Соната один из основных жанров сольной или камерно – ансамблевой инструментальной музыки. Классическая соната, как правило, многочастное произведение с быстрыми крайними частями (первая в так называемой сонатной форме) и медленной средней; иногда в цикл включается так же менуэт или скерцо, за исключением старых разновидностей (трио-сонаты). Соната, в отличие от некоторых других камерных жанров ( трио, квартета, квинтета и другие), предполагает не более 2 исполнителей.Тематизм раннеклассической сонаты сохраняет черты имитационно – полифоничекого склада. Нормы классической сонаты окончательно складываются в творчестве И. Гайдна, В.А Моцарта, Л. Бетховена. Типичным для сонаты становится 3-частный цикл с крайним быстрыми частями и медленной серединой. Ведущее место в цикле занимает первая часть. Она почти всегда пишется в сонатной форме – самой развитой из всех классических инструментальных форм.Презентация Microsoft Office PowerPoint (.pptx)
Жанр сонаты
Водопьянова Т.М.
Определение
Форма, которая состоит
из экспозиции, разработки
и репризы, называется
сонатной формой
Соната один из основных жанров
сольной или камерно –
ансамблевой инструментальной
музыки. Классическая соната, как
правило, многочастное
произведение с быстрыми
крайними частями (первая в так
называемой сонатной форме) и
медленной средней; иногда в цикл
включается так же менуэт или
скерцо, за исключением старых
разновидностей (трио-сонаты).
Соната, в отличие от некоторых
других камерных жанров ( трио,
квартета, квинтета и другие),
предполагает не более 2
исполнителей
Соната исполняется инструментом
соло или с аккомпанементом
Появление термина «соната» восходит ко времени
формирования самостоятельных инструментальных жанров.
Первоначально сонатой назывались вокальные пьесы с
участием инструментов или самостоятельное
инструментальное сочинение, которые, однако, были ещѐ
тесно связаны с вокальной манерой письма и являлись
преимущественно простыми переложениями вокальных пьес.
Как обозначение инструментальной пьесы термин «соната»
встречается уже в 13 веке. Более широко называется «sonata»
или «sonado» начинает применяться лишь в эпоху Позднего
Ренессанса (16 век) в Испании, а затем и в Италии. К концу 16
века в Италии утверждается понимание термина «соната»,
как обозначение самостоятельной инструментальной пьесы.
При этом особенно в конце 16 в – начале17 века., термин «
соната» применялся к самым разнообразным по форме и
функциям инструментальным сочинениям. К началу 17 века
(раннее барокко) сформировалось 2 типа сонаты: sonata da
chiesa ( церковная соната), sonata da camera(камерная,
придворная соната). В раннекласстческий период ( середина
18 в) соната осознатся как самый богатый и сложный жанр
камерной музык
Тематизм раннеклассической
сонаты сохраняет черты
имитационно – полифоничекого
склада. Нормы классической
сонаты окончательно
складываются в творчестве И.
Гайдна, В.А Моцарта, Л.Бетховена.
Типичным для сонаты становится
3-частный цикл с крайним
быстрыми частями и медленной
серединой. Ведущее место в цикле
занимает первая часть. Она почти
всегда пишется в сонатной форме
– самой развитой из всех
классических инструментальных
форм
Й. Гайдн
Австрийский композитор 18 века.
Является автором
многочисленных сонат и 119
симфоний. Гайдна считают
одним из создателей веской
симфонической школы
В.А.Моцарт
Наиболее известна соната Ля
мажор
( с турецким рондо в финале)
Высочайшего расцвета жанр
сонаты достиг у Бетховена. В
творчестве Бетховена обогащается
образное содержание, заостряется
конфликтное начало. Наряду с
отточенностью формы и
концентрированностью
выражения, свойственными
искусству классицизма, в сонатах
Бетховена заметны и черты,
воспринятые и развитые
впоследствии композиторами-
романтиками. Бетховен часто
пишет сонаты в виде 4-частного
цикла. В последних бетховенских
сонатах усиливается тенденция к
тесной слитности цикла и большой
свободе его трактовки. Вводятся
связки между частями,
осуществляются непрерывные
переходы от одной части к другой.
Первая часть порой теряет свое
ведущее положение в цикле,
Л.В.Бетховен
Соната № 8 « Патетическая»
В творчестве композиторов –
романтиков происходит
дальнейшее развитие и
трансформация классического
типа сонаты, насыщение его новой
образностью. Характерным
становится большая
индивидуализация трактовки
жанр, истолкование его в духе
романтической поэмности.
Большой вклад в развитие сонаты
внесли Ф. Мендельсон, Ф. Шопен,
Р. Шуман, Ф.Лист, И.Брамс, Э .Григ.
В их сонатах выявляются новые
возможности жанра в отражении
жизненных явлений и конфликтов.
Заостряется контрастность
образов сонаты – и внутри частей и
в их отношении к друг другу
Ф.Шопен
Соната Шопена си бемоль минор с
траурным маршем – одно из самых
трагических музыкальных
произведений
Ф. Лист
Лист - автор фортепианной сонаты
Си минор, Сонаты «По прочтению
Данте»
.
Так же следует отметить место
сонаты в творчестве русских
композиторов: заметный вклад в
развитие сонаты внесли
С.Прокофьев, Д. Шостакович,
популярностью пользуются
фортепианные сонаты и сонатины
Д. Кабалевского и А..Хачатуряна.
С.Прокофьев
Девять сонат для фортепиано
С.Прокофьева прочно вошли в
репертуар пианистов всего мира
http://moinoty.net/stati/istoriya-vozniknoveniya-i-
formirovaniya-zhanra-sonaty.html
https://yandex.ru/images/search?pos=39&p=1&img_url=https
%3A%2F%2Fgdb.rferl.org%2F862F8A6A-910B-4BFF-AD33-
D40C6B478B55_cx0_cy4_cw0_w1200_r1_s.jpg&text=с.проко
фьев&rpt=simage