Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного образования конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно – воспитательных программ и служит основой для разработки программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности.
«ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ»
2
1. Как бы вы определили роль участников
образовательного процесса при организации перехода
на ФГОС?
2. По вашему мнению, в чем состоит готовность педагогов
к введению ФГОС?
3. На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГОС?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
4. Какие педагогические затруднения, связанные с
введением ФГОС, вы испытываете?
5. Какую помощь по преодолению педагогических
затруднений вы хотели бы получить?
6. На ваш взгляд, готово ли ваше образовательное
учреждение к введению ФГОС?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
Программа должна
содержать:
цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований Стандарта;
описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (личностных,
регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных
предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов
универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса;
типовые задачи применения универсальных учебных действий;
описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной
деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное,
социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-
исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по
каждому из направлений;
описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию
ИКТ-компетенций;
перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования;
планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области
использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта,
выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе;
виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения
консультантов, экспертов и научных руководителей;
описание условий, обеспечивающих развитие УУД у обучающихся, в том числе информационно-
методического обеспечения, подготовки кадров;
систему оценки деятельности образовательного учреждения по формированию и развитию УУД у
обучающихся;
методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися УУД.
3
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Запросы общества
Смена парадигмы образования
Универсализация
содержания
образования
Успешная
социализация
учащихся
4
Приоритет
развивающего
потенциала
образования
Актуальность
программы
развития УУД
Сохранение
единства
образовательного
пространства,
преемственность
образования
5
Описание места и роли
программы в реализации
требований Стандарта
Программа развития универсальных
учебных действий на ступени основного
образования конкретизирует требования
Стандарта к личностным и
метапредметным результатам освоения
основной образовательной программы
основного общего образования, дополняет
традиционное содержание образовательно
– воспитательных программ и служит
основой для разработки программ учебных
предметов, курсов, дисциплин, а также
программ внеурочной деятельности.
6
описание понятий, функций, состава и
характеристик универсальных учебных
действий (личностных, регулятивных,
познавательных и коммуникативных) и
их связи с содержанием отдельных
учебных предметов, внеурочной и
внешкольной деятельностью, а также
места отдельных компонентов
универсальных учебных действий в
структуре образовательного процесса
Возникновение понятия
«универсальные учебные действия»
связано с изменением образования:
от цели усвоения знаний, умений и
навыков
к цели развития Личности учащегося
Универсальные учебные действия
обеспечивают способность
учащегося к саморазвитию и
самосовершенствованию
посредством сознательного и
активного присвоения нового
социального опыта
Универсальные учебные действия
это система действий учащегося,
обеспечивающая
культурную идентичность,
социальную компетентность,
толерантность,
способность к самостоятельному усвоению
новых знаний и умений, включая
организацию самостоятельной учебной
деятельности
Функции универсальных учебных
действий
1. Регуляция учебной деятельности
принятие и постановка учебных целей и
задач,
поиск и эффективное применение
необходимых средств и способов
реализации учебных целей и задач,
контроль, оценка и коррекция процесса
и результатов учебной деятельности
Функции универсальных учебных
действий
2.Создание условий для саморазвития и
самореализации личности
готовность к непрерывному образованию на
основе умения учиться,
формирование гражданской идентичности и
толерантности жизни в поликультурном
обществе,
развитие высокой социальной и
профессиональной мобильности
Функции универсальных учебных
действий
3. Обеспечение успешности обучения
успешности усвоения знаний, умений и
навыков;
формирование целостной картины мира;
формирование компетентностей в любой
предметной области познания
Виды универсальных учебных действий
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
УУД в системе общего образования
Формирование УУД должно выступить как цель
образовательного процесса, определяя его
содержание и организацию.
Формирование УУД происходит в контексте
усвоения разных учебных предметов
Сформированность УУД определяет
эффективность учебновоспитательного
процесса и его результаты
От стихийности – к
целенаправленному и
планомерному
формированию УУД
20
Группа
Лицей № 1, школа № 8
Школа № 16, 17
ПГ «Урок в рамках ФГОС»
ТГ «Дополнительное
образование в условиях ФГОС»
УУД
регулятивные
коммуникативные
познавательные
личностные
Работа в группах
критер
ии
Урочная
деятельн
ость
Внеурочн
ая
деятельн
ость
Досуговая
деятельн
ость
21
Планируе
мый
результат
Прописать
на
«понятном
языке»
Каким
образо
м
оценива
ть
Что
должны
увидеть
в
действи
ях
учащихс
я
Планируемый
Каким образом
Критерии
Урочная
деятельность
До выполнения
задания
проговорить что
дано, требуется
и как делать
(последовательн
ость)
Проговаривает
или пишет
А.
формулировку /
смысл задачи
Б. условия
В.
Прослеживается
логика в
последовательно
сти действий
22
результат
планировать
свои действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями её
реализации, в
том числе во
внутреннем
плане;
умеет составить
план своей
деятельности
для решения
учебно
познавательной
или учебно
практической
задачи.
оценивать?
проговаривает
или пишет
А. свое
понимание
задачи,
Б. условия
реализации
задачи,
В.
последовательно
сть действий по
решению учебно
–
познавательной
задачи и учебно
– практической
задачи во
времени
Досуговая
деятельность
Желание чемто
заняться
(интерес) план
действий для
осуществления
этого желания
Внеурочная
деятельность
До выполнения
задания
проговорить что
дано, требуется
и как делать
от плана
действий
составленного
учителем, всей
группой, для
отдельных
малых групп, и
предельно до
каждого.
Распределено во
времени и
продолжительно