Причастие как особая форма глагола. Признаки глагола у причастия. Признаки прилагательного у причастия
Цель:
- познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия, формировать умение различать причастия и прилагательные;
- развивать умение различать прилагательные и причастия;
- воспитывать интерес к русскому языку и внимательное отношение к слову.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности
Ход урока
1. Организационный этап
2. Актуализация.
1. Выразительное чтение сказки упр. 48
- Попробуйте перевести сказку на язык науки.
2. Рассмотрите схему (схема записана на доске):
род
число
падеж
вопрос
синтаксическая роль
прилагательное причастие глагол
признак по действию
время
вид
возвратность
Проведите стрелочки от родителей Причастия к тем признакам, которые они по наследству передали своему чаду.
Отличие прилагательного и причастия. Запись на доске и в тетрадях.
Маленький мяч - постоянный признак (прилаг.)
Летящий мяч - тот, который летит - временный признак (причастие)
Резиновый мяч - постоянный признак (прилаг.)
Падающий мяч - тот, который падает - временный признак (причастие)
Вывод: причастия в отличие от прилагательных обозначают не постоянный, а временный признак.
Закончите автобиографию причастия Летящий
Автобиография причастия Летящий
Я, причастие Летящий, происхожу из семьи______________
Мой отец оставил мне значение__________________________ ,
время _____________________ , вид________________ . Мать
оставила в наследство вопрос __________________ , свою
синтаксическую роль________________ __, научила изменяться
по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме
рода,________________
числа и имею собственное,
присущее
только мне свойство___________________________________ .
III. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Упр. 53, выписать 5 словосочетаний сущ. + прилаг. и 5 словосочетаний сущ. + причастие.
2. Рабочая тетрадь, задание 25 Подчеркни причастия, выдели их суффиксы.
Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее.
1.Нестриженные ногти приводят к царапинам на лучших друзьях.
2. Босая нога говорит о лете, обутая в валенок - о зиме, промокшие ноги в грязных ботинках - о весенних каникулах.
3. Нога сорок пятого размера, мощным ударом распахнувшая двери, говорит о крупных неприятностях, ожидающих всех присутствующих.
4. Широкая спина скрывает дрожащих товарищей.
5 Мурашки, бегущие по спине, предупреждают, что вы сидите в муравейнике.
6. Удаляющаяся спина - к разлуке.
7 Приближающаяся спина - к успешному задержанию нарушителя.
8. Оборванные уши свидетельствуют, что родители часто воспитывают их хозяина.
9. Крепкая шея с сидящими на ней друзьями говорит о доброй душе и слабой воле.
(Г. Остер.)
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
1. Глагольные признаки причастий
Упр. 54 (выборочно) или по вариантам,
1 вариант выписывает причастия совершенного вида
2 вариант - несовершенного вида.
Упр. 57 (1 предложение выполнить вместе, а затем по два предложения по вариантам).
2. Признаки прилагательного у причастия.
Упр. 60, выписать два словосочетания прилаг. + определяемое слово и два словосочетания причастие + определяемое слово, определите род, число и падеж прилагательного и причастия
Образец: играющие лучи (И.п., мн. ч.), могучее светило (И.п., ср.р., ед. ч)
Упр. 60, записать на доске и в тетрадях 4-ое предложение, определить синтаксическую роль кратких прилагательных и причастий.
Вывод о признаках глагола и прилагательного у причастий.
3. Упр. 62 (выборочно)
4. Словарная работа.
Самостоятельно определить значение слов по толковому словарю учебника.
Просека
Кроткий
Лазурный Торос
Презентация
Составить и записать словосочетания или предложения с этими
словами, желательно использовать причастия.
Они медленно продвигались по просеке, заросшей травой и почти
незаметной.
Несколько суток простояли в Баренцевом море суда, зажатые торосами.
В библиотеке была организована презентация книги, недавно изданной в издательстве «Атамура».
Запись в Словарь трудных слов аппетит
5. Роль причастий в языке
Запись на доске и в тетрадях предложения.
«Причастия служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу», - писал М.Ломоносов.
- Докажите справедливость этих слов, исправив предложения.
А) Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.
Б) Книга, которая лежит на столе, уже прочитана.
В) За столом сидят ученики, читающие книгу.
V. Этап информации о домашнем задании
4. Придумать грамматическую сказку о причастии.
5. § 5, 6, 7, Упр. 61
6. Подготовить связный рассказ о причастии.
VI. Подведение итогов урока
VII. Этап рефлексии.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.