Показатели усвоения знаний должны содержать описание действий, отражающих работу с информацией, выполнение различных мыслительных операций: воспроизведение, понимание, анализ, сравнение, оценка и др. Показатели освоения знаний можно формулировать, используя таксономию Б. Блума, в частности те требования, которые в этой таксономии соответствуют уровням: «знание», «понимание», «анализ», «синтез», «оценка».
Правила формулировки
Правила формулировки
критериев оценки уровня и
критериев оценки уровня и
структуры знаний
структуры знаний
Критерии оценки уровня и
структуры знаний
формулируются через результат
учебной деятельности
• Воспроизводит текст…
• Дает определение…
• Объясняет правило…
• Применяет закон…
• Указывает зависимость между
величинами...
• Составляет схему…
Ясное определение
Ясное определение
критериев оценки качества
критериев оценки качества
обучения служит основой
обучения служит основой
– для оценки результатов
обучения,
– для определения содержания и
методов обучения,
– для активизации учебной работы
обучаемых, превращения их в
сознательных участников
учебного процесса,
– а в конечном итоге развитию
личности учащегося.
ТАКСОНОМИЯ КРИТЕРИЕВ
ОЦЕНКИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Таксономия
Слово таксономия происходит от
греческих слов taxis располагать
по порядку, nomos закон.
Все используемые для описания
объектов категории
располагаются внутри таксономий
в иерархической зависимости по
нарастающей сложности.
Таксономия Б. Блума
Оценка
Синтез
Анализ
Применение
Понимание
Знание
Уровень знания
Примеры обобщенных типов учебных
результатов
Ученик:
знает употребляемые термины;
знает конкретные факты;
знает методы и процедуры;
знает основные понятия;
знает правила и принципы.
Уровень понимания
Примеры обобщенных типов учебных
результатов
Ученик:
понимает факты, правила и принципы;
интерпретирует словесный материал;
интерпретирует схемы, графики, диаграммы;
преобразует словесный материал в
математические выражения;
предположительно описывает будущие
последствия, вытекающие из имеющихся
данных.
Уровень применения
Примеры обобщенных типов учебных
результатов
Ученик:
использует понятия и принципы в новых
ситуациях;
применяет законы, теории в конкретных
практических ситуациях;
демонстрирует правильное применение метода
или процедуры.
Уровень анализа
Примеры обобщенных типов учебных
результатов
Ученик:
выделяет скрытые (неявные) предположения;
видит ошибки и упущения в логике
рассуждения;
проводит различия между фактами и
следствиями;
оценивает значимость данных.
Уровень синтеза
Примеры обобщенных типов учебных результатов
Ученик:
пишет небольшое творческое сочинение;
предполагает план проведения эксперимента;
использует знания из разных областей, чтобы
составить план решения той или иной проблемы.
Уровень оценки
Примеры обобщенных типов учебных
результатов
Ученик:
оценивает логику построения материала в виде
письменного текста;
оценивает соответствие выводов имеющимся
данным;
оценивает значимость того или иного продукта
деятельности, исходя из внутренних критериев;
оценивает значимость того или иного продукта
деятельности, исходя из внешних критериев.
• 1. Концентрация усилий на главном.
Пользуясь таксономией, учитель не только выделяет
и конкретизирует результаты, но и упорядочивает их,
определяя первоочередные задачи, порядок и
перспективы дальнейшей работы.
•
2. Ясность и гласность в совместной
работе учителя и учеников.
Конкретные результаты дают возможность разъяснить
учащимся ориентиры учебной работы, обсудить их,
сделать ясными для понимания любых
заинтересованных лиц (родителей, инспекторов).
• 3. Создание эталонов оценки результатов
обучения.