Презнтация "Вариации на тему "Рококо" П. Чайковского"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 16.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В письмах и дневниках Чайковского почти нет сведений о создании "Вариаций на тему рококо". Единственным свидетельством о времени сочинения Вариаций является в фраза в письме к брату Анатолию Ильичу от 15 декабря 1876 г.: "Пишу варьяции для Cello solo с оркестром". Простая безыскусственная тема вариаций мало напоминает жеманную манерность стиля рококо, сочетая типично русскую напевность с моцартовской ясностью и чистотой рисунка. В ходе дальнейшего развития она подвергается ряду свободных преобразований и изменяет свой характер: собственно вариационные приемы развития соединяются с разработочными; используя отдельные обороты, композитор создает подобие законченных по характеру пьес.«Вариации на тему рококо» носят концертно-виртуозный характер, который только оттеняется лирическими отступлениями. Многогранность основного образа и богатые возможности его развития заложены в самой теме. Чайковский создал тему «рококо» в ярко выраженном русском духе - широкую, напевную и задушевную. Композитор назвал эту тему «рококо» условно, имея в виду ее грациозный и безмятежный характер, свойственный данному стилю. Мастерски написанные на эту тему вариации построены по принципу художественного контраста. Каждая из вариаций представляет собой законченную музыкальную миниатюру. При этом полностью сохраняется единство и цельность всей пьесы, чему способствует неоднократно повторяющийся рефрен оркестра.
Иконка файла материала ВАРИАЦИИ.pptx
П.Чайковский «Вариации на тему Рококо» Водопьянова Т.М.
Виолончель жевала ноты В московском суетном метро Спешили взрослые с работы Бежали школьники в бистро На музыканта не смотрели И он толпы не замечал Для юной мадемуазели Сосредоточенно играл Она одна остановилась Послушать струн чудесный звук Ее заботы растворились Все словно замерло вокруг Им все легко и все понятно Проблемы где-то далеко Их вариации приватны Созвучны стилю рококо Вадим Царев
Рококо — стиль, игривый и изящный, считающийся несерьезным и легкомысленным... Я серебряной иголкой Вышью наш роман на шёлке. Так изыскано - легко, В нежном стиле рококо… Пусть на вышитой подушке – Ты пастух, а я пастушка… Яркой нитью голубой Вышью взор лукавый свой … Наталья Алмаева
Стиль рококо появился во Франции в 17 веке. Его название переводится – раковина, т.е. декоративная ракушка. Художники, архитекторы, композиторы стали творить произведения в этом стиле. Им была свойственна лёгкость, игривость, насмешливость.
Вариации – это форма музыкального произведения. Графически можно обозначить их так: А А1 А2 А3 А4.  А означает основную тему (играю мелодию темы). А1 – изменение этой темы (играю начало), А2- Ещё одно изменение этой темы (играю второе изменение темы). Итак, каждое изменение темы – это новая вариация.
В письмах и дневниках Чайковского почти нет сведений о создании "Вариаций на тему рококо". Единственным свидетельством о времени сочинения Вариаций является в фраза в письме к брату Анатолию Ильичу от 15 декабря 1876 г.: "Пишу варьяции для Cello solo с оркестром".
Простая безыскусственная тема вариаций мало напоминает жеманную манерность стиля рококо, сочетая типично русскую напевность с моцартовской ясностью и чистотой рисунка. В ходе дальнейшего развития она подвергается ряду свободных преобразований и изменяет свой характер: собственно вариационные приемы развития соединяются с разработочными; используя отдельные обороты, композитор создает подобие законченных по характеру пьес.
«Вариации на тему рококо» носят концертно-виртуозный характер, который только оттеняется лирическими отступлениями. Многогранность основного образа и богатые возможности его развития заложены в самой теме. Чайковский создал тему «рококо» в ярко выраженном русском духе - широкую, напевную и задушевную. Композитор назвал эту тему «рококо» условно, имея в виду ее грациозный и безмятежный характер, свойственный данному стилю. Мастерски написанные на эту тему вариации построены по принципу художественного контраста. Каждая из вариаций представляет собой законченную музыкальную миниатюру. При этом полностью сохраняется единство и
В оригинальной авторской редакции произведение состоит из вступления, темы, сочинённой композитором, и восьми вариаций на эту тему: Moderato assai quasi Andante — Tema. Moderato semplice Var. I: Tempo della Tema Var. II: Tempo della Tema Var. III: Andante Var. IV: Allegro vivo Var. V: Andante grazioso Var. VI: Allegro moderato Var. VII: Andante sostenuto Var. VIII e Coda: Allegro moderato con anima
Впервые «Вариации на тему рококо» исполнил профессор Московской консерватории и друг Чайковского Вильгель Фитценгаген, выступивший с оркестром под управлением Н. Рубинштейна в симфоническом собрании Московского отделения Русского Музыкального Общества 18 ноября 1877
«Вариации на тему рококо» - обязательное произведением на третьем туре Международного конкурса имени П.И.Чайковского.