Что же должен знать педагог при работе с детьми девиантного поведения?
Педагог должен знать:
Понятия и формы отклоняющегося поведения
Факторы риска, формирующие девиантное поведение
Причины отклонений (что или кто оказывает на ребенка
пагубное влияние)
Алгоритм действий по профилактике ДП, который включает в себя:
- основные направления работы с девиантными детьми
- основные направления работы с родителями
- основные направления работы с педагогами
- формы и методы психолого-педагогического воздействия
- модели пропаганды здорового образа жизни
- модели профилактики злоупотребления ПАВ
Понятие девиантного поведения
Под девиантным (от лат. Deviatio-отклонение) поведением подразумевается:
поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам,
социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.
Отклонения от социальных норм могут быть:
позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;
негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.
Классификация отклонений по А.Ф.Никитину
По особенностям взаимоотношений и общения с детьми воспитателей, педагогов (трудные, трудновоспитуемые, дезорганизаторы)
По образу жизни детей, семьи, по социально-бытовым условиям (безнадзорнве, безпризорные, социально запущенные дети).
По специфике ошибок и недостатков процессе воспитания (педагогически запущенные).
По уровню развития нравственных качеств (дети с отклонениями в нравственном развитии).
По несоответствию действий подростков закону, правовым нормам (несовершеннолетние правонарушители).
Антисоциальное поведение
- поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.
Антисоциальные поступки:
- Насилие над более младшими и слабыми
сверстниками, животными
- Воровство
- Мелкое хулиганство
- Вандализм
- Порча чужого имущества
- Торговля наркотиками
Асоциальное поведение
- уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений
Асоциальные поступки:
- Побеги из дому
- Систематические пропуски в школе
- Агрессивное поведение
- Ложь
- Вымогательство
- Беспорядочные половые связи
- Ненормативная лексика
- Настенные надписи и рисунки
непристойного характера
Аутодеструктивное поведение
- поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности
Аутодеструктивные поступки:
- Курение
- Токсикомания
- Наркомания
- Вскрытие вен
- Алкоголизм
- Суицид
Факторы риска и причины отклонений
«Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, подлец и преступник»
А.С. Макаренко
семья
наследственность
проблемы подросткового возраста
отсутствие прочных социальных связей
Семья
Влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.
Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых
Эгоизм и низкий уровень нравственности семьи
Тунеядство и пьянство
Неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию
Удручающий образ жизни
Раздоры, конфликты
Наследственность
конституционная предрасположенность
наследственность (рождение от наркомана, алкоголика)
физические дефекты
проблемы с психическим и физическим здоровьем
поражение нервной системы в родах
Проблемы подросткового возраста
Подростковый период – самый сложный, самый критический из всех возрастов. Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками:
Конфликтное отвержение со стороны сверстников
Вымогательства денег, давление, шантаж
Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания, унижения
Принуждение совершать поступки против воли, т.д.
Проблемы подросткового возраста
Как часто бывает в школах, когда ребенок, ошибившись в жизни раз, становится черным пятном. А если к такой характеристике и взгляду предрасполагает его семейное положение, алкоголизм родителей, низкий уровень нравственности семьи? Поэтому у учителей вырабатывается стереотип проблемного ребенка, соответственно наблюдается:
Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности
Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик
Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми
В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях, т.д.
Отсутствие прочных социальных связей
Отсутствие прочных социальных связей в семье, школе, неформальном обществе инициируют в подростках:
постоянное желание восставать против чего-либо
не признают ничьи авторитеты
испытывают ощущение провала, безнадежности
появляется сильное стремление к независимости
не способны устанавливать близкие взаимоотношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, чувствуя себя брошенными, не нужными
отдаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны криминального окружения
Основные модели профилактики
медицинская модель ориентирована на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье.
образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности;
психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтных ситуаций, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения ПАВ
Нарушение в обучении
Оказание учителями-предметниками индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех.
В первую очередь снова обращаемся к диагностике, наблюдениям, беседам с учителями-предметниками, чтобы выяснить, где больше всего проблем с обучением и только потом с помощью учителей-предметников оказываем ребенку реальную помощь.
В то же время необходимо наблюдать за изменением его психологического состояния во время индивидуальной методической помощи, все наблюдения заносятся в журнал наблюдений.
Нарушение в поведении
- Индивидуальная работа с родителями и ребенком
- Проведение бесед, практикумов по проблемам поведения
- Создание комфортных условий ребенку в коллективе
- Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где ребенок мог почувствовать ситуацию успеха
- Организация групп педагогической помощи
Нарушение в общении
- проведение классных часов с целью формирования навыков конструктивного общения
- бесед-практикумов по формированию способности к саморегуляции, обучению снятия эмоционального напряжения и агрессивности
- организация системы поощрений при применении навыков общения
Нарушение в самосознании
- Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе через поиск таких видов деятельности, где ребенок мог почувствовать ситуацию успеха
- Вырабатывать навыки ответственного поведения через включение в коллективно-творческие дела, школьное самоуправление через развитие трудовых навыков как важного средства формирования личности посредством включения в трудовые десанты в качестве руководителя.
- Формирование навыков Здорового Образа Жизни, чтобы чувствовать себя уверенным, здоровым и сильным, умеющим справиться с любой ситуацией самостоятельно.
Недисциплинированость
Причины:
Гиперактивность – избыток энергии, неумение рационально проявить свою активность и инициативу;
неудачно выраженное стремление к самостоятельности;
неправильное понимание упрямства как проявления силы воли;
желание противостоять подавлению личности.
Основные правила профилактики и устранения:
Необходимо давать нагрузку, чтобы не было ни сил, ни желания, ни возможности отвлекаться на другие дела.
В процессе взаимодействия с упрямыми, непослушными, капризными детьми нужно действовать твердо, быть требовательным, но одновременно тактичным и доброжелательным.
Нельзя приказывать, но нельзя и уступать ребенку.
Организовать правильный режим учебы и отдыха.
Учитывать потребности и интересы ребенка.
Включать ребенка в коллективную деятельность.
Побеги и бродяжничество
Причины:
как следствие черепно – мозговой травмы, сотрясений или воспалительных заболеваний головного мозга, особенно если эти расстройства возникли в подростковом возрасте;
склонность к фантазии, стремление получить сильные впечатления;
из-за излишнего контроля и авторитарного стиля воспитания педагогов и воспитателей;
реакция на неблагополучную среду воспитания;
отсутствие должной заботы о ребенке;
частые сердитые нарекания и брань взрослых;
наказания по пустякам;
ухудшение положения ученика в классе;
под влиянием товарищей.
Основные правила профилактики и устранения:
Дать почувствовать, что подросток не одинок, что его любят и одобряют, что его готовы защитить.
Стараться наряду с этим приобрести союзников в лице учителей, одноклассников.
Помочь не поддаваться возникающим чувствам.
Искать пути согласия с окружающими.
Сделать привлекательным пребывание в группе или в школе.
Грубость
Причины:
Самоутверждение в среде сверстников;
подавление личности ребенка взрослыми;
как ответная реакция на несправедливое обращение взрослых;
состояние переутомления.
Основные правила профилактики и устранения:
Уважение достоинства ребенка.
Предоставление самостоятельности.
Разумная организация активности.
В случае ответной реакции на несправедливое обращение взрослых – исправление взрослыми своей ошибки.
Агрессивность, жестокость
Причины:
Как следствие психического заболевания;
Под влиянием социальных причин и, главным образом, под влиянием воспитания и психологии того микросоциального коллектива, который окружает ребенка.
Неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным.
Желание отыграться за собственные обиды или душевная травма.
Боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению.
Основные правила профилактики и устранения:
Чем же можно побороть жестокость у подростков?
Только воспитанием,
Только развитием культуры,
Только осознанным подавлением диких инстинктов, только длительным миром, только любовью.
Взрослым, работающим с подростками, необходимо контролировать собственную жестокость, избегать ситуаций насильственной ломки воли ребенка, не превращать своих детей в злопамятных мстителей.
Лживость
Причины:
Стремление привлечь к себе внимание;
боязнь наказания;
желание «прикрыть» товарища.
Основные правила профилактики
и устранения:
Уважение к правдивости ребенка.
Убеждать, что лживость – презренное качество человека.
Воспитатель или учитель сам должен быть примером честности и искренности.
Не оставлять без последствий проступок, маскируемый ложью.
Избегать наказаний, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой подавленности.
Воровство
Причины:
Недостаток любви и тепла;
недостаточная этическая воспитанность или избалованность;
потребность испытать себя, закалить в рискованном деле, испытать чувство одобрения в компании сверстников - в деятельности игрового типа или по мотиву шалости;
желание иметь красивые вещи, которых ребенок лишен;
зависть.
Основные правила профилактики и устранения:
Персональное внимание и любовь к каждому ребенку
Необходимо формировать правильное содержание понятия «честность», «риск», представления о храбрости и т.п.
Необходимо обсуждение и проигрывание сложившейся ситуации, чтобы ребенок понимал не только свои интересы, но и смог встать на позицию пострадавших.
Необходимо вовлекать подростков в различные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удовлетворить указанные выше потребности.
Необходимо организовать досуг
«Добро воспитывается добром,
а зло — злом»
Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать хорошее.
Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их?
Для этого необходимо организовать ребенку ситуацию успеха.
29
Рекомендации психолога
Власть используйте лишь в меру необходимости. Старайтесь не отругать, не запретить, а убедить ребенка
Всегда объясняйте мотивы своих требований и обсуждайте их с подростками
Установленные правила твердо проводите в жизнь (следите за тем, чтобы Ваши слова не расходились с делом). Подростки очень критичны! Они сразу замечают, когда взрослые говорят и учат их одному, а сами поступают по-другому. Это не только подрывает Ваш авторитет, но и учит их лицемерию
Умейте открыто признать свою ошибку перед ребенком. Говоря: «Извините, я был не прав», Вы поднимаетесь в глазах детей на очень большую высоту и завоевываете авторитет
Прислушивайтесь к мнению ребенка, но при этом не идите у него на поводу!
«Только любовью и жив человек»
И.С.Тургенев
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.