Презентация "Жанр сонаты"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 18.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Соната один из основных жанров сольной или камерно – ансамблевой инструментальной музыки. Классическая соната, как правило, многочастное произведение с быстрыми крайними частями (первая в так называемой сонатной форме) и медленной средней; иногда в цикл включается так же менуэт или скерцо, за исключением старых разновидностей (трио-сонаты). Соната, в отличие от некоторых других камерных жанров ( трио, квартета, квинтета и другие), предполагает не более 2 исполнителей.Тематизм раннеклассической сонаты сохраняет черты имитационно – полифоничекого склада. Нормы классической сонаты окончательно складываются в творчестве И. Гайдна, В.А Моцарта, Л. Бетховена. Типичным для сонаты становится 3-частный цикл с крайним быстрыми частями и медленной серединой. Ведущее место в цикле занимает первая часть. Она почти всегда пишется в сонатной форме – самой развитой из всех классических инструментальных форм.Презентация Microsoft Office PowerPoint (.pptx)
Иконка файла материала Жанр сонаты.pptx
Жанр сонаты Водопьянова Т.М.
Определение Форма, которая состоит из экспозиции, разработки и репризы, называется сонатной формой
Соната один из основных жанров сольной или камерно – ансамблевой инструментальной музыки. Классическая соната, как правило, многочастное произведение с быстрыми крайними частями (первая в так называемой сонатной форме) и медленной средней; иногда в цикл включается так же менуэт или скерцо, за исключением старых разновидностей (трио-сонаты). Соната, в отличие от некоторых других камерных жанров ( трио, квартета, квинтета и другие), предполагает не более 2 исполнителей
Соната исполняется инструментом соло или с аккомпанементом
Появление термина «соната» восходит ко времени формирования самостоятельных  инструментальных  жанров.  Первоначально  сонатой назывались вокальные пьесы с участием инструментов или самостоятельное инструментальное сочинение, которые, однако, были ещѐ тесно связаны с вокальной манерой письма и являлись преимущественно простыми переложениями вокальных пьес. Как обозначение инструментальной пьесы термин «соната» встречается уже в 13 веке. Более широко называется «sonata» или «sonado» начинает применяться лишь в эпоху Позднего Ренессанса (16 век) в Испании, а затем и в Италии. К концу 16 века в Италии утверждается  понимание  термина  «соната»,  как  обозначение самостоятельной инструментальной пьесы. При этом особенно в конце 16 в – начале17 века., термин « соната» применялся к самым разнообразным по форме и функциям инструментальным сочинениям. К началу 17 века (раннее барокко) сформировалось 2 типа сонаты: sonata da chiesa ( церковная соната), sonata da camera(камерная, придворная соната). В раннекласстческий период ( середина 18 в) соната осознатся как самый богатый и сложный жанр камерной музык
Тематизм раннеклассической сонаты сохраняет черты имитационно – полифоничекого склада. Нормы классической сонаты окончательно складываются в творчестве И. Гайдна, В.А Моцарта, Л.Бетховена. Типичным для сонаты становится 3-частный цикл с крайним быстрыми частями и медленной серединой. Ведущее место в цикле занимает первая часть. Она почти всегда пишется в сонатной форме – самой развитой из всех классических инструментальных форм
Й. Гайдн Австрийский композитор 18 века. Является автором многочисленных сонат и 119 симфоний. Гайдна считают одним из создателей веской симфонической школы
В.А.Моцарт Наиболее известна соната Ля мажор ( с турецким рондо в финале)
Высочайшего расцвета жанр сонаты достиг у Бетховена. В творчестве Бетховена обогащается образное содержание, заостряется конфликтное начало.  Наряду  с  отточенностью  формы  и  концентрированностью выражения, свойственными искусству классицизма, в сонатах Бетховена заметны и черты, воспринятые и развитые впоследствии композиторами- романтиками. Бетховен часто пишет сонаты в виде 4-частного цикла. В последних бетховенских сонатах усиливается тенденция к тесной слитности цикла и большой свободе его трактовки. Вводятся связки между частями, осуществляются непрерывные переходы от одной части к другой. Первая часть порой теряет свое ведущее положение в цикле,
Л.В.Бетховен Соната № 8 « Патетическая»
В творчестве композиторов – романтиков происходит дальнейшее развитие и трансформация классического типа сонаты, насыщение его новой образностью. Характерным становится большая индивидуализация трактовки жанр, истолкование его в духе романтической поэмности. Большой вклад в развитие сонаты внесли Ф. Мендельсон, Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф.Лист, И.Брамс, Э .Григ. В их сонатах выявляются новые возможности жанра в отражении жизненных явлений и конфликтов. Заостряется контрастность образов сонаты – и внутри частей и в их отношении к друг другу
Ф.Шопен Соната Шопена си бемоль минор с траурным маршем – одно из самых трагических музыкальных произведений
Ф. Лист Лист - автор фортепианной сонаты Си минор, Сонаты «По прочтению Данте» .
Так же следует отметить место сонаты в творчестве русских композиторов: заметный вклад в развитие сонаты внесли С.Прокофьев, Д. Шостакович, популярностью пользуются фортепианные сонаты и сонатины Д. Кабалевского и А..Хачатуряна.
С.Прокофьев Девять сонат для фортепиано С.Прокофьева прочно вошли в репертуар пианистов всего мира
http://moinoty.net/stati/istoriya-vozniknoveniya-i- formirovaniya-zhanra-sonaty.html https://yandex.ru/images/search?pos=39&p=1&img_url=https %3A%2F%2Fgdb.rferl.org%2F862F8A6A-910B-4BFF-AD33- D40C6B478B55_cx0_cy4_cw0_w1200_r1_s.jpg&text=с.проко фьев&rpt=simage