В лечебных целях специалист может назначить эту волшебную «таблетку» детям, которые:
• страдают фобиями, страхами;
• жалуются на ночные кошмары;
• замкнуты и испытывают трудности в общении;
• агрессивны к людям или животным;
• непослушные и невнимательные;
• наоборот, чрезмерно послушны и подвержены чужому влиянию;
• конфликтуют с членами семьи;
• имеют нарушения речи;
• заикаются;
• отличаются вредными/нервными привычками (грызут карандаш, кусают ногти и так далее);
• подвержены стрессу;
• плохо учатся, пишут, читают.
Существуют правила лечебной игры:
Тема игры должна соответствовать проблеме и быть интересной ребенку.
Инициатива и импровизация приветствуются.
Дети должны восприниматься, как полноценные личности, которые нужно принимать и понимать.
Следует прислушиваться к желаниям детей и уважать их.
Нельзя заставлять играть силой, шантажом или угрозами.
Нужно следить за атмосферой во время игры, поддерживать ее позитивность, следить за настроением детей.
Т. Ю. Колошина выделяет специфические особенности арт-терапии:
Метафоричность арт-терапии. Искусство является метафорой, выражающей внутренние переживания человека (абстрактного человека вообще). Следовательно, любое произведение искусства – в том числе и то, которое создаст клиент в ходе арт-терапевтической сессии, – будет своего рода метафорой его жизни.
Триадичность арт-терапии. Именно триадичность является главным отличием и основным преимуществом перед другими психотерапевтическими направлениями. Только арт-терапия позволяет заменить привычную диаду «терапевт – пациент» («консультант – клиент») на триаду «терапевт – произведение искусства – пациент», то есть сделать психотерапевтический альянс психотерапевтическим треугольником.
Ресурсность арт-терапии. Способ терапевтического взаимодействия, предлагаемый арт-терапией, является ресурсным сам по себе, так как лежит вне сферы повседневной жизни клиента. А все, что лежит за пределами повседневности, ресурсно по определению, т.к. расширяет человеческий опыт. Речь в данном случае идет о возможности развития креативности личности.
Арт – терапевтические упражнения.
Упражнение «Солёные рисунки и зубная паста».
Упражнение «Моя планета».
Упражнение техника «Каракули».
Упражнение «Карта моего внутреннего мира».
Упражнение “Говорящие очки”.
Упражнение «Мои «виноватые мысли».
Упражнение «Конверты радостей и огорчений».
Упражнение «Рисунок на мятой бумаге».
Упражнение «По сырому» - рассвет и закат.
Упражнение «Паутина».
Упражнение «Драка».
Упражнение «Даже если.… В любом случае…».
Упражнение «Страна», «в диком лесу» и т.д.
Упражнение «Роза и чертополох».
Упражнение «Коллаж».
Игротерапия - это психотерапевтический метод, основанный на принципах динамики психического развития и направленный на облегчение эмоционального стресса с помощью разнообразных выразительных и дающих пищу воображению игровых материалов, как у взрослых, так и у детей.
М е т о д ы: эмпатическое слушание; приемы конфронтации; направленные сюжетно-ролевые игры; игры драматизации, арт-терапевтические методы; подвижные игры с правилами; игровые упражнения на развитие эмпатии, лучшее осознание чувств и эмоций; релаксация; жетонный метод; метод десенсибилизации; тренинг поведенческих умений.
Мимические игры («Зеркальное отражение» - повторить эмоцию, «смайлики» - изобразить ту или иную эмоцию).
Игра «Самая – самая»- серия игр.
Игра «Роза и чертополох».
Название «Мозартика» произошло от слов «мозаика - игра » и « арт - искусство». «Мозартика»– это набор игр, фактически проективных методик, которые помогают постепенно восстановить картину мира ребенка, разрешать психологические проблемы детей вне зависимости от их состояния, возраста, и все это происходит в игровой форме. Это игра, которую разработали российские педагоги и психологи (главный разработчик Полина Эрнестовна Руссавская – генеральный директор АНО «Развивающие и реабилитационные игровые программы «Мозартика»).
Примеры терапевтической музыки:
Для музыкотерапии подходит атмосферная музыка, помогающая добиться полной релаксации и психологической разгрузки. Такая музыка рекомендована для людей, страдающих от хронической усталости или недавно перенесшим стресс, либо же тем, у кого весьма интенсивный образ жизни. В общем, речь идет о людях, нуждающихся «в передышке». К терапевтической музыке относится классика Моцарта, записи со звуками природы, различные успокаивающие мелодии. Также стоит обратить внимание на труды Джеффри Томпсона, являющегося экспертом в области производства стимулирующих звукозаписей. Будучи выдающимся музыкантом и композитором, он сумел разработать способ применения модулированных звуковых импульсов для воздействия на состояние человека, а именно положительного влияния на тело и разум.
Ведущему арт-терапевтических упражнений важно помнить о возможных побочных эффектах, которые могут возникнуть на начальном этапе процесса:
Психотических переживаниях участников (от чрезмерно ярких эмоциональных реакций до галлюцинаций).
Нарушениях поведения (особенно в подростковых группах).
Эстетическом вздутии: восторг от красоты визуального образа мешает воспринимать его психологическое содержание. К данному эффекту склонны лица с истероидным радикалом личности.
Обострении соматических реакций.
Дереализации – восприятии мира в сказочном свете, эйфории.
Побочные эффекты арт - упражнений возникают в случае нарушения «техники безопасности» и, как следствие, психологических перегрузок. Наиболее частым нарушением регламента является выход за временные рамки, несоблюдение перерывов для отдыха и релаксации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.