Причастие
Оценка 5

Причастие

Оценка 5
Памятки
docx
русский язык +1
Взрослым
16.03.2018
Причастие
Данная методическая рекомендация дополнительного образования направлена на изучение одной из самых интересных тем лингвистики – причастие. В процессе изучения русского языка в общеобразовательной организации многие вопросы, раскрываю-щие секреты зарождения новой жизни в языке – слова, оказываются вне поля зрения обучающихся. Программа дополнительного образования поможет удовлетворить естественное желание ребёнка разгадать тайну появления причастия в русском языке, даст ключ к анализу многих сложных явлений языка (орфографических, лексических, грам-матических, стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения происхождения.
методичка причастиеd (2).docx
Содержание ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..........................................1 Срок реализации курса ­ 20 час.................................3 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА..................................6 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ......................................7  При изучении курса «Причастие» рекомендую использовать  следующие методы:..............................................7 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная   методическая   рекомендация   дополнительного   образования   направлена   на изучение одной  из самых интересных тем  лингвистики – причастие. В процессе изучения русского   языка   в   общеобразовательной   организации   многие   вопросы,   раскрывающие секреты   зарождения   новой   жизни   в   языке   –   слова,   оказываются   вне   поля   зрения обучающихся.   Программа   дополнительного   образования   поможет   удовлетворить естественное желание ребёнка разгадать тайну появления причастия   в русском языке, даст ключ к анализу многих сложных явлений языка (орфографических, лексических, 1 грамматических, стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения происхождения. Курс   обучения   по   программе   послужит   достаточно   сильным   средством   речевого развития обучающегося. При этом постепенно совершенствуется способность к языковой догадке,   когда   по   отдельному   элементу   (морфеме,   из   которых   состоит   причастие) обучающийся   может   определить   важнейшую   информацию   о   слове,   его   свойствах (грамматических,   лексических,   орфографических),   пытаясь   воспроизвести   его словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную.  Программа   предназначена   для   обучающихся   6   ­   7   классов,   заинтересованных углубленным изучением русского языка. Изучение   темы   «Причастие»   способствует   обогащению   словарного   запаса обучающихся, сознательному усвоению орфографических правил, которые действуют в морфемах,   содержащих   орфограмму;   пониманию   типологии   значимых   частей, классифицируемых   с   учетом   выражаемого   значения,   выполняемой   функции   и стилистической окраски. Задачи изучения темы «Причастие»: a) познакомить обучающихся с причастием; b) изучить происхождение и виды причастий; c) научить   обучающихся   разграничивать   отглагольные   прилагательные   и причастия; d) познакомить с механизмом образования слов различных частей речи; e) способствовать обогащению речи обучающихся. Программа   курса     составлена   в   соответствии   с   требованиями   федерального государственного   образовательного   стандарта   основного   общего   образования; программа   определяет   цели,   планируемые   результаты,   содержание   и   организацию процесса   формирования   универсальных   учебных   действий   через   проектную деятельность.          Форма   занятий:  лекции   с   попутной   беседой,   эвристическая   беседа, исследовательская работа в группах, практикумы, мини­проекты. Специфика подхода к занятиям:             Каждое   занятие   очерчивает   круг   явлений   в   рамках   заявленной   темы,   дает представление о каждом из них, организует исследование наиболее значимых из них, 2 создает   основу   для   самостоятельной   работы   учащихся,   но   не   предполагает детального изучения всех аспектов темы. Срок  реализации  курса  ­ 20 час. Тематическое планирование 1. Причастие как часть речи (экскурс в историю) 2. Морфологические признаки у причастий. Признаки глагола у причастия  3. Морфологические признаки причастий. Признаки прилагательного у причастия  Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий  4. Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте .Сложности  обособления причастных оборотов 5. Действительные и страдательные причастия  6. Действительные причастия настоящего времени  7. Страдательные причастия настоящего  и прошедшего времени. Краткие  страдательные причастия. Гласные перед Н в полных и кратких страдательных  причастиях  8. Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.  Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и  отглагольных прилагательных  9. Конкурс плакатов «Действительные и Страдательные» 10. Формирование орфографических умений и навыков (брейн ­ ринг)  11.  Отличие причастий от отглагольных прилагательных  12. Морфологический разбор причастия  13. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.  Буквы Е и Ё после шипящих в  суффиксах страдательных причастий прошедшего времени  14. Переход причастий в прилагательные и существительные (занятие  ­ исследование) 15. Повторение по теме «Причастие»  (занятие ­ игра) Подробное учебно ­ тематическое планирование тема 1) Причастие как  часть речи (экскурс в историю) Тип занятия Количе ство часов 1 лекция виды Характеристика деятельности обучающихся или   учебной деятельности Составление конспекта   по теме Вид контороля Работа со  словарями и справочника ми 3 2) 3) 4) 5) 6) 7) 1 1 2 1 1 1 Морфологические  признаки у  причастий.  Признаки глагола у причастия  Морфологические  признаки  причастий.  Признаки  прилагательного у  причастия  Склонение  причастий и  правописание  гласных в  падежных  окончаниях  причастий  Причастный  оборот. Знаки  препинания при  причастном  обороте .  Сложности  обособления  причастных  оборотов Действительные и  страдательные  причастия  Действительные  причастия  настоящего  времени  Страдательные  причастия  настоящего  и  прошедшего  времени. Краткие  лекция, эвристическая беседа лекция, эвристическая беседа Работа со  словарями и справочника ми Работа со  словарями и справочника ми у   Составление конспекта,  понятийного словаря. Умение распознавать признаки глагола причастия Составление конспекта,  понятийного словаря. Умение распознавать признаки прилагательног о у причастия лекция, эвристическая беседа Составление конспекта,  понятийного словаря. Работа со  словарями и справочника ми лекция, эвристическая беседа лекция, эвристическая беседа лекция, эвристическая беседа Составление конспекта,  понятийного словаря. Составление конспекта,  понятийного словаря. Составление конспекта,  понятийного словаря. Работа со  словарями и справочника ми Работа со  словарями и справочника ми Работа со  словарями и справочника ми 4 8) 9) 10) 11) 12) 13) страдательные  причастия. Гласные перед Н в полных и кратких  страдательных  причастиях  Одна и две буквы Н в суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени. Одна и  две буквы Н в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени и  отглагольных  прилагательных  Конкурс плакатов  «Действительные и  Страдательные» Формирование  орфографических  умений и навыков  (брейн ­ ринг)  Отличие причастий  от отглагольных  прилагательных  Морфологический  разбор причастия  Слитное и  раздельное  написание НЕ с  причастиями.  Буквы Е и Ё после  шипящих в  суффиксах  страдательных  2 1 1 1 1 1 лекция, эвристическая беседа, исследовательс кая работа Составление конспекта,  понятийного словаря. Работа со  словарями и справочника ми Составление конспекта,  понятийного словаря. . Создание стенгазет   по теме игра лекция, эвристическая беседа Практическая работа лекция, эвристическая беседа Составление конспекта,  понятийного словаря. Составление конспекта,  понятийного словаря. Составление конспекта,  понятийного словаря. Работа со  словарями и справочника ми Практическа я работа Работа со  словарями и справочника ми, практическа я работа 5 14) 15) 16) 17) причастий  прошедшего времени Переход причастий в прилагательные и  существительные  Олимпиада по теме  «Причастие» Повторение по теме  «Причастие»   (занятие ­ игра) Обобщение  изученного.  «Золотое кружево  причастных  оборотов» итого 2 1 1 1 20 часов лекция, эвристическая беседа, исследовательс кая работа Составление конспекта,  понятийного словаря. практическа я работа практическа я работа Исследовательс кая работа Презентация проектов СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 1. Причастие.   Свойства   прилагательных   и   глаголов   у  причастия.   Синтаксическая роль   причастий   в   предложении.   Действительные   и   страдательные   причастия. Полные   и   краткие   страдательные   причастия.   Причастный   оборот;   выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая   роль причастий. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование   действительных   и   страдательных   причастий   настоящего   и прошедшего времени (ознакомление). Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях                    (16 часов) 2. Умение   правильно   ставить   ударение   в   полных   и   кратких   страдательных   при­ частиях   (принесенный,   принесен,   принесенá,   принесенó,принесены´),   правильно употреблять   причастия   с   суффиксом   –ся,   согласовывать   причастия   с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом (1 час) 6 3. Использование   причастий   и   причастных   оборотов   при   описании   внешности человека:   структура   текста,   языковые   особенности   (в   том   числе   специальные «портретные» слова). Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии (2 часа) 4. Обобщение изученного (1 час) В результате изучения курса обучающиеся должны:  Знать механизм образования причастий  Уметь   проводить   морфемно   ­   словообразовательный   анализ   причастия,   чтобы объяснять   многие   сложные   явления   языка   (орфографические,   лексические, грамматические, стилистические).    Уметь   работать   с   этимологическим   словарём     и   орфографическим   словарём   с этимологическими комментариями.  Знать   изобразительные   возможности   русской   словообразовательной   системы   и уметь использовать их при создании собственных текстов. Виды и формы контроля знаний, умений и  навыков  обучающихся:  Мини­исследования  Практические работы  Проекты  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ При изучении курса «Причастие» рекомендую использовать следующие методы: 1. Познавательные методы ­ на этапе ознакомления с учебным и дополнительным материалом. a) объяснительные (лекция, сообщение  педагога)­ знания предоставляются в готовом виде;. b) эвристические (беседа, наблюдение, лингвистический  анализ, ответы на вопросы и др.) – ориентир для самостоятельного добывания обучающимися знаний. 2. Практические методы ­  этап овладения ЗУНми. 3. Методы контроля – этап отчета обучающихся об овладении ЗУНми. 7 Изучение   причастия     –   это   основа   формирования   представлений   о   языке   как развивающейся системе, постоянно пополняющейся новыми словами.  Изучение   темы   «Причастие»     способствует   осознанию   стилистической   функции языка, обогащению словарного запаса.  Практические цели: a) формирование учебно­языковых умений, b) умение вычленять причастия в тексте,  c) умение определять способ словообразования причастия.  d) умение   различать   словообразовательные   и   формообразующие   суффиксы причастиий.  При   изучении   темы   «Причастие»     необходимо   учитывать   ряд   трудностей,   которые возникают  у  обучающихся  . В  связи  с  тем, что  причастия  составляют  принадлежность книжной речи и не встречаются в бытовой речи, дети с трудом усваивают употребление причастия и причастного оборота в речи, чаще заменяют их глаголом. Поэтому изучение причастия   только   на   теоретической   основе   не   дает   прочного   формирования грамматической   способности   учащихся,   необходимы   лексико­грамматические упражнения, развивающие умения учащихся осознавать грамматические категории, формы и   значение   причастий,   определять   и   образовывать   грамматические   формы,   выделять   и соотносить лексические и формальные признаки причастия и др. Существенную   роль   в   развитии   грамматической   способности   учащихся   играют методические подходы, используемые в обучении русскому языку: системный,   структурный,   функциональный,   семантический   и   коммуникативный. Системный   подход   в   методике   изучения   грамматики   представляет   собой   применение теории   познания   и   диалектики   в   исследовании   мыслительных   процессов   при   изучении языковых явлений. Его   сущность   в   реализации   изучения   причастия   состоит   в   процессе   исследования причастия как большой и сложной языковой системы (морфологии) и как элемент более общей системы (грамматики). Особого внимания заслуживает системный подход к анализу категориальных ситуаций и к функционально­ семантическому исследованию причастия в тексте. Изучение причастия на основе   системно­функционального   подхода   отражает   проблематику   межкатегориальных 8 связей и грамматико ­ лексического взаимодействия причастия с другими частями речи, взаимодействие   значения   и   грамматической   формы   причастия,   системы   и   среды   при реализации значений и функций языковых единиц (Бондарко А.В). Развернутое   определение   системного   подхода   при   изучении   причастия   включает   также использование следующих аспектов: 1) системно­структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы, позволяющего получить представление о внутренней организации причастия (связь причастия с глаголом и прилагательным); 2) системно­функционального, предполагающего выявление функций причастия в системе частей речи, в тексте. Системно­функциональный подход   определяет   такое   направление,   при   котором   причастие   изучается   учащимися   в единстве формы, значения и функции; 3)   системно­интеграционного,   состоящего   в   определении   совокупности   качественных свойств   системы,   обеспечивающих   её   целостность   и   особенность   (исследование собственного   активного   потенциала   причастия,   проявляющегося   в   возможностях   его синтаксической и лексико­семантической сочетаемости); 4) системно­коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими (связь грамматики со словообразованием, лексикой, фонетикой, орфографией); 5)   системно­исторического,   позволяющего   выяснить   этапы   исследования   причастия   с течением времени, современное состояние и возможные перспективы развития. При таком подходе   возникает   возможность   соединить   системное   изучение   языка   и   идеи функциональной   грамматики,   суть   которой   –   в   изучении   системных   норм   в   их функционировании,   что   означает   реализацию   грамматических   норм   на   уровне   развития лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся.  Лексико­грамматические упражнения ∙ на определение частеречной принадлежности причастия в системе частей речи на основе лексико­грамматических признаков (обобщение, абстрагирование морфологических признаков прилагательного и глагола); ∙   на   осмысление   в   причастии   грамматического   значения,   выделение   соответствующих этому значению формальных показателей; ∙   на   определение   функциональной   связи   между   лексическим   значением   слова   и   его формально­ грамматической структурой; 9 ∙   на   сравнение   и   дифференциацию   сходных   языковых   явлений   (омонимичные   формы отглагольных прилагательных и причастий, адъективация причастий); ∙   на   осмысление   переходных   и   синкретичных   случаев   в   изучении   причастия (этимологические   сопоставления   слов   на   основе   исторических   изменений   в   фонетике, лексике, грамматике). Грамматико­словообразовательные упражнения (в качестве единиц усвоения берутся грамматические понятия «суффикс» и «окончание») ∙ на образование соответствующих форм причастия по аналогии, по заданному типу, путем решения проблемной ситуации; ∙ на определение связи морфемного состава причастия с его лексическим значением; ∙ на восстановление словобразовательной  цепочки,  составление цепочки по образцу, по заданной схеме и т.д. Грамматико­коммуникативные упражнения ∙ на определение функциональной значимости и стилистических возможностей причастия в тексте; ∙ на редактирование текста (работа с речевыми, грамматическими ошибками, связанными с употреблением причастия и причастного оборота в письменной речи); ∙ на морфолого­синтаксическое преобразование и синонимическую замену грамматических форм   в   предложении   (замена   причастного   оборота   на   придаточное   определительное   и наоборот, замена прилагательного на причастие, преобразование словосочетаний по типу связи управление в синонимичное по типу связи согласование и др.); ∙   на   самостоятельное   конструирование   высказывания   или   текста,   стилистически оправданное употребление в нём причастия. При изучении темы «Причастие»  важное значение имеют: a) b) c)  метод беседы;   наблюдения; сравнительный анализ. 10 Завершающим этапом изучения Курса может стать написание исследовательской работы (проект).  Темы для научных сочинений или исследовательских проектов: 1. История причастий и деепричастий. 2. Откуда берутся Причастия? 3. Почему Причастия называются Причастиями? 4. Роль причастий в произведениях художественной литературы. 5. Причастие это –это особая форма глагола или самостоятельная часть речи? Изучение   темы   «Причастие»   проходит     на   материале   поэтических   и   прозаических произведений русской литературы XIX – XX веков. Приложение 1  Теоретический материал Очень метко о причастиях  сказал В.И. Даль,  автор знаменитого  словаря:  «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.» Здесь обращено внимание не только на содержание,   но   и   на   форму   причастия,   поскольку   своим   «внешним   видом»   оно действительно   напоминает   прилагательное:   изменяется   по   родам,   числам   и   падежам, согласуется с существительными и отвечает на вопрос какой? Следовательно, в причастиях заложены признаки и глаголов и прилагательных. Эту двойственность причастия заметили и древние грамматисты, дав  ему имя  «причастие»,  т.е.  причастное к имени  и глаголу. Совмещение в одном слове признаков разных частей речи естественно делает эти слова более богатыми содержательно, а поэтому и более экономными, на что обратил внимание еще М.В. Ломоносов: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, 11 заключая в себе имени и глагола силу. Это свойство причастий заключать “в себе имели и глагола   силу”   широко   используется   в   письменной   речи,   особенно   в   художественной литературе.   Картины   природы,   портретные   характеристики,   внутренние   переживания героев очень часто передаются писателями через причастия. Но в обычной разговорной речи   причастия   резки.   Об   этом   писал   еще   А.С.Пушкин:   «Причастия…   обыкновенно избегаются   в   разговоре.   Мы   не   говорим:   карета,   скачущая   по   мосту;   слуга,   метущий комнату;   мы   говорим:   которая   скачет,   который   метет   и   пр.   –   заменяя   выразительную краткость причастия вялым оборотом».                                      Современные   российские   лингвисты   традиционно   рассматривают причастие как особую неспрягаемую (атрибутивную) форму глагола (Теленкова М. А. и др.). Некоторые ученые придерживаются иной точки зрения и считают причастие самостоятельной частью речи (Тихонов А. Н. и др.). В школьных учебниках тоже наблюдается разногласие по этому вопросу. Так, в учебнике "Русский язык. Теория. 5­9" В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой причастие рассматривается как самостоятельная часть речи, а в учебнике "Русский язык. 7"   под   редакцией   С.   Г.   Бархударова   причастие   получило   двойное   определение: "самостоятельная глагола".           Причастие – гибридная глагольно­адъективная форма, которую в школьной традиции особая часть речи,   форма         рассматривают как особую глагольную форму. Причастия соединяют признаки глагола и прилагательного, выражая значение процессуального признака предмета.  Глагольные признаки причастий: 1.   Сохраняется   характер   глагольного   управления   (например:   мечтать   о   свободе   – мечтающий о свободе); 2. Сохраняется вид соответствующего глагола; 3. Причастие располагает двумя залоговыми формами (в соответствии с двухзалоговой концепцией)   –   действительного   и   страдательного   залога   (например:   разрешивший   – действительный  залог, разрешенный – страдательный залог); 4.   Причастие   имеет   две   временные   формы   –   настоящего   (любящий,   любимый)   и прошедшего (любивший) времени.                         12 Все глагольные признаки у причастий являются постоянными, переменные признаки – это признаки   прилагательного:   род,   число,   падеж,   полная   или   краткая   (у   страдательных причастий)   форма   и   соответствующая   им   флексия   в   предложении   –   сказуемое   или определение.    Причастия настоящего времени образуются от глагольной основы настоящего времени с помощью   суффиксов   ­ущ­/­ющ,   ­ащ/­ящ­   ­   действительные   причастия,   суффиксов   ­ем­, ­ом­,   ­им­   ­   страдательные   причастия.   Причастия   прошедшего   времени   образуются   от основы с инфинитивной основой. При этом для образования действительных причастий используются суффиксы ­вш­, если основа оканчивается на гласный ( например: слыша­ть – слыша­вший)   или   ­ш­,   если   основа   оканчивается   на   согласный   (например:   принес­ти   – принес­ший).   При   образовании   страдательных   причастий   прошедшего   времени   к глагольной основе присоединяются суффиксы ­нн­, если основа оканчивается на гласный, кроме   /и/   (например:   развеша­ть   –   развеша­нный),   ­енн,   если   основа   оканчивается   на согласный или /и/, причем в последнем случае /и/ выпадает (например: подстрели­ть – подстрел­енный, принес­ти – принес­енный), ­т­ ­ для образования причастий от некоторых глаголов   непродуктивных   классов   с   основами   на   и­,   ы­,   о­,   а   также   от   глаголов   IV продуктивного класса (например: сши­ть – сши­тый, промы­ть – промы­тый, заколо­ть – заколотый,   поверну­ть   –   поверну­тый).   Начальной   формой   причастия,   как   и прилагательного, является именительный падеж единственного числа мужского рода.   Общей чертой употребления причастий является то, что они составляют принадлежность книжной речи. Это объясняется историей причастий.     Основные   разряды   причастий   относятся   к   элементам   литературного   языка, заимствованным   из   старославянского   языка,   что  сказывается  на  ряде   их  фонетический особенностей, например в наличии щ в причастиях настоящего времени: текущий, горящий, которым   соответствует   прилагательные   текучий,   горячий,   представляющие   собой   по происхождению   древнерусские   причастия,   а   также   в   наличии   у   ряда   причастий   перед твердым согласным под ударением е, тогда как в глаголах, от которых они образованы, при этих   же   условиях   имеется   ё   (о):   пришедший,   но   пришёл,   изобретший,   но   изобрёл, расцветший, но расцвёл.  Связь причастий со старославянским языком в XVIII в. отмечается Ломоносовым, который в своей «Российской грамматике» о нескольких разрядах причастий разъясняет, что они 13 употребляются только от славянских глаголов и недопустимы от русских. Так, он пишет: «Действительного   залога   времени   настоящего   причастия   кончающихся   на   ­щий, производятся от глаголов Славянского происхождения: венчающий, пишущий, питающий; а весьма не пристойны от простых Российских, которые у Славян неизвестны: говорящий, чавкающий».   То   же   отмечается   им   относительно   страдательных   причастий   настоящего времени «От Российских глаголов, у Славян в употреблении не бывших, произведенные, например:   трогаемый,   качаемый,   мараемый,   весьма   дики   и   слуху   несносны»,   и относительно   причастий   прошедшего   времени   действительного   залога:   «…   например, брякнул,   брякнувший,   нырнул,   нырнувший,   весьма   противны».   При   этом   Ломоносов отмечает и большую уместность причастий для высоких стилей речи, указывая, что они «приличнее полагаются в риторических и стихотворческих сочинениях, нежели в простом штиле, или в просторечии».    В настоящее время, через два столетия после Ломоносова, ограничений в образовании причастий от чисто русских глаголов, чуждых старославянскому языку, не сохранилось. И демонстрируемые   Ломоносовым   примеры   недопустимых   причастий   не   создают   того впечатления оскорбления языкового чутья, о котором он говорит с такой категоричностью, и вполне допустимы. Основные разряды полных причастий являются продуктивными и без труда образуются от любых глаголов, в том числе от новообразований (яровизирующий, яровизировавший,   яровизируемый).   Наименее   распространены   страдательные   причастия настоящего   времени,   но   и   они   у   некоторых   типов   глаголов   продуктивны   (засоряемый, формируемый, хранимый) и непродуктивны лишь с суффиксом ­ом­ (несомый, ведомый, искомый).         Но и в настоящее время, во­первых, причастия являются принадлежностью литературного языка (они отсутствуют в диалектах); во­вторых, они почти не встречаются в разговорной речи.   Особняком   стоят   краткие   причастия   прошедшего   времени   страдательного   залога (написан,   принесен,   налит),   которые   широко   используются   в   бытовой   речи   и употребляются в диалектах. Наоборот, для разных стилей книжной речи полные причастия представляют собой одно из необходимейших средств, которое используется исключительно широко. Это связано с тем, что   причастия   способствуют   сжатости   речи,   давая   возможность   заменять   придаточные предложения;   сравните:   Предприятия,   досрочно   выполнившие   план   и   Предприятия, которые   досрочно   выполнили   план;   Избранный   общим   собранием   делегат   и   Делегат, 14 которого избрало общее собрание. В газетной речи почти всегда предпочитаются обороты с причастиями.  Причастия   по   своему   значению   близки   к   прилагательным   и   нередко   переходят   в прилагательные.   Общим   отличием   причастий   от   прилагательных   является   то,   что причастие   обозначает   временный   признак   предмета,   создаваемый   действием   самого предмета   (действительные   причастия)   или   действием,   осуществляемым   над   этим предметом (страдательное причастие), тогда как прилагательное обозначает постоянный признак предмета, например: летящие семена – это семена, которые летят, находятся в движении,   а   летучие   семена   –   семена,   имеющие   особенности   в   строении,   благодаря которым   они   легко   летают,   переносятся   ветром.   Прилагательное,   наоборот,   только характеризует предмет и не дает сведений о том, в каком состоянии он находится, поэтому возможна   фраза:   Земля   была   покрыта   летучими   семенами   клена,   хотя   эти   семена неподвижно лежат на земле. Причастия   имеют   ряд   соответствий   среди   прилагательных,   частью   по   своему происхождению восходящих к причастиям. Сюда относятся: 1) Действительные причастия настоящего времени и  прилагательные с тем же корнем: Краснеющий – красный; синеющий – синий; белеющий – белый.  Все эти причастия, принадлежащие глаголам, образованным от прилагательных (краснеть от   красный,   седеть   от   седой),   указывают   на   признак   в   процессе   его   образования: краснеющие яблоки – яблоки, которые становятся красными; прилагательное выражает обладание качеством в сложившемся виде: красные яблоки. В переносном значении эти причастия   указывают   на   более   активное,   действенное   проявление   признака,   а прилагательные – на пассивное наличие его у предметов. Сравните: зеленеющие поля и зеленые поля; что­то белеющее и что­то белое. 15 2)   Причастия   настоящего   времени   действительного   залога   (а     также   возвратные)   и прилагательные с суффиксом ­учий, ­ючий, ­ачий, ячий, являющиеся по происхождению древнерусскими причастиями:  Сыплющийся – сыпучий; сидящий – сидячий;  колющий – колючий.      В   ряде   случаев   такие   прилагательные   являются   антонимами   прилагательных   другой структуры:   горячий   –   холодный,   сидячий   (образ   жизни)   –   подвижный,   горючий   – огнестойкий. 3)   Действительное   причастие   настоящего   времени   (обычно   с   отрицанием)   и прилагательное,   совпадающее   со   страдательным   причастием   настоящего   времени   с отрицательной приставкой не­: Не сгорающий – несгораемый; не увядающий – неувядаемый; не промокающий – непромокаемый.  Причастие только констатирует, что действие продолжается, что действие продолжается, что   оно   не   близится   к   завершению;   это   и   достигается   при   посредстве   отрицательной частице   не;   сравним:   сгорающий   –   не   сгорающий,   смолкающий   –   не   смолкающий. Прилагательные   указывают   на   невозможность   совершения   действия,   на   недоступность предмета для известного процесса: несгораемый шкаф – шкаф, который не может сгореть, непромокаемое пальто – пальто, которое не может промокнуть. Поэтому можно сказать: Пришлось топить сырыми, долго не сгорающими дровами (но невозможно сказать: “долго несгораемыми дровами”). Прилагательные обычно гиперболически характеризуют предмет, представляя известное его качество как абсолютное, поэтому неумолкаемый сильнее, чем неумолкающий.   Следует   отметить,   что   такие   прилагательные,   как   несгораемый, образуются по большей части от непереходных глаголов, т.е. таких, которые не допускают образования страдательных причастий. 4) Страдательные причастия настоящего времени (обычно с отрицанием) и прилагательные с приставкой не­ и суффиксом –имый: 16 Не допускаемый – недопустимый; не побеждаемый – непобедимый ; не укрощаемый – неукротимый.     Различие   причастий   и   прилагательных   в   этом   разряде   аналогично   различию   в предыдущем:   причастия   констатирует   отсутствие   воздействия   на   предмет:   Не осуществляемый   нами   проект   может   быть   использован   другой   организацией;   здесь   не осуществляемый – тот, который не осуществляется, без указаний на то, может он быть осуществлен   или   нет.   Прилагательное   указывает   на   невозможность   совершения   над предметом   действия,   на   сопротивляемость   предмета   известному   воздействию: неосуществимый проект – тот, который нельзя осуществить, несокрушимый оплот – тот, который невозможно сокрушить.   Эти прилагательные также гиперболически выражают качество   (непобедимый   –   “самый   могущественный”)   и   в   связи   с   этим   обладают экспрессией.   Обычно   прилагательные   типа   непобедимый   образованы   от   глаголов совершенного вида, у которых не может быть причастий настоящего времени, но в ряде случаев   они   образуются   от   глаголов   несовершенного   вида,   и   тогда   могут   оказаться омонимичными причастие и прилагательное 5) Действительные причастия прошедшего времени и прилагательные, образовавшиеся из причастий с суффиксом ­лый: Загоревший – загорелый; пригоревший – пригорелый; посиневший – посинелый.   Данные   причастия   и   прилагательные   особенно   близки   по   значению;   у   причастий отчетливее   выражен   процесс:   загоревший   –   это   тот,   кто   приобрел   загар,   так   как подвергался загоранию, а загорелый – обладающий загаром, и это прилагательное более близко   к   смуглый.   Затем   причастие   яснее   выражает   личное   участие;   так,   оробевший испытывает,   больше   осознавая   основания   для   испуга,   чем   оробелый,   которым   испуг овладел   как   бы   извне   (не   потому   ли   нет   таких   прилагательных   от   глаголов,   которые выражают   большую   активность   действующего   лица:   поумневший,   повеселевший). Прилагательные   чаще   приложимы   к   предметам   (запотелые   стекла,   закоптелые   стены, застарелая болезнь, пригорелый пирог, оледенелая дорога), которые только подвергаются 17 воздействию со стороны. Наконец, прилагательные связаны с разговорной речью и часто образуются от разговорных и просторечных глаголов: оробеть, осоветь, посоловеть. 6) Дальше по значению от причастий бесприставочные прилагательные на ­лый, не имеющие вполне соответствующих им причастий; для них имеются только более далекие причастия с приставками: Поспевший – спелый; созревший – зрелый; завядший – вялый.  Отглагольный характер этих прилагательных совсем затемнен, и они обычно обозначают только качества без указаний на их образование. 7) Страдательные причастия прошедшего времени и прилагательные, которые образовались из этих причастий; обычно первые с приставками, а вторые без приставок: Сваренный – вареный; натертый – тертый; разбитый – битый.   Причастие указывает на процесс, которому подвергался предмет: Испеченные яблоки – яблоки, которые испекли, а прилагательное печеное яблоко указывает, каким качеством обладает яблоко, в связи с чем это прилагательное выступает как антоним слову сырое. В отдельных   случаях   переходят   в   прилагательные   и   причастия   с   приставками:   раздутые штаны (= слишком большие), открытая рана. 8) Действительные и страдательные причастия и омонимичные с ними прилагательные, образовавшиеся из этих причастий: а) Камень, блестящий на солнце – блестящий доклад. Мыс, выдающийся в море – выдающийся деятель. Блуждающие в лесу шакалы – блуждающая улыбка. Директор, вызывающий техника – вызывающий тон. 18 б) Уважаемый всеми человек – уважаемый товарищ. Управляемая шофером машина – управляемый аэростат. Причастия, обычно поддерживаемые тем, что при них есть зависимые слова, обозначают признак,   создаваемый   самим   предметом   (действительные   причастия),   или   выражают воздействие   на   предмет   со   стороны   другого   предмета   (страдательные   причастия); прилагательные,   обычно   имеющие   переносное   значение,   указывают   на   постоянные качества: блестящий доклад = великолепный доклад, выдающийся работник = отличный, превосходный   работник,   блуждающая   улыбка   =   непроизвольная,   слабая   улыбка, вызывающий   тон   =   резкий,   грубый   тон,   уважаемый   товарищ   =   достойный   уважения, управляемый аэростат, = обладающий приспособлениями для управления.  Среди причастий имеются типы, близкие по значению и выступающие иногда в качестве синонимов. Это относится, с одной стороны, к страдательным причастиям и, с другой – к причастиям от возвратных глаголов. Именно среди разнообразных значений возвратных глаголов   имеется   и   значение   страдательности;   в   таком   случае   глагол   относится   к подлежащему,   являющемуся   объектом   действия,   а   действующее   лицо   обозначается творительным   падежом:   Дом   строится   архитектором.   Образуемое   от   глаголов   с   таким значением причастие с частицей ­ся также приобретает значение страдательности: Дом, строящийся   архитектором,   соотносительно   по   выражению   страдательного   значения   с оборотом Дом, построенный архитектором, где выступает страдательное причастие; в то же время эти причастия не равноценны.             Причины   ошибок   в   употреблении   причастий   и   причастных   оборотов. Основной   причиной   ошибок   представляется   слабое   понимание   структуры   и   природы причастия.   Обычно   ученики   в   седьмом   классе   подразделяются   на   тех,   кто   понимает объясняемый материал, и не тех, кто только учит правила (есть, разумеется, и те, кто не учит,   но   их   называть   учениками   можно   только   формально).   Причастие   –   одна   из сложнейших   тем   школьного   курса,   её   успешное   изучение   невозможно   без   понимания. Наиболее   распространенные   грамматические   ошибки   в   употреблении   причастий   можно разделить на несколько типов: а) неверное употребление формы причастия; б) неверное образование   формы   причастия;   в)   ошибка   в   смысловом   соотнесении   причастия   с 19 определяемым  словом. Причастие – одна из наиболее трудных форм русского языка. От одного глагола можно образовать как минимум одно причастие, а от некоторых глаголов – два, три и четыре причастия.   Не   всегда   это   сделать   легко,   потому   что   нужно правильно   определить формообразующую основу и формообразующий суффикс. Для того чтобы определить, сколько   причастий   можно   образовать   от   данного   глагола,   воспользуемся   таблицей­ подсказкой. Переходн Страдатель Действител причаст причаст ость Вид ьные ия Прошед ные ия Прошед Настоящее время шее время Настоящее время шее время + + + + – – +(–) + – . Переходны . Несовершен е глаголы Переходны ный Совершенн е глаголы Непереход ый + – ные глаголы Непереход ные Несовершен ный + Совершенн глаголы Большинство глаголов образуют причастия именно по схеме, указанной в таблице. ый + – – – Например,   глагол читать. Несовершенного   вида,   переходный, значит,   должно образовываться четыре формы причастий. Проверим: читающий, читавший, читаемый, читанный. Возьмем непереходный   глагол   совершенного   вида – пробежать.   От   него   возможна только одна форма – пробежавший. Глагол блестеть – несовершенного   вида,   непереходный, т.е.   две   формы   причастий – блестевший и блестящий. Но, конечно, в русском языке не обойтись без исключений. Попытаемся образовать причастия  от глагола беречь. 20 Согласно   таблице,   этот переходный   глагол   несовершенного   вида должен   иметь все четыре   формы   причастий. Попробуем   их   образовать: берегущий,   берегший, береженный,   берегомый.   В   данном   случае   действуют не   грамматические   законы,   а фонетические.   Из­за неблагозвучности одни   формы   вообще   не   используются   в современном   русском   языке   (в   нашем   примере берегомый),   а   другие   употребляются ограниченно в определенных стилях речи. Итак: 1) Формы страдательных причастий настоящего времени (суффиксы ­ом­, ­ем­, ­им­) не употребляются в современном русском языке у переходных глаголов несовершенного вида: арестовать,   бить,   будить,   вертеть,   возить,   гладить,   готовить,   громить,   грызть, держать, жарить, ждать, звать, иметь, класть, колоть, красить, лечить, мести, мыть, пахать, печь, пилить, полоть, прятать, резать, солить, сторожить, сыпать, тушить, учить, чистить, шептать. К   таким   глаголам   можно   также   отнести   глаголы  беречь,   брать,   везти,   вить,   вязать, глядеть,   греть,   грузить,   давить,   жалеть,   жать,   жечь,   знать,   кипятить,   клеить, кормить, лепить, лить, молоть, находить, петь, писать, пить, портить, рвать, рубить, ставить, сушить, ткать, тянуть, хоронить, шептать и др. 2) Нельзя   образовать   формы страдательных   причастий   прошедшего   времени у переходных глаголов совершенного вида: толкнуть, разглядеть, проспрягать, просклонять, проехать, проводить, пробежать, полюбить,   пожелать,   подождать,   облететь,   напомнить,   миновать,   лизнуть, затмить, застать, достать, вернуть и др. 3) Нельзя   образовать страдательные   причастия   прошедшего   времени от   переходных глаголов несовершенного вида, если ударение в неопределенной форме падает на ­ать (­ ять) и не перемещается на другой слог при образовании причастия. Это   такие   глаголы,   как решать,   бросать,   определять,   получать,   составлять, примерять, объяснять и др. 4) Приставочные глаголы с суффиксом ­ива­ (­ыва­) страдательных причастий прошедшего времени не образуют: 21 Переписывать,   прочитывать,   рассказывать,   дорисовывать,   рассеивать, восстанавливать, додумывать и др. Особое   внимание,   выбирая   формообразующий   суффикс   для   образования   причастия, важно обращать  на следующие случаи. 1. Большинство   действительных   причастий   прошедшего   времени   образуется   от   основы неопределенной формы глагола или формы прошедшего времени, если она оканчивается на гласную букву, с помощью суффиксов ­вш­: учить – учивший, делать – делавший. Если   основа   неопределенной   формы   глагола   оканчивается на   согласную   букву, используем суффикс ­ш­: Расти – росший, нести – нёсший. Суффикс ­ш­ используется   и   при   таком   условии,   когда   основа   неопределенной   формы глагола   оканчивается   на ­шибить,   ­ереть: ушибить   –   ушибший,   вытереть   – вытерший. Достаточно   часто   в   речи   встречаются   ошибочные   формы   вытеревший, ушибивший, но их нельзя употреблять в литературном языке! 2. Для образования  страдательных причастий прошедшего времени служат суффиксы ­нн­ (­н­), ­енн­ (­ен­) и ­т­ (сотканный, охлажденный, вытертый). В просторечии нередко встречаются ошибки, связанные с употреблением одного суффикса вместо другого.   В квартире убрато: суффикс ­т­ ошибочно использован вместо суффикса ­н­. 3. Нужно   помнить,   что   при   образовании   причастия   не   должны   присоединяться   новые словообразовательные  приставки, суффиксы и постфиксы глагола, однако нельзя убирать и старые. Наиболее распространёнными ошибками являются: а) отбрасывание ­ся в случае образования причастий от возвратных глаголов (подняться – поднявшийся, не поднявший!); б) прибавление новых приставок (беречь – берегший, несберегший!). Морфологический разбор причастия Чтобы понять, как именно осуществлять разбор причастия, необходимо определиться с тем, как ее воспринимать: как самостоятельную часть речи или же специфическую форму глагола.   Именно   при   определении   статуса   причастия   здесь   возникает   самая   главная сложность,   которая   находит   свое   отражение   в   справочниках   по   лингвистике.   Во   всех учебниках,  используемых в  средних школах,  причастие  описывается как  особая форма глагола.   Именно   там   приводится   схема   разбора   причастия,   которая   соответствует 22 пониманию данной части речи в статусе самостоятельной. Некоторые лингвисты считают, что  если причастие  играет  роль  самостоятельной  части  речи,  то его  действительные  и страдательные   формы   прошедшего   и   настоящего   времени   следует   рассматривать   в качестве   отдельных   слов.   В   данном   случае   следует   использовать   следующую   схему разбора:   указать   причастие   в   начальной   форме   (отметив   род,   число,   падеж), морфологические   признаки   слова   постоянного   типа   (возвратность,   время,   вид, страдательное/действительное)   и   непостоянного   типа   (число,   род,   форма   и   падеж).   По своей форме причастие может быть полным и неполным, а падеж указывается только у слова,   находящегося   в   первой   форме.   Затем   следует   указать   синтаксическую   роль причастия внутри предложения.  Страдательные причастия имеют полную и краткую форму и, таким образом, нуждаются в специальном обращении. Морфологический разбор краткого причастия осуществляются по следующей схеме: указывается признак предмета, вопрос к причастию, начальная форма. Также   необходимо   указать   ряд   морфологических   признаков:   время,   вид,   возвратность, форму,   число,   род.   Падеж   определять   здесь   не   нужно,   поскольку   краткие   причастия невозможно   склонять.   Также   нужно   указать   синтаксическую   функцию   слова   внутри предложения.   Краткие   причастия   следует   разбирать   особенным   образом,   они   могут изменяться   по   родам   и   числам.   В   предложении   они   могут   играть   роль   именной   части составного именного сказуемого, это следует учитывать при выполнении разбора. Следует помнить о том, что краткие причастия могут совпадать с краткими прилагательными, и отличить их друг от друга порой бывает очень сложно. Краткие прилагательные могут иметь   лексическое   значение   признака   действия,   которое   осуществляется   в   какой­то определенный   временной   промежуток.   Краткие   страдательные   причастия   обычно обозначают   признак   предмета,   который   является   результатом   какого­либо   действия, совершенного   в   прошлом.   По   мнению   некоторых   лингвистов,   краткие   страдательные причастия могут быть схожи с функциональными омонимами, оканчивающимися на «то» и «но»:   прикрыто,   убрано,   прокурено.   Данные   грамматические   омонимы   именуются причастными предикативами (словами категории состояния) и выделяются в отдельную часть   речи.   Краткие   страдательные   причастия   могут   употребляться   в   двусоставных предложениях,   они   обязательно   должны   согласовываться   с   существительными   и местоимениями­существительными в некоторых именных категориях. Данные словоформы могут выполнять функцию именной части составного именного сказуемого.  23 Мастер – класс   на тему « В царстве Причастия». Приложение 2    Цель:  систематизация и обобщение изученного материала; совершенствование навыков употребления причастий в речи.   Обучающиеся   делятся на 2 команды (каждой дается название). Какая команда быстрее решит   задание,   та   и   отвечает,   и   ей   присуждается   очко.   Если   одна   команда   дает неправильный ответ, то другая может ответить. Время для размышления 1 минута. О своей готовности команды извещают звоночком. Какая команда набирает больше очков, та и побеждает. В игре 6 туров. Ход урока: 1. Слово учителя.     ­­Сегодня     мы   обобщаем   Ваши   знания   по   теме   «Причастие»   и   отправляемся   в путешествие в «Царство Причастия». Посмотрим, какая команда быстрее ответит 24 на вопросы, решит задания и правильно выполнит задания. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте! Первый тур (разминка) Значение и грамматические признаки причастия 1. Я расскажу Вам сказку о Причастии,  после которой Вы должны дать ответы на вопросы. В давние­давние времена на планете Языкознание в королевстве Части речи произошло событие, имеющее королевское значение. У короля Глагола и королевы Прилагательное родилась дочь! Девочку назвали Причастие. Как и всякий ребенок, Причастие была похожа и на маму, и на папу. Мама Прилагательное учила ее пользоваться магией и изменяться по числам, падежам и родам. Последнее свойство она может применять только тогда, когда находится числе. единственном одна, есть то в             Любящее   дитя,   любящий   ребенок,   любящая   дочь   –   такой   была   Причастие. От   папы   Глагола   Причастие   научилось   телепортации.   Из   настоящего   она   могла перемещаться   в   прошлое,   но   не   в   будущее.   Молодая,   она   не   думала   о   будущем. Глагол,   строгий   политик,   учил   ее   управлению.   Девочка   легко   находила   язык   с существительными,   местоимениями   и   наречиями.   Она   никогда   не   терялась,   сохраняла возвратность и переходность. Именно папа показал ей выгодность двух сторон характера: несовершенной. Причастие В   политике   (предложении)   Причастие   играет   важную   роль.   Полная,   она   выступает   в совершенной, научилась быть и и             качестве   определения,   а,   становясь   краткой,   выполняет   папину   роль­   роль   сказуемого. Игрушки для любимой дочери родители выбирали сами. Они дарили ей суффиксы: ­ВШ­, ­Ш­, ­НН­, ­Н­, ­ЕНН­, ­Т­.Сейчас, в настоящем времени, она играет в кукол­двойняшек: ­АЩ­/­ЯЩ­   и   –УЩ­/­ЮЩ­.   Любит   она   и   –ОМ­/­ЕМ­.   Часто   играет   с   ­ИМ­. Причастие ходит в школу волшебства и магии, где прилежно учится разбирать себя на правильные   части   (морфемы),   отыскивать   с­прят­а­вш­ЕЕ­ся   окончание   и   вновь приобретать свой облик. Строгий учитель Морфемный Разбор ею доволен. Учится она и другим вещам.У Причастия в школе много друзей. Когда девочка пропускает их вперед, всегда появляются сторожа­запятые. Они охраняют (обособляют) компанию, прозванную Причастным   оборотом.   В   волшебной   школе   Причастию   подарили   милое   маленькое домашнее животное. Она назвала его ­ НЕ ­ Это хорошенький, не очень капризный зверек. К НЕ сразу приставили нянь (зависимые слова). Причастие неразлучна с ­НЕ­, живёт с ним 25 в   замке   под   названием   «Без   НЕ   не   употребляется».   Будучи   полной   и   одинокой (одиночной), она тоже не может без НЕ. Зверек НЕ полюбил ее друзей: Почти, Очень, Слишком, Довольно, Абсолютно и других. Но, когда Причастие превращается в Краткое или когда рядом находятся няни – зависимые слова, НЕ боится подходить к девочке. А еще НЕ очень не любит противоречий. Так и живет девочка Причастие в королевстве Части речи. Ответьте на вопросы: 1) Свойства каких частей речи имеет причастие? (глагола и прилагательного) 2) Назовите свойства глагола. 3) Назовите свойства прилагательного. 4)  Что такое причастие? Прилагательное 1.Вопрос какой?  2. Род.  3. Число.  4. Падеж.  5.   Полная   и   краткая   форма   (краткая   для некоторых).  6. Согласуется с существительными.  7.В предложении – определение и сказуемое. 2. Выполните задания: Глагол  1.Возвратное   и   невозвратное.   2.Переходные   и непереходные.  3. Вид.  4.Время: настоящее и прошедшее.  5.В предложении сказуемое. Назовите словосочетания с причастиями (на листочках командам) Наступившая ночь, теплый ветерок, поспевающая рожь, золотое зерно, сложенное в скирды сено, душистая трава, потемневшие поля, стройные ели, белеющая дорога, освещаемая звездами дорога, хорошее настроение ,рисуемая картина.  Придумайте сами по 3 словосочетания с причастиями. Второй тур – Поговорим о  действительных и страдательных причастиях 1.    Образуйте все возможные формы причастий от этих глаголов (глаголы записаны на доске ). Сидеть – сидевший, сидящий; 26 Сажать – сажающий, сажавший, сажаемый; Обуть – обувший, обутый; Обувать – обувающий, обуваемый, обувавший; Хранить – хранящий, хранимый, хранивший; Сохранить – сохранивший, сохраненный. 2. Образуйте формы кратких страдательных причастий (называть словосочетания по очереди каждому ряду): Решенная задача – задача решена;                       Купленная книга – книга куплена;                          Прочитанный журнал – журнал прочитан;     Построенное здание – здание построено;  привезенные вещи – вещи привезены;  любимые стихи – стихи любимы;  начатое сочинение – сочинение начато. 3.    Найдите   в   предложенных   текстах   причастия   и   определите   их   вид.   (карточки   у каждой команды) 1. ... В окно увидела Татьяна  По утру побелевший двор.  Картины, кровли и забор,  На стеклах легкие узоры,  Деревья в зимнем серебре, И мягко устланные горы  Зимы блистательным ковром.  2. Наша ветхая лачужка  И печальна, и темна. Что же ты, моя старушка,  Приумолкла у окна? Или бури завываньем  Ты, мой друг, утомлена  27 Или дремлешь под жужжанье  Своего веретена? 3. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То как зверь она завоет,  То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой  Вдруг соломой зашуршит, То, как спутник запоздалый, К нам в окошко застучит. (А.С. Пушкин) 4. Деревни кое­где расставлены, Как пятна в безднах белизны: Дома сугробами задавлены, Плетни под снегом не видны. Леса вдали чернеют, голые,­ Ветвей запутанная сеть. Лишь ветер песни невеселые В них, иней вея, смеет петь. Змеится путь, в снегах затерянный: По белизне ­ две борозды... Лошадка рысью неуверенной Новит чуть зримые следы. (В. Брюсов) Третий тур – конкурс капитанов.  Капитанам поочередно задаются вопросы. Каждый правильный ответ – один балл 1. 2. 3. 4. Что называется причастием? Рассказать об образовании действительных причастий; Рассказать об образовании страдательных причастий; Что называется причастным оборотом? Знаки препинания при причастном обороте. 28 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Рассказать о раздельном написании НЕ с причастиями. Рассказать о слитном написании НЕ с причастиями; Рассказать о правописании НН в причастиях; Как отличить причастия от отглагольных прилагательных? Как отглагольные прилагательные переходят в разряд причастий? Рассказать о правописании гласной перед суффиксами причастий прошедшего  времени; Рассказать о кратких страдательных причастиях; Рассказать о правописании гласной в суффиксах причастий после шипящих; Назовите постоянные морфологические признаки причастий; Назовите непостоянные морфологические признаки причастий. Четвертый тур ­ Причастный оборот А)  Прочитайте   предложения   и   найдите   в   них   причастные   обороты.   Перестройте предложения   так,   чтобы   причастные   обороты   выделялись   запятыми   (каждой   команде выдается отдельная карточка) 1)Облитые тенью деревья слабо шумят. –( Деревья, облитые тенью, слабо шумят.) 2)Пара только что проснувшихся гусей молча и медленно перебирается через дорогу. – (Пара гусей, только что проснувшихся, молча и медленно перебирается через дорогу.) 3.Сквозь влажный   разлитый   в   воздухе   блеск   ясно   выступает   даль.   –   (Сквозь   влажный   блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль.) Б) В это же время у доски работают по одному представителю от команды. Участникам нужно  вставить пропущенные буквы и открыть скобки в словосочетаниях  Разъезж…(н,нн)ая   машинами   дорога;   подстрел…(н,нн)ый   заяц;(не)сдела(н,нн)ое   задание; (не)коше(н,нн)ая фермером трава; (не)подмете(н,нн)ый пол; рожь (не)сжата; реше(н,нн)ая проблема; поле (не)засея(н,нн)о; смеша(н,нн)ые семена; лицо взволнова(н,нн)о. Пятый тур – Причастие в гостях у Фразеологии 1.              Назовите фразеологизм по его толкованию:        29 • Умеет хорошо говорить (язык хорошо подвешен).  • Лишен свободы действий (связан по рукам и ногам).  • Объединены чем­либо общим (одной веревочкой связаны).  • Суждено, предопределено (на роду написано).  • По внешнему виду сразу не разберешь, кто это (на лбу не написано).  • Вовсе не похож на других по взгляду, характеру (из другого теста сделан).  • Человек, утративший от усталости физические силы или творческие способности ( как  выжатый лимон). 2.         Подберите фразеологизм – синоним. • Сами с усами ( не лыком шит)  • Два сапога­ пара ( одним миром мазаны).  • От чистого сердца ( с открытой душой).  • Старого воробья на мякине не проведешь (тертый калач, стреляный воробей). Шестой тур – Творческая работа Каждая команда получает  карточку с причастиями (затуманена, написано, взволнованная, улыбающаяся, разукрашенная). Необходимо составить  текст, используя данные причастия, дать ему название. Подведение итогов. Примерные задания по теме «Причастия»  Самостоятельная работа № 1. 1). Найти словосочетание «прич. + сущ.» 1. чернеющая пропасть                                            6. мокрый снег 2. черная ночь                                                           7. синее небо 3. белого снега                                                          8. поспевающий крыжовник 4 спелый крыжовник                                                9. лаявшая собака 5. теплый дождь                                                        10. темный горизонт Приложение 3  30 2). Найти словосочетания «прилаг.+ сущ.» 1. стоящий мальчик                                                      6. болотная вода 2. засеянное поле                                                         7. горячая печь 3. летящая птица                                                          8. спеющая ягода 4. светлое небо                                                            9. мелкий брод 5. собранные грибы                                                      10. последний лист 3). Найти словосочетания «прич. + определяемое слово» 1. служащие родине                                                        6. рассказанного стариком 2. растаявшие льдины                                                      7. скошенные косой 3. построенные арендаторами                                          8. исследованной местностью 4. с обрадованными ребятишками                                     9. прочитавшего книгу 5. разбросанные ребенком                                               10. светящиеся окна 4). Найти словосочетания «прич. + зависимое слово» 1. разведанная геологами                                                   6. дремлющего океана 2. освещенная луной                                                          7. замешанные в преступлении 3. обнаруженного противника                                             8. пенящиеся струи 4. расчищенная школьниками                                              9. колеблющиеся от ветра 5. в написанных словах                                                       10. стоящей лампы 5). Найти словосочетания с действительным причастием 1. написанная учеником                                                       6. проверенная учителем 2. распиленная плотником                                                   7. плескавшиеся волны 3. ведущая в парк                                                                8. построенный дом 4. посаженные весной                                                         9. покрашенный краской 5. опрокинутый котенком                                                    10. летящим самолетом 6). Найти словосочетания со страдательным причастием 1. на пестреющем лугу                                                       6. сидящая девочка 2. о движущемся предмете                                                 7. засыпанные аллеи 3. опавшие с тополя                                                            8. у потревоженных птиц 31 4. отнятая игрушка                                                             9. рассказывающие о путешествии 5. разлившаяся по небу                                                      10. борющийся за свободу Самостоятельная работа № 2. 1).  Спиши, вставив пропущенные буквы Бор…щийся народ, держ…щий знамя, развева…щийся по ветру, стро…щий школу, та… щий снег, кол…щий предмет, пол…щий огород, кол…щий дрова, ро…щий канаву, дремл… щий   великан,  колебл…щийся   тростник,   дежур…щий   милиционер,   скач…щие   на   конях, маяч…щие огни, стел…щийся туман, колыш…щиеся отражения, готов…щие выступление. 8). Спиши, вставив пропущенные буквы Слыш…мого рокота, вид…мый в микроскоп, навева…мый воспоминаниями, огражда… мый от невзгод, колебл…мый ветром, озаря…мого луной, ороша…мый водами, леле…мый родителями,   оберега…мый   товарищами,   невид…мый   глазом,   обижа…мый   братом, ожида…мого поезда, освеща…мый светом, согрева…мый солнцем. Самостоятельная работа № 3. Спиши   предложения,   вставляя   пропущенные   буквы   и   запятые.   Причастные   обороты выдели. 1.  К реке сбегает тропинка едва вид…мая во мгле. 2. Серебрится река слабо озаря…мая луной.   3.   Шелестит   камыш   чуть   колебл…мый   ветром.   4.   Чьи­   то   голоса   слыш…мые издалека гулко раздаются в ночной тишине. 5. Пригиба…мая ветром трава ложилась на землю. 6. Всадник скач…щий на коне показался за бугром. 7. Леч…щий нашу семью врач должен зайти сегодня. 8. Не   та…щий   на крыльце снег приходилось скалывать каждый день. 9. Дачи стро…щиеся повсюду украсили нашу местность. 10. Туман стел…щийся в низине мешал видеть происходящее. Самостоятельная работа № 4. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Слыш…вший шорох, прав…вший конями, обид…вший ребенка, раста…вший снег, увид… вший паука, направ…вший пешехода, постро…вший дом, ужал…вшего малыша, ла…вшей 32 собаки,   об   отта..вшей   земле,   завис…вший   от   обстоятельств,   ненавид…вший   врагов,   с встрет…вшимся другом, рассе…вший сомнения. С двумя  словосочетаниями составьте и запишите предложения. Самостоятельная работа № 5. Спиши, расставляя запятые. Осенний лес. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна кленов и осин раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва опавшая с деревьев. Кое­где виднеется шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик прокличут в небе журавли пролетающие косяком. Что­то грустное прощальное слышится и видится в осеннем лесу наполненном тишиной. Идешь   по   такому   лесу   расцвеченному   красками   и   поэтическим   чувством   наполняется душа. Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время. Прозрачен и чист воздух прозрачна вода в лесных ручьях. Еще цветут осенние поздние цветы. Готовятся к отлету певчие птицы. Иногда затрещит в лесу дрозд застучит дятел сидящий на сухом дереве.   Еще  зеленый  стоит  на  краю  леса  старый   развесистый  дуб  роняющий  на  землю спелые желуди. Самостоятельная работа № 6. Замените,   где   можно,   придаточные   предложения   причастными   оборотами,   поставьте необходимые знаки препинания. 1. Наступил день, которого мы давно ожидали. 2. Жизнь, которая прошла без служения широким интересам и задачам общества, не имеет оправдания. 3. Книги я брал в городской библиотеке,   которую   основал   еще   А.П.Чехов.   4.   Ум,   когда   он   направлен   на   одно отрицание, бледнеет, сохнет. (Тургенев И.С.)  5. Крупный дождь, который успел прибить пыль, но не успел навести грязь, перестал. 6. Нет слаще покоя, чем тот, что покупается трудом.(Чехов А.П.) 7. Завтра мы должны были соединиться с ополченцами, что шли нам навстречу. 8. По всей террасе разливался зеленый полусвет, от которого лица женщин сразу побледнели. 33 Самостоятельная работа № 7. Спишите, вставляя окончания. 1.   В   узкое   оконце   виднеется   заросш…   кустарником   устье   реки.   2.   Путешественники свернули с дороги к речке, разливш…ся в этом месте. 3. Наш народ помнит имена героев, совершивш… подвиг в дни Великой Отечественной войны. Однако многие герои живут в рассказах и легендах, в шелесте берез над заросш… окопами. 4. Ранним утром 13 апреля 1904 года броненосец «Петропавловск», шедш… на бой с японской эскадрой и нарвавш… ся на мину, пошел мгновенно ко дну. Вместе с командой погиб и находящ…ся на борту корабля художник Василий Васильевич Верещагин, стоявш…  в момент взрыва на палубе и делавш…   зарисовку   начинающ….ся   боя.   5.   Библиотекарь   беседовал   с   мальчиком, интересующ…ся книгами о космосе. Самостоятельная работа № 8 Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания В поле заросшем васильками и колокольчиками стоял теремок никому (не) нужный и всеми брошен?ый. Все жившие в нем раньше покинули уютный домик и теперь он стоит одинокий и заброшен?ый. Теремок был очень просторен мог вместить десяток жильцов маленьких и шустрых. Для любого зверька и живущего в поле и пряч?щегося в лесной траве такой теремок был бы самым лучшим жильем. И тогда он не был бы таким одиноким и грустным а заселен?ый жильцами стал бы веселым и оживлен?ым. Так бы и стоял теремок в поле обв?ваемый всеми ветрами и зал?ваемый дождями но тут случилась с ним такая история. Бежала   однажды   по   этому   полю   мышка.   Утомлен?ая   долгой   дорогой   мышка   мечтала только об одном отдохнуть. Маленькая шустрая она хотела было упасть под кустик и заснуть   но   вдруг   увидела   теремок   в?дневшийся   из   (за)   качающихся   на   ветру   головок колокольчиков. Удивленная и заинтересован?ая подошла наша героиня к теремку и (не) много испуган?ая спросила н? живет ли кто более достойный ее в этом домике уютном и ак?уратном.  Н?кого   прож?вающего   в   теремке   не   оказалось   (по)   этому   мышка   вошла   в   домик построенный на ра?чищенной от ромашек и колокольчиков полянке и начала хозяйничать в нем. 34 Прошло   несколько   дней   которые   вместе   взятые   составили   практически   неделю. Обжившаяся со всеми удобствами в теремке мышка не мечтала о смене "квартиры" так удобно найден?ой перед началом зимнего сезона. Не хватало лишь подруг скрашивающих мышке долгие вечера. Решением проблем?ы могло бы стать радио и телевидение но (не) подв?денный к линиям электропередач домишко не мог предложить подобные удобства. Оставалось   либо   обратит?ся   напрямую  к   руководству   РАО   ЕЭС  что  для   мышки   и   не умеющей писать и не владеющей в полной мере русским языком было не вполне доступно либо завести соседей. Внезапно   наступившие   морозы   помогли   было   мышке   решить   ставшую   болезнен?ой проблем?у.   Болото   расположе?ное   н?   вдалеке   от   теремка   промерзло   (на)   сквозь   а промерзшее до дна оно уже не могло представлять собой что­то похожее на пр?станище для водных жителей а именно лягушек. Некоторые растерян?ые так и погибли а одна наиболее хитрая пошла искать другое жилье. Так однажды утром морозным и пр?красным вышедшая   на   ежедневную   утрен?юю   пр?бежку   мышка   обнаружила   рядом   с   недавно построен?ым вокруг теремка забором лягушку уже не зеленую а бирюзово синюю закутан? ую   в   н?   извес?но   как   найден?ый   под   сло?м   снега   учебник   по   русскому   языку   для иностранцев   слабо   владеющих   русским.   Сипло   твердившая   ква­ква   стояла   эта   бедная вымер?шая болотная жительница под забором готовая с минуты на минуту и?пустить дух. Что­то похожее на м?льбу пром?лькнуло в лягуш?ч?их глазах когда заметившая мышку она   ос?знала   как   близко   может   быть   сп?сение.   Обрадован?ая   внезапно   пр?обретен?ой подругой мышка бросилась л?чить квакушку. Вскоре напоен?ая ча?м помещен?ая в постель и обложен?ая грелками лягушка перестала кашлять и ч?хать а мышка счастливая начала представлять как вечером поболтает с новой подружкой ра?скажет ей свои пр?ключения от корки до корки. Но тут случилась катастрофа вероятно нуждающаяся в сп?циальном изучени?   учеными   физиологами.   Лягушка   не   успевшая   вопреки   всем   законам   природы заснуть на зиму от неожидан?о резко наступивших холодов ма?лась без сна уже два дня но помещен?ая в теплую постель вдруг впала в долгую зимнюю спячку. Разоч?рование мышки только что нашедшей и сразу пот?рявшей собеседницу н? по?дается оп?санию нашего изрядно и?муче?ного от многократных перел?жений различных сказок пера. Она вновь оставшаяся в одиночестве ра?ревелась и оплакав свою горькую судьбу с 35 новой   силой   пр?д?лась   мечтам   об   установк?   на   поляне   линий   электропередач?.   Через месяц умудришись целиком выучить пр?н?сен?ый квакушкой из леса учебник она гордая собой составила письмо Чубайсу. Изложен?ая в письме про?ьба выгл?дела хамоватой(:,­) немедлен?о   пров?сти   в  лес   лишен?ый  всех   современ?ых  благ   жизни  электричество   бе? платно   установить   соответству?щие   нормам   розетки   и   назначить   минимальную   оплату потребляемой в процес?е эксплуатаци? сети энерги?. Послан?ое с голубями письмо должно было в кратчайший срок дойти до этого н? знающего пока что такое настоящие проблем?ы министра и удовлетворен?ая смелым поступком мышка пр?н?лась к?ротать время в ож? дани? результатов смелого (по) истин?е бе?пр?ц?де?тного эксперимента. Самостоятельная работа № 9 1. Превратить прилагательные в причастия, добавив зависимые слова или приставки.   Моченые яблоки, соленая рыба, раненая птица, стеганая куртка, путаный ответ.   2. Превратить причастия в прилагательные. Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, вымощенная улица,  перегруженная машина, жаренная в масле картошка.   3. От данных глаголов образовать отглагольные прилагательные или причастия, подобрать к ним существительные.   Хвалить, решить, косить, лишить, пустить, пленить, точить, плести.   4. Превратить прилагательные в причастия, а причастия в прилагательные: распиленное бревно — пиленый сахар, кованый меч — закованный в цепи.   Тканая скатерть, вязаный шарф, травленый волк, заштопанный рукав, нехоженая тропинка.   5.   От   прилагательных   образовать   полное   и   краткое   причастия,   подобрать   к   ним существительные: ломаная линия — сломанный карандаш, игрушка сломана.   Мороженая рыба, вареное яйцо, сеяные травы, путаный рассказ, неглаженая рубашка. 36 6. Объяснить правописание Н и НН.   а)   Расчищенная   дорожка,   чищеные   сапоги,   чищенные   сегодня   ботинки,   картошка   не чищена, нечищеная обувь.   б) Крашеные полы, выкрашенные стены, некрашеные столы, крашенные белилами окна, полки покрашены.   в) Званый обед, вызванный ученик, незваный гость, званные к ужину гости. 7. Вставить Н или НН.   1)   По   стенам   висели   пучки   засуше...ых   трав,   связки   сморще...ых   корешков   и   кухо...ая посуда (К. Паустовский). 2)   Заплата...ые   извозчичьи   армяки   с   жестя...ыми   номерами   зарябили   в   глазах   (К. Паустовский). 3) Наша бригада вошла в броше...ую жителями, разоре...ую и полувыжже...ую турецкую деревню (В. Гаршин). 4)   На   большие   столы   без   скатертей   поставили   по   нескольку   деревя...ых   краше...ых   и золоче...ых мисок с жидкою пше...ою кашицей (В. Гаршин). 5)   В   этот   странный   час   светлой   и   тума...ой   осе...ей   ночи   запуще...ый   парк   казался печальным и таинстве...ым, как заброше...ое кладбище (А. Куприн). 6) Желтели стены, выкраше...ые масля...ой краской, захвата...ые гряз...ыми пальцами (К. Паустовский). 7) Их обогнал человек в рва...ом пальто и соломе...ой шляпе (А.Н. Толстой). 37 8) На пусты...ой улице показалась странная фигура испуга...ого человека (А. Н. Толстой). 9) Дворцы гляделись в Неву расстреля...ыми пусты...ыми окнами (А.Н. Толстой). 10) Он лежал в чьем­то овчи...ом зипуне, окруже...ый целой толпой народа (А. Куприн). 11) Армия таяла, как броше...ые в печь оловя...ые солдатики (А.Н.Толстой). 12) Стены выбеле...ы известкой, а снизу выкраше...ы коричневой масля...ой краской (А. Куприн). 38 Список использованной литературы 1. Баранов М.Г., Костяева Т.А., Прудникова А.В.Русский язык (справочные материалы). Москва Просвещение 2013 год. 2. Гаврилова Г.Ф. Проблемные вопросы и ситуации при обучении грамматике. Р.Я.Ш. №2 1991 год стр. 3­7. 3. Донченко Т.К.  Комплексное решение задач урока. Р.Я.Ш. №3 1990 год стр.10 4. Качмазова Езетхан. Причастие как двуприродная самостоятельная часть речи. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 192 с. 5. Сидоренков В.А. Приёмы самостоятельной работы с лингвистическим текстом. Р.Я.Ш. №6 1998 год стр. 3. 6. Учебники   Русский язык 6­7 класс под редакцией М.М. Разумовской. Издательство Дрофа 2015 год. 7. Шахматов А. А. "Учение о частях речи".­  издательстве "Ком Книга", 2012 г. 39

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие

Причастие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018