ЗДОРОВЬЕ -
это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков
(ВОЗ, 1975г.)
Здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:
Почему и для чего? — однозначное и строгое определение целей обучения,
Что? — отбор и структура содержания,
Как? — оптимальная организация учебного процесса,
С помощью чего? — методы, приемы и средства обучения,
Кто? — реальный уровень квалификации учителя.
Так ли это? — объективные методы оценки результатов обучения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии:
Здоровьесберегающие технологии в системе образования:
Медико-гигиенические технологии (МГТ).
Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).
Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) :
организационно-педагогические технологии (ОПТ),
психолого-педагогические технологии (ППТ),
учебно-воспитательные технологии (УВТ).
Социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ)
Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ)
На сколько процентов влияют данные факторы на наше здоровье?
Экологические факторы –
В нашем мире есть только два заведения, где главным фактором является срок, а не проделанная работа – школа и тюрьма.
У. Глассер
Школьные факторы риска
Стрессовая педагогическая тактика;
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
Провалы в существующей системе физического воспитания;
Интенсификация учебного процесса;
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Принципы здоровьесберегающей педагогики
Принцип не нанесения вреда.
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
Принцип триединого представления о здоровье.
Принцип непрерывности и преемственности.
Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися.
Принцип соответствия сознания и организация обучения возрастным особенностям.
Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии.
Гигиенические условия в классе (кабинете):
чистота,
температура и свежесть воздуха,
рациональность освещения класса и доски,
наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.
Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Число видов учебной деятельности, используемых учителем:
опрос учащихся,
письмо,
чтение,
слушание,
рассказ,
рассматривание наглядных пособий,
ответы на вопросы,
решение примеров, задач,
практические занятия и т. д.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности
Ориентировочная норма: 7-10 минут.
Число использованных учителем видов преподавания:
словесный,
наглядный,
аудиовизуальный,
самостоятельная работа и др.
Норма - не менее трех за урок
Чередование видов преподавания -
не позже чем через 10-15 минут.
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это:
методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);
методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
Физкультминутки и физкультпаузы
Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока.
Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Благоприятный психологический климат на уроке
Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Состояние и вид учеников, выходящих с урока
Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности:
технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала;
технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии;
педагогика сотрудничества;
технологии развивающего обучения;
технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов и другие.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.