Слайд 1«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
жизнедеятельности,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мастеркласс проведу я,
учитель физической культуры Иваницкая Анастасия Евгеньевна.
Вопрос о сохранении здоровья детей при всё увеличивающихся
школьных нагрузках волнует педагогическое сообщество не одно
десятилетие. Волнует потому, что здоровье детей ухудшается с каждым
следующим поколением, и немаловажную роль в этом играет школа, в
которой современный ребенок проводит от 50 до 70 процентов своего
времени. Мониторинг, проведенный НИИ педиатрии, показывает, что уже на
дошкольном этапе численность практически здоровых детей не превышает
10%, а 20% детей в возрасте 67 лет не готовы по состоянию здоровья к
обучению в школе. Наблюдается неуклонное снижение числа здоровых детей,
поступающих в 1й класс, и возрастание числа тех, кто страдает хронической
либо функциональной патологией. За период обучения в начальной школе
прослеживается прогрессирующее ухудшение состояния здоровья учащихся:
часть функциональных расстройств переходит в стойкую хроническую
патологию; возрастает заболеваемость органов зрения, опорнодвигательного
аппарата, органов пищеварения; увеличивается число нервнопсихических
расстройств. Среднее и старшее звено показывает рост хронических
заболеваний у школьников. Как же с этим бороться? Совместимы ли понятия
«школа» и «здоровье»?
Слайд 3 В создавшейся обстановке естественным стало активное
использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья
школьников.
Обоснование проблемы. Упражнение «Воздушный шар» (о ценности
здоровья для человека). — Представьте, что вы находитесь на уроке ИЗО. Нарисуйте
воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в
корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое
небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы
взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья,
работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар
начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от
балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните
3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
(Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Я записываю их
на доске. Если слова повторяются, то ставлю
плюсы. Затем
определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по
важности для присутствующих.
Например, 1 место — здоровье, 2 место
— семья и т.д.)
Слайд 4 Вопрос: Без чего человек не может достичь вышеназванных
ценностей?
Вопрос: Задумывались ли вы когданибудь о том, почему мы
приветствуем людей словом “здравствуйте”.
Ответы педагогов.
— Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная
ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его
теряем.
Вопрос: Если наполовину наше здоровье зависит от нас самих, значит,
сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления
здоровья учитель во время урока?
Ответы педагогов: использовать здоровьесберегающие технологии
Слайд 5 Вопрос: Что такое здоровьесберегающие технологии?
Ответы педагогов: «здоровьесберегающие
По словам профессора Н.
образовательные технологии — это системный подход к обучению и
Смирнова,
К.
воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью
учащихся».
Слайд 6 Цель здоровьесберегающих технологий — обеспечить шкку
возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Одна из
приоритетных задач реформирования образования является сбережение и
укрепление здоровья учся, устранение перезагрузки.
Слайд 7 На практике должны применяться такие приемы здоровьесбережения,
как
Слайд 8 А так же должен присутствовать психологический климат на уроке:
Слайд 9 — Какой же смысл мы вкладываем в понятие “Здоровье”?
Слайд 10 — На каждую букву этого слова назовите слова, относящиеся к
тому, что делает человека здоровым.
Задор
Движение
Оптимизм, образ жизни
Радость
Образованность
Восторг
————
Единство души и тела
Слайд 11 Задание.
Выберите слова для характеристики здорового человека:
красивый ловкий статный крепкий
сутулый бледный стройный неуклюжий
сильный румяный толстый подтянутый
Слайд 12Так, что же такое здоровье?
– Попробуйте дать определение здоровью. (Варианты ответов).
Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и
социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических
недостатков (ВОЗ, 1975г.).
Вывод: Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь
никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам. Слайд 13— Я уверена, что каждый учитель на своем уроке может реально
много сделать для изменения проблемы здоровья школьников. Главное,
понимать значимость проблемы, последовательно следовать выбранному
направлению, уметь применять на практике здоровьесберегающие технологии.
Когда мы говорим о здоровьесберегающих технологиях, часто сразу
возникает ассоциация с проведением физкультминуток, соблюдением
гигиенических требований, проведением зарядки.
При анализе уроков с позиций здоровьесбережения в последнее
десятилетие выдвигается требование к проведению физминуток, как средству
разрядки. В материале который я вам раздала, вы можете с ними
озанкомиться!
Требования к организации и проведению физкультминуток.
1. Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления: 814 минута
занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности
учебного материала.
2.
Для младших школьников наиболее целесообразно проведение
физкультминуток между 1520 минутами.
3. Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся,
просто в своем выполнении.
4. Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме.
5. В физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц.
6. Продолжительность выполнения 1,53 минуты.
7.
В перерыве между двумя уроками целесообразнее проводить
физкультминутки с использованием предметов /мячи, скакалки/.
8. Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или
стоять около нее, находиться у классной доски или в проходах между партами,
стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах и т.д.
Учитель должен:
1. Владеть двигательной культурой и образно показывать упражнения.
2. Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом.
3. Знать основы терминологии физических упражнений.
Существуют специально разработанные комплексы упражнений для
выполнения в начальной, средней и старшей школе. На практике же мы видим,
что активно проводятся физминутки с младшими школьниками. В среднем
звене они используются лишь эпизодически, а старшеклассников трудно
представить себе весело прыгающими под музыку. Кроме того, любому учителю жаль потраченного времени, так как оно не помогает в изучении
материала.
ФГОС нового поколения не вносит никаких новых требований к
здоровьесбережению на уроке. Однако само понятие – деятельностный
подход – позволяет нам поновому взглянуть на физминутку на уроке. Во
первых, надо понимать, что в здоровьесбережении выделяются разные
понятия двигательной активности на уроке:
1.
2.
3.
физминутка;
динамическая пауза;
смена динамических поз.
Физминутка – специально разработанный комплекс упражнений; (см.
приложение 1). Однако ежедневное ежеурочное повторение подобных
комплексов скорее вызовет отторжение и скуку учащихся, чем принесет
пользу. Поэтому следует использовать и другие виды разминок.
Динамические паузы – любые движения в качестве смены вида
деятельности и введения двигательной активности на уроке. Довольно
активно начальная школа использует различные стихотворные физминутки,
пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз с использованием презентаций,
прыжки под музыку, ходьбу и бег на месте, аутотренингирелаксации.
Смена динамических поз – изменение положения тела в пространстве
во время урока. На этом приеме основаны, например, разноуровневые парты в
системе доктора Базарного. Или пришедшие из театральной педагогики смены
мизансцен урока.
Физкультпаузы и физкультминутки обязательны для учащихся всех
классов. Различают укороченные и полные физкультминутки.
Укороченная состоит из одного упражнения (ритмическое сжимание и
разжимание пальцев, потряхивание кистей и т.п.) и применяется во время
письменных работ в первых классах. Полная состоит из одного упражнения типа потягивания, 23
упражнений для рук, ног и туловища. Ее содержание строится по следующей
схеме:
а)
выпрямление туловища с движением руками и дыхательными
упражнениями;
б)
упражнения для рук (растирание и встряхивание кистей,
поднимание и опускание рук и т.п.);
в)
г)
упражнения для туловища (наклоны, повороты);
упражнения для ног (приседания, вставания, поднимание и
опускание ног).
Физкультминутки IIV классах проводятся 34 раза в течение дня, а в V
XI 23 раза. Каждое упражнение повторяется 46 раз.
Комплекс выполняется учениками в проходах между партами и, как
исключение, стоя или сидя на рабочих местах, в проветренном помещении.
Через каждые 23 недели упражнения комплекса заменяются новыми,
предварительно разученными на уроках физической культуры. На сдвоенных
уроках проводится физкультпауза продолжительностью 510 минут. Ее
содержание определяется функциональным состоянием организма учащихся,
а так же особенностями учебной или производственной деятельности.
Комплексы физкультпауз удовлетворяют следующим условиям:
а)
режим выполнения упражнений не должен повторять режима
трудовых действий;
б)
чем больше физическая нагрузка, тем больше упражнений на
расслабление;
в)
упражнения должны быть подобраны так, чтобы основная
нагрузка ложилась на мышцы, не участвующие в трудовой деятельности;
г)
при незначительном утомлении учащихся в комплекс включаются
преимущественно динамические упражнения с элементами расслабления, при
выраженном утомлении на расслабление работающих мышц; темп выполнения должен соответствовать привычному;
д)
Комплекс физкультпаузы можно составить так:
а)
б)
в)
г)
д)
е)
ходьба на месте с движениями рук;
упражнения в подтягивании;
подскоки или бег на месте;
наклоны или повороты туловища;
приседания, выпады впередназад, в стороны;
разноименные движения руками вверх, в стороны, по кругу;
упражнения на расслабление мышц рук и туловища;
ходьба на месте с заданиями на внимание.
ж)
з)
А теперь давайте вместе составим пару физминуток для различных
групп мышц и продемонстрируем друг другу)
Презентация. Здоровьесберегающие технологии
Презентация. Здоровьесберегающие технологии
Презентация. Здоровьесберегающие технологии
Презентация. Здоровьесберегающие технологии
Презентация. Здоровьесберегающие технологии
Презентация. Здоровьесберегающие технологии
Презентация. Здоровьесберегающие технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.