Презентация "Значение ЗСТ в музыкальном развитии ребенка дошкольника"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 05.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Музыкальные занятия с использованием технологий   здоровьесбережения эффективны при учёте индивидуальных и  возрастных особенностей каждого ребёнка, его интересов. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Иконка файла материала Презентация ЗСТв музыкальной деятельности.ppt
Подготовила:  Полунина  И.Л. Заместитель  заведующего  по  УВР МБДОУ д/с № 38 «Успех»  город Ставрополь
Здоровьесберегающие технологии Целостная система воспитательно­  оздоровительных, коррекционных  и профилактических  мер которые  осуществляются в процессе  взаимодействия ребенка и родителей ребенка и педагога ребенка и социума
Здоровьесберегающие  технологии технологии сохранения и  технологии сохранения и  стимулирования здоровья стимулирования здоровья технологии обучения  технологии обучения  здоровому образу жизни здоровому образу жизни коррекционные технологии коррекционные технологии
Все начинается с детства
Три группы здоровьесберегающих  технологий: бодрящая,  гимнастика  корригирующая,  ритмопластика,  динамические  паузы,  подвижные  •  Технологии сохранения и стимулирования  здоровья:  и  Стретчинг,  спортивные  игры,  релаксация,  технологии  эстетической  направленности,  гимнастика  пальчиковая,  гимнастика  для  глаз,  гимнастика  дыхательная,  гимнастика  гимнастика  ортопедическая. •   Технологии обучения здоровому образу  жизни:  Физкультурное  (игротреннинги  и  игротерапия),  коммуникативные  игры,  беседы  из  серии  «Здоровье»,  самомассаж, точечный самомассаж •   Коррекционные технологии:   технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии  воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика,  фонетическая и логопедическая ритмика. занятие,  проблемно  ­  игровые
имеют  заболевания  Валеологические песни­распевки  Цель  распевания ­  подготовка  голосовых  связок  к  пению  и  упражнение  в  чистом  интонировании  определенных  интервалов.  В  практике    работы  песни  ­распевки  здоровьесберегающую  направленность. Задачи:  верхних  дыхательных  путей,  укреплять  хрупкие  голосовые  связки детей, подготовить их к пению. Валеологические  песни­распевки  дети  быстро  усваивают,  быстро  запоминают  и  больше  проявляют  интереса  к  короткой  песенке.  Доступные  для  восприятия  и  воспроизведения  тексты  распевок  и  приятная  мелодия  поднимают  настроение,  задают  позитивный  тон,  улучшают  эмоциональный  климат  на  занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению.  предупреждать
Здоровьесберегающая  технология
Игровой самомассаж Является  основой  для  закаливания  и  оздоровления  детского  организма.  Выполняя  упражнения  самомассажа  в  игровой  форме,  дети  получают  радость  и  хорошее  настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного  стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.  Пальцы  рук можно  вытягивать,  разминая,  или  выполнять  круговые  движения.  Большой палец руки связан с легкими и печенью; указательный – с пищеварительным  трактом,  печенью,  толстой  кишкой;  средний  –  с  сердцем,  кровообращением;  безымянный – с нервной системой и здоровьем в целом; мизинец – с сердцем, тонким  кишечником. В центре ладони находится точка повышения активности. Массаж головы улучшает кровообращение, снимает головную боль. Массируя голову,  дети  могут  «бегать»  по  ней  пальцами,  взъерошивать  или  приглаживать  волосы,  «рисовать» спиральки от висков к затылку. Данные упражнения нельзя выполнят детям  с  повышенным  внутричерепным,  глазным,  артериальным  давлением,  с  заболеваниями  нервной системы и головного мозга. Массаж ушей выполняется разогретыми трением ладонями и пальчиками – потереть,  подергать в разные стороны мочки ушей, погладить ушки, гладить завитки ушей и т.п.
Здоровьесберегающие технологии
Точечный массаж по системе А.А.Уманской Суть  метода  заключается  в  воздействии  пальцами  на  9  биоактивных  точечных  зон  на  теле  малыша.  Эти  точки  –  как  кнопки  на  пульте,  управляющем  всем  организмом.  Во  время  проведения  пальцевого  массажа  происходит  раздражение  рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от  которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а  оттуда уже поступает команда включиться в работу различным  органам  и  структурам.  Массаж  повышает  защитные  свойства  оболочек  носоглотки,  гортани,  трахеи,  бронхов  и  других  органов.  Прежде  чем  приступить  к  точечному  массажу  по  данной  методике, ответьте на эти вопросы: •     Хватит  ли  у  вас  терпения ежедневно,  на  протяжении  долгих месяцев делать этот массаж своему ребенку? •   Всегда ли вы найдете для этого время?
Точка 1 – область всей грудины, которая связана со слизистой оболочкой  трахеи,  бронхов,  а  также  костным  мозгом.  При  массаже  этой  точки  уменьшается кашель, улучшается кроветворение. Точка  2 ­  связана  со  слизистой  оболочкой  нижних  отделов  глотки,  гортани,  а  также  тимусом  (вилочковой  железой),  регулирующим  иммунные функции организма.   Точка  3 ­  связана  с  особыми  образованиями,  контролирующими  химический  состав  крови  и  одновременно  повышающими  защитные  свойства  слизистой  оболочки  глотки  и  гортани.  Массаж  этой  точки  улучшает кровообращение, обмен веществ, выработку гормонов.  Точка 4 ­ связана со слизистой оболочкой задней стенки глотки, гортани и  верхним  шейным  симпатическим  нервным  узлом.  Массаж  этой  точки  активизирует кровоснабжение головы, шеи, туловища.   Точка 5 ­  расположена  в  области 7  шейного  и 1  грудного  позвонка.  Она  связана  со  слизистой  оболочкой  трахеи,  глотки,  пищевода,  а  главное  ­  с  нижним  шейным  симпатическим  нервным  узлом.  Массаж  этой  точки  способствует  нормализации  деятельности  сосудов,  сердца,  бронхов,  легких. Точка  6 ­  связана  с  передней  и  средней  долями  гипофиза.  Массаж  этой  точки  улучшает  кровоснабжение  слизистой  оболочки  носа,  гайморовых  полостей, а главное гипофиза. Дыхание через нос становиться свободным,  насморк проходит.   Точка  7 ­  связана  со  слизистой  оболочкой  решетчатых  образований  полости  носа  и  лобных  пазух,  а  также  с  лобными  отделами  головного  мозга. Массаж этой точки улучшает кровообращение слизистой оболочки  верхних отделов полости носа, а также области глазного яблока и лобных  отделов головного мозга. Улучшается зрение, стимулируется умственное  развитие. Точка  8 ­  массаж  этой  точки,  расположенной  в  районе  ушных  козелков,  положительно воздействует на орган слуха и вестибулярный аппарат.   Точка 9 ­ массаж этой зоны на кистях рук  нормализует многие функции  организма,  т.к.  руки  человека  через  шейные  отделы  спинного  мозга  и  определенные  области  коры  больших  полушарий  связаны  со  всеми  вышеперечисленными точками.
Точечный массаж по системе  А.А.Уманской
Артикуляционная гимнастика  Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка  качественных, полноценных движений органов артикуляции,  подготовка к правильному произнесению фонем. Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях: •   Формировать артикуляцию различных звуков; •   Закреплять артикуляционные уклады различных звуков в слогах,  словах, фразах; •   Совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ  (активизация движений кончика языка, выполнение  дифференцированных движений кончиком языка, отграничение  движений языка и нижней челюсти); •   Увеличить объем слуховой памяти и внимания; •   Учить выделять сильные доли в цепочке слогов; •   Развивать музыкальную память, запоминания текста песен; •   Совершенствовать дикцию; •    Развивать чувство ритма; •    Совершенствовать пространственную ориентировку в координатах:  вправо­влево, вверх­вниз, в сторону, вперед­назад.
Здоровьесберегающая  технология
Артикуляционная гимнастика бывает двух  видов:      Пассивная (взрослый выполняет движения за  ребенком)      Активная  (ребенок самостоятельно выполняет  движения).  быть  Артикуляционная  утомительной  и  продолжаться  не  более  3­х  минут  перед  пением.  гимнастика  должна  не    Артикуляционные упражнения бывают: отборе      беззвучными      с участием голоса.  При  определенную  последовательность, идти от простых  упражнений к более сложным.  Выполнять  гимнастику  сидя,  так  как  в  таком  положении  у  ребенка  прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном  положении.  В  результате  этой  работы  у  наших  детей  повышаются  показатели  уровня  развития  речи  детей,  певческих  навыков,  улучшаются музыкальная память, внимание. упражнений  соблюдать  надо
Дыхательная гимнастика  оздоровления  упражнения  органов,  тренирует  улучшает  вентиляцию  дошкольников.  Упражнения  на  развитие  дыхания  играют  важную  роль  в  системе  Дыхательная  гимнастика  для  детей  приучает  дышать  носом  (что  важно  для  профилактики  респираторных  заболеваний),  тренирует  дыхательные  мышцы,  легких,  повышает насыщение крови кислородом.  Кроме  того,  дыхательная  гимнастика    через  движения  диафрагмы  и  мышцы  живота  осуществляет  массаж  внутренних  сердечно­сосудистую  систему,  повышая  устойчивость  к  гипоксии  (недостатку  кислороду).  •    От  правильного  дыхания  во  многом  зависит  здоровье  человека,  его  физическая  и  умственная  деятельность.  •  увеличивают  вентиляцию,  лимфо  ­  и  кровообращение  в  легких,  снижают спазм бронхов и бронхиол, •    Тренируют  умение  произвольно  управлять  дыханием,  осуществляют  профилактику  заболеваний  и осложнений органов дыхания.    Дыхательные
Дыхание ­ крылья, артикуляция ­ руки  вокала.
Основными задачами дыхательных  упражнений на  занятиях являются:      Укрепление физиологического  дыхания детей    (без речи).    Тренировка силы вдоха и выдоха.    Развитие продолжительности выдоха.  Пение с предществующей ему дыхательной  гимнастикой оказывает на детей  психотерапевтическое, оздоравливающее  воздействие: ­    положительно влияет  на обменные процессы,  играющие важную роль в кровоснабжении, в том  числе и легочной ткани; ­   способствует восстановлению центральной  нервной системы; ­   восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
Нарушением функции речевого дыхания  считается:    подъем грудной клетки вверх и втягивание  живота на вдохе;    слишком большой вдох;    учащенность дыхания;    укороченность выдоха;    неумение делать незаметный добор воздуха;    неправильная осанка.  Суть разработанных методик по восстановлению и  развитию этой функции:   ­  в  осознанном  управлении  всеми  фазами  акта  дыхания  через  тренировку  работы  дыхательного центра.  В  результате  проведения  на  каждом  занятии  дыхательной  гимнастики  повышаются  показатели  диагностики  дыхательной  системы, развития певческих способностей детей.  дыхательных  регулировку  мышц  и
Дыхательные упражнения       Если петь гласные, то:  А ­ насыщает организм кислородом,  Е ­ удаляет избыток отрицательной энергии,  И ­ активно воздействует на мозг, глаза, нос и уши,  О ­ оказывает оздоровительный эффект на сердце и  лёгкие,  У ­ оказывает положительное воздействие на область  живота,  Э ­ укрепляет сердечно­сосудистую систему,  Ю ­ при болезнях почек, мочевого пузыря, костей,  Я ­ оказывает обезболивающий эффект,  В ­ воздействует на нервную систему, спинной мозг.  Древняя китайская медицина рекомендует чаще  смеяться и петь на слоги ха­ха  и  хо­хо ­ это прочищает  верхние дыхательные пути, насыщает кислородом  органы, усиливает перистальтику кишечника.
Ритмопластика направленность  Основная  элементов  ритмопластики  занятиях,  психологическое  раскрепощение  ребенка  через освоение своего собственного тела как  выразительного  ("музыкального")  инструмента. на  Ритмичные  и  плавные  движения  усиливают  приток  крови  к  легким  –  они  полнее  насыщаются  кислородом.  Сердце  работает  при  этом  ритмичнее,  активно  подавая  кровь  ко всем органам, доставляя кислород.  Нагрузка  на  мышцы  живота  нормализует  работу  кишечника  и  желудка.  Движения  укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.
Здоровьесберегающая  технология
включение   логоритмики  речи  Логоритмика  ­  метод  преодоления  речевых  Логоритмика  нарушений  путем    развития  двигательной  сферы  в  сочетании со словом и музыкой.  занятие  Регулярное  быстрому  элементов  развитию  музыкальности,  формирует  положительный  эмоциональный  настрой,  учит  общению  со сверстниками. Одна  из  форм  своеобразной  активной  терапии,  основанной  на  связи  движения,  музыки  и  слова.  (Г.А.Волкова). Она является частью образовательной и коррекционно­ развивающей работы. Цель  логоритмики:  коррекция  и  профилактика  имеющихся отклонений в развитии ребенка. и  в  музыкальное  способствует
Здоровьесберегающая технология
Задачи: • Развитие общей, мелкой и  артикуляционной моторики; • Формирование правильного дыхания; • Развитие способности  ориентироваться в пространстве; • Выработка четких координированных  движений во ваимосвязи с речью; • Развитие фонематического слуха,  просодических компонентов; • Формирование навыка релаксации; • Развитие и коррекция музыкально­ ритмических движений.
упражнения  в  Логоритмическая  гимнастика  является  одной  из  форм  активного  отдыха,  наиболее  благоприятного  для  снятия  напряжения  после  долгого  сидения.  Кратковременные  физические  упражнения  детей  под  музыку,  вызывая  возбуждение  других  отделов  мозга,  усиливают  кровообращение  и  создают  благоприятные  условия  отдыха для ранее возбужденных отделов.  комплексы  Логоритмические  общеразвивающих    упражнений,  которые  выполняются  в  положении  стоя и сидя.  В них задействованы все группы мышц – как шейного отдела, плечевого  пояса,  так  и  мышцы  спины  и  ног;  некоторые  упражнения    направлены  на  укрепление  мышц  брюшного  пресса.  Особое  место  в  работе  над  речью  детей  занимают  музыкальные  игры,  пение  и  движения  под  музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь  на  эмоциональную  сферу  ребенка.  На  положительных  реакциях  дети  лучше  и  быстрее  усваивают  материал,  незаметно  учатся  говорить  правильно  объединены
Психогимнастика Психогимнастика, прежде всего, направлена:     на обучение элементам техники выразительных  движений,      на использование выразительных движений в  воспитании эмоций,       на приобретение навыков в саморасслаблении. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими.  Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры  в  общении,  лучше  понять  себя  и  других,  снимать  психическое  возможность  самовыражения.  Этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и  коррекцию  различных  сторон  психики  ребенка,  как  ее  познавательной, так и эмоционально­ личностной. К  психогимнастике  можно  отнести  мимические  упражнения;  релаксацию;  коммуникативные  игра  и  танцы;  этюды  на  развитие  выразительности  движений,  инсценировки; музыкотерапию;  напряжение,  дает
Здоровьесберегающая  технология
Технология «Са­Фи­Дансе»  Данная технология направлена на совершенствование психомоторных и  творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно­ эмоциональной  сферы  детей  ­  это  способствует  укреплению  здоровья  ребенка,  его  физическому  и  умственному  развитию.  Танцевально­ ритмическая гимнастика.  Представлены  образно­танцевальные  композиции,  каждая  из  которых  имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Игроритмика.    Является  основой  для  развития  чувства  ритма  и  двигательных  способностей  занимающихся,  позволяющих  свободно,  красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку,  соответственно  ее структурным особенностям, характеру, метру,  ритму,  темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел  входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой,  музыкальные задания и игры. Игрогимнастика. Служит основой для усвоения ребенком различных  видов  движений,  обеспечивающих  эффективное  формирование  умений  и  навыков.  В  раздел  входят  строевые,  общеразвивающие  упражнения,  акробатические,  направленные  на  расслабление  мышц,  дыхательные  и  укрепление осанки. Игротанец.  Направлен  воспитанников  танцевальных  движений,  что  способствует  повышению  общей  культуры  ребенка.  Танцы  имеют  воспитательное  значение  и  доставляют  эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги,  элементы  танцевальные  формы  (историко­бытовой, народный, современные ритмические танцы).  на  формирование  у  хореографических  упражнений,
Алгоритм проведения музыкального занятия с  использованием здоровьесберегающих технологий. (виды деятельности варьируются в зависимости от плана  занятия и настроя детей). 1.   Приветствие. Психогимнастическое упражнение для  настройки на рабочий лад.  2.   Вводная ходьба. Музыкально­ритмические движения,  логоритмические упражнения.  3.   Слушание музыки (активное и пассивное).  Физкультминутка­ пальчиковая или жестовая игра­ 1 упр.  4.   Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная  гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве  физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра­1 упр.  5.   Танцы, танцевальное творчество с элементами  ритмопластики.   6.   Театральное творчество с элементами логоритмики,  ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика).  Музыкальные игры, хороводы.  7.   Игра на ДМИ. Творческое музицирование.  8.   Прощание. Психогимнастическое упражнение на  релаксацию.
Значение ЗСТ эффективны  Музыкальные  занятия  с  использованием  технологий       здоровьесбережения  учёте  индивидуальных  и   возрастных  особенностей  каждого  ребёнка,  его  интересов.  Таким  образом,  очень  важно,  чтобы  каждая  из  рассмотренных  технологий  имела  оздоровительную  направленность,  а  используемая  в  комплексе  здоровьесберегающая  деятельность  в  итоге  сформировала  бы  у  ребенка  стойкую  мотивацию  на  здоровый  образ  жизни,  полноценное  и  неосложненное  развитие. при
Десять «золотых»  правил здоровьесбережения 1. Соблюдайте режим дня! 2. Обращайте больше внимания на питание! 3. Больше двигайтесь! 4. Спите в прохладной комнате! 5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему  6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной  наружу! деятельностью! 7. Гоните прочь уныние и хандру! 8. Адекватно реагируйте на все проявления  своего организма! 9. Старайтесь получать как можно больше  положительных эмоций! 10. Желайте себе и окружающим только добра!