блок проверки условия)
Блок цикла. Служит для организации цикла
в алгоритме. Переменная цикла x (счетчик
цикла) изменяется от a до b с шагом h.
Количество циклов равно (ba) / h
Презентация "Язык программирования QBASIC"
Алгоритмические структуры
• Линейный алгоритм
Определение площади треугольника по трем сторонам (формула
Геррона)
Действия
выполняются
последовательно
одно за другим
(сверху вниз)
начало
Ввод a,b,c
p
a b c
2
S
p p a
(
) (
p b
)
) (
p c
Вывод S
конец
Презентация "Язык программирования QBASIC"
• Ветвящийся алгоритм
Задача: если x < 0, то y = x2, если x ≥ 0, то y = x2
Если происходит
выбор, то схема
алгоритма
разветвляется
Условный оператор
IF x<0 THEN y=x^2 ELSE y= x2
Или блочная форма:
IF x<0 THEN
y=x^2
ELSE y= x2
END IF
да
y = x2
начало
Ввод x
x < 0
Вывод y
конец
нет
y = x – 2
Презентация "Язык программирования QBASIC"
• Циклический алгоритм
Создание таблицы значений функции y=sin2x, a≤x≤b, шаг
изменения x равен h
Вариант 2
начало
Определенный
блок операторов
(тело цикла)
повторяется
несколько раз
Вариант 1
начало
Ввод a, b, h
x = a
y = sin(2*x)
Печать x, y
x = x + h
Ввод a, b, h
x = a, b,
h
y = sin(2*x)
Печать x, y
конец
нет
да
x > b
конец
Оператор цикла с известным числом повторений
FOR x=a TO b STEP h
y=SIN(2*x)
PRINT x,y
NEXT x
Презентация "Язык программирования QBASIC"
Программа – перечень команд (операторов), которые
компьютер обязан выполнить для решения поставленной задачи
Общие правила записи программ
Общие правила записи программ
1. Операторы в программе записываются один под
другим:
CLS
PRINT “Программа создания таблицы значений
функции”
PRINT “Работа студента гр. 142А Петрова И.И.”
INPUT “Ввод начала отрезка ”;a
…
...
END
Презентация "Язык программирования QBASIC"
2.
Строки программы не нумеруются.
В случае необходимости можно пользоваться
меткой (любой символ или число), после которой
ставится двоеточие
CLS
PRINT “Программа создания таблицы значений
функции”
PRINT “Работа студента гр. 142А Петрова И.И.”
AAA: INPUT “Ввод начала отрезка ”;a
…
GO TO AAA
...
END
Презентация "Язык программирования QBASIC"
3. Короткие операторы можно писать в одной
строке, отделяя их двоеточием
a = 2.5: b = 8
y = SIN(2*x) : PRINT y
4. Имена констант, переменных должны быть
информативными
(min, summa, massiv, bukva и т.д.)
Презентация "Язык программирования QBASIC"
5. Для диагностики правильности написания
операторов и выражений команды следует
набирать строчными буквами
cls
print “Таблица”
input “x=”;x
y= exp(sin(2*x)+sqr(x)
…
6. Ввод каждой строки программы заканчивается
нажатием клавиши Enter
7.
Программа заканчивается оператором END
Презентация "Язык программирования QBASIC"
Режимы работы экрана
• Текстовый режим
В текстовом режиме доступны 24 строки (25 строка – служебная) и
80 позиций по горизонтали.
Оператор LOCATE (номер строки, номер позиции) устанавливает курсор в
заданную точку экрана.
Используется совместно с оператором PRINT.
В программе
CLS
LOCATE 5,40
PRINT “Таблица”
LOCATE 10,20
PRINT “Выполнил …”
На экране
Таблица
Выполнил …
Презентация "Язык программирования QBASIC"
• Графический режим
Оператор SCREEN 9 очищает экран и задает
параметры экрана 640 x 350 пикселей
0,0
x
639,0
В графическом режиме параметры
текстового режима работают
(также доступны 24 строки и 80 позиций по
горизонтали, т.е. можно пользоваться
оператором LOCATE)
y
0,349
Презентация "Язык программирования QBASIC"
Изменение направления оси y и перенос
начала координат в центр экрана
WINDOW (320, 175)(320,175)
320,175
y
0,0
x
320,175
Презентация "Язык программирования QBASIC"
Некоторые графические операторы
• Прямоугольник: LINE (x1,y1)(x2,y2),6,B
(x1,y1), (x2,y2) – координаты диагонали прямоугольника;
6 –код цвета (6 золотистый);
B – сокращение от английского BOX (коробка)
• Отрезок: LINE (x1,y1)(x2,y2),8
(x1,y1) – координаты начала отрезка
(x2,y2) – координаты конца отрезка
7 –код цвета (7 – белый)
• Точка: PSET (x,y),12
(x,y) – координаты начала отрезка
2 –код цвета (2 – зеленый)
Презентация "Язык программирования QBASIC"
МАССИВЫ – группа однотипных переменных, имеющих
одинаковое имя и различающихся между собой индексами,
которые указываются в скобках и являются числами
натурального ряда
• Массивам необходимо зарезервировать определенную область
памяти компьютера:
DIM A(12), B(4,5), W$(15)
Размер массива – количество индексированных переменных
Размерность – количество индексов в скобках, указываемых через
запятую
• Массив A(12)
Элементы массива: A(1),A(2),
…,A(i),…,A(12)
Имя массива А
Тип данных числовой
Размер 12
Размерность одномерный
• Массив B(4,5)
Элементы массива:
B(1,1),B(1,2),…,B(i,j),…,A(4,5)
Имя массива B
Тип данных числовой
Размер 20
Размерность двумерный
Презентация "Язык программирования QBASIC"
Алгоритм работы с массивами
начало
Ввод размера массива.
Резервирование памяти
для массива
Ввод данных в массив.
Печать исходного
массива
Действия над элементами
массива
Вывод на экран
измененного массива или
результата действия над
массивом
конец
Презентация "Язык программирования QBASIC"
QBASIC – язык программирования, на котором
Билл Гейтс, будучи тринадцатилетним
мальчишкой, написал свою первую программу
для игры в крестикинолики
На этом языке пишутся инструкции для
конфигурирования компьютеров.
QBASIC является составной частью Visual Basic, на
котором разрабатываются приложения Windows
WORD, EXCEL, ACCESS и др.
УДАЧИ ВАМ В ИЗУЧЕНИИ QBASIC !!!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.