В письмах и дневниках Чайковского почти нет сведений о создании "Вариаций на тему рококо". Единственным свидетельством о времени сочинения Вариаций является в фраза в письме к брату Анатолию Ильичу от 15 декабря 1876 г.: "Пишу варьяции для Cello solo с оркестром". Простая безыскусственная тема вариаций мало напоминает жеманную манерность стиля рококо, сочетая типично русскую напевность с моцартовской ясностью и чистотой рисунка. В ходе дальнейшего развития она подвергается ряду свободных преобразований и изменяет свой характер: собственно вариационные приемы развития соединяются с разработочными; используя отдельные обороты, композитор создает подобие законченных по характеру пьес.«Вариации на тему рококо» носят концертно-виртуозный характер, который только оттеняется лирическими отступлениями. Многогранность основного образа и богатые возможности его развития заложены в самой теме. Чайковский создал тему «рококо» в ярко выраженном русском духе - широкую, напевную и задушевную. Композитор назвал эту тему «рококо» условно, имея в виду ее грациозный и безмятежный характер, свойственный данному стилю. Мастерски написанные на эту тему вариации построены по принципу художественного контраста. Каждая из вариаций представляет собой законченную музыкальную миниатюру. При этом полностью сохраняется единство и цельность всей пьесы, чему способствует неоднократно повторяющийся рефрен оркестра.
П.Чайковский «Вариации
на тему Рококо»
Водопьянова Т.М.
Виолончель жевала ноты
В московском суетном метро
Спешили взрослые с работы
Бежали школьники в бистро
На музыканта не смотрели
И он толпы не замечал
Для юной мадемуазели
Сосредоточенно играл
Она одна остановилась
Послушать струн чудесный звук
Ее заботы растворились
Все словно замерло вокруг
Им все легко и все понятно
Проблемы где-то далеко
Их вариации приватны
Созвучны стилю рококо
Вадим Царев
Рококо — стиль, игривый и
изящный, считающийся
несерьезным и легкомысленным...
Я серебряной иголкой
Вышью наш роман на шёлке.
Так изыскано - легко,
В нежном стиле рококо…
Пусть на вышитой подушке –
Ты пастух, а я пастушка…
Яркой нитью голубой
Вышью взор лукавый свой …
Наталья Алмаева
Стиль рококо появился во
Франции в 17 веке. Его название
переводится – раковина, т.е.
декоративная ракушка.
Художники, архитекторы,
композиторы стали творить
произведения в этом стиле. Им
была свойственна лёгкость,
игривость, насмешливость.
Вариации – это форма
музыкального произведения.
Графически можно обозначить их
так: А А1 А2 А3 А4. А означает
основную тему (играю мелодию
темы). А1 – изменение этой темы
(играю начало), А2- Ещё одно
изменение этой темы (играю
второе изменение темы). Итак,
каждое изменение темы – это
новая вариация.
В письмах и дневниках Чайковского почти нет сведений о
создании "Вариаций на тему рококо". Единственным
свидетельством о времени сочинения Вариаций является в
фраза в письме к брату Анатолию Ильичу от 15 декабря 1876 г.:
"Пишу варьяции для Cello solo с оркестром".
Простая безыскусственная тема вариаций мало напоминает жеманную
манерность стиля рококо, сочетая типично русскую напевность с
моцартовской ясностью и чистотой рисунка. В ходе дальнейшего
развития она подвергается ряду свободных преобразований и изменяет
свой характер: собственно вариационные приемы развития
соединяются с разработочными; используя отдельные обороты,
композитор создает подобие законченных по характеру пьес.
«Вариации на тему рококо» носят
концертно-виртуозный характер,
который только оттеняется
лирическими отступлениями.
Многогранность основного образа
и богатые возможности его
развития заложены в самой теме.
Чайковский создал тему «рококо» в
ярко выраженном русском духе -
широкую, напевную и задушевную.
Композитор назвал эту тему
«рококо» условно, имея в виду ее
грациозный и безмятежный
характер, свойственный данному
стилю. Мастерски написанные на
эту тему вариации построены по
принципу художественного
контраста. Каждая из вариаций
представляет собой законченную
музыкальную миниатюру. При этом
полностью сохраняется единство и
В оригинальной авторской редакции произведение состоит из
вступления, темы, сочинённой композитором, и восьми вариаций на эту
тему:
Moderato assai quasi Andante — Tema. Moderato semplice
Var. I: Tempo della Tema
Var. II: Tempo della Tema
Var. III: Andante
Var. IV: Allegro vivo
Var. V: Andante grazioso
Var. VI: Allegro moderato
Var. VII: Andante sostenuto
Var. VIII e Coda: Allegro moderato con anima
Впервые «Вариации на тему рококо» исполнил профессор
Московской консерватории и друг Чайковского Вильгель
Фитценгаген, выступивший с оркестром под управлением Н.
Рубинштейна в симфоническом собрании Московского
отделения Русского Музыкального Общества 18 ноября 1877
«Вариации на тему рококо» -
обязательное произведением на
третьем туре Международного
конкурса имени П.И.Чайковского.