Причины и последствия суицидальных настроений в подростковом возрасте

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Отчего же чаще всего пытаются свести счеты с жизнью подростки? Как правило, это либо разрыв первых значимых любовных отношений, либо какой-то изнуряющий, долгоиграющий конфликт в семье, с резким обострением как поводом для совершения собственно суицидной попытки. Здесь же надо отметить следующее. К сожалению, у нас огромное количество социально неблагополучных семей, и иногда дети с самого рождения живут в совершенно невыносимых на первый взгляд условиях, подвергаются физическому и моральному насилию, их постоянно ругают и регулярно избивают.
Иконка файла материала Причины и последствия суицидальных настроений в подростковом возрасте.doc
Причины и последствия суицидальных настроений в подростковом возрасте Отчего же чаще всего пытаются свести счеты с жизнью подростки? Как   правило,   это   либо   разрыв   первых   значимых   любовных   отношений,   либо какой­то изнуряющий, долгоиграющий конфликт в семье, с резким обострением как поводом для совершения собственно суицидной попытки. Здесь же надо отметить следующее. К сожалению, у нас огромное количество социально неблагополучных семей, и иногда дети с самого рождения живут в совершенно   невыносимых   на   первый   взгляд   условиях,   подвергаются физическому и моральному насилию, их постоянно ругают и регулярно избивают. Эти дети, как правило, озлоблены и недоверчивы, неразвиты и агрессивны, но никаких   попыток   самоубийства   не   совершают   и   даже   не   думают   о   них.   И,   с другой стороны, — вполне приличная на первый взгляд семья. Мать не пустила дочь на дискотеку, а девочка пошла в ванную и повесилась на бельевой веревке. То есть собственно «сила воздействия» здесь, по всей видимости, ни при чем. Про особенности личности мы уже говорили. Они очень даже при чем. Повторим еще раз. В условиях неблагоприятных внешних обстоятельств риск совершения суицидной попытки повышен у всех подростков, у которых имеются следующие личностные черты: — повышенная эмоциональная «привязчивость»   — такой подросток чрезмерно фиксирован на имеющихся дружеских, родственных или любовных отношениях, не допускает даже мысли о возможности их разрыва или замены. Если разрыв все же происходит или готовится, впадает в отчаяние или в аффект и готов на все, лишь бы помешать этому; — бескомпромиссность   —   иногда   подросток   не   умеет   находить   компромиссы между   своими   желаниями   и   окружающими   обстоятельствами   и   желаниями других людей, а иногда просто не стремится их искать. «Должно быть по­моему, любой ценой» — согласно такому девизу они строят свою жизнь; — ригидность  — то есть неумение перестраиваться, изменять свое поведение в соответствии с обстоятельствами; — склонность к аффективному поведению  — такие подростки легко впадают в ярость,   выкрикивают   бессмысленные   угрозы,   иногда   так   же   легко   рыдают, активно обвиняют в чем­то других или себя, потом просят прощения, потом снова начинают злиться — и так далее, все по тому же кругу… — пессимизм   —   очень   часто   такие   подростки   не   видят   для   себя   в   будущем ничего хорошего, не верят в благие побуждения других людей, отовсюду ждут подвоха или проявления какого то тайного злого умысла; — неустойчивость   самооценки   —   такие   подростки   то   считают   себя   самыми умными, самыми красивыми, самыми «крутыми» и искренне удивляются, почему другие   не   ведут   себя   по   отношению   к   ним   соответственно.   То   вдруг   по малейшему   поводу   впадают   в   совершеннейшее   самоуничижение   и   начинают считать себя хуже всех во всех возможных смыслах. Кроме  того,  необходимо   отметить,  что   риск суицида  существенно  возрастает, если подросток регулярно употребляет наркотики или просто «балуется» каким­ либо наркотическим веществом  (типа клея «Момент» или жаренных с картошкой мухоморов).Стоит обратить внимание и на тех подростков, в семье которых кто­то из близких родственников   покончил   жизнь   самоубийством   или   предпринимал   попытки сделать это. Достаточно   часто   у   подростков   встречаются   так   называемые   суицидные настроения. Это когда подросток никаких попыток самоубийства не совершал, но очень любит  поговорить о том, что жить  вообще­то незачем, жизнь — очень гадская штука и молодцы те, кто это вовремя понял и нашел в себе мужество… Иногда   суицидные   настроения   используются   для   запугивания   родителей.   «В окно выброшусь!», «Повешусь!», «Не буду жить!» — эти и им подобные лозунги, буквально до смерти пугая «предков», иногда позволяют добиться каких­нибудь уступок или послаблений с их стороны. Но не надо думать, что все так просто и безобидно.   Подросток,   который   никогда   не   думал   о   возможности   и   даже желательности   самоубийства,   никогда   не   станет   пугать   родителей   таким образом. Для обыкновенного подростка смерть — это тайна, табу, нечто жуткое и запретное. Играть этим на бытовом уровне он никогда не станет, сработают здоровые   защитные   механизмы   психики.   Так   что   если   ребенок   пугает самоубийством,   как   бы   несерьезно   это   ни   выглядело, —   для   родителей   это всегда   повод   глубоко   задуматься   над   методами   воспитания   и   обстановкой   в семье в целом. Теперь поговорим о последствиях. Если одна (самая несерьезная, самая демонстративная!) суицидная попытка уже была, то риск повторной попытки возрастает многократно. Человек уже один раз мысленно переступил черту, отделяющую жизнь от смерти, и вернулся оттуда. Страх, даже ужас преодолен один раз, и может быть преодолен еще. Особенно эта позиция опасна для тех подростков, которые с помощью суицидной попытки тем   или   иным   образом   «сняли   напряжение»   и   разрешили   свою психитравмирующую ситуацию. Например, девушка бросила парня, но после того как он пытался покончить с собой, вдруг осознала, как сильно он ее любит, и вернулась   к   нему.   Или   сама   собой   разрешилась   ситуация   нависшей   угрозы   в семье. Действительная вина подростка списывается на счет его критического состояния, и его больше не ругают и не осуждают. Член семьи, собравшийся уходить, остается в семье, чтобы не травмировать больше нежную душу дочери или сына. Такой исход, естественно, запоминается, и в следующий раз, попав в сложную жизненную ситуацию, подросток опять может повести себя подобным образом. Иногда случается и наоборот. Побывав на краю, подросток переоценивает свои проблемы,   как   бы   со   стороны   рассматривает   их   относительную   значимость   в сравнении с вопросами жизни и смерти и приходит к выводу, что «все это того не стоило»,   и   он   вел   себя   достаточно   глупо.   Особенно   часто   такая   переоценка ценностей происходит в случае тяжелых отравлений, когда возвращение к жизни и выздоровление связано с физическими мучениями. С последствиями суицидных настроений разобраться сложнее. Часто подростки, привыкшие   беззаботно   играть   такими   вопросами,   вызывают   интерес   и   даже уважение   сверстников,   что,   естественно,   провоцирует   их   на   продолжение банкета.   В   какой   то   момент   эти   провокации   могут   усилиться   до   критической величины: «Ну вот, говорил, говорил, а самому­то — слабо!» Суицидент, как мы уже говорили, человек отнюдь не слабый. К уважению и наличию авторитета в среде   сверстников   он   уже   привык.   Как   отреагирует   в   этом   случаепровоцируемый   подросток?   Естественно,   по­разному,   но   в   том   числе,   к сожалению, возможно и самое трагическое развитие событий. Неисполняемые страшные угрозы тоже имеют свое действие и на окружающих подростка   людей,   и   на   него   самого.   Постепенно   порог   испуга   или   интереса повышается,   и   на   слова   подростка   просто   перестают   обращать   внимание, другими   словами,   перестают   верить   в   истинность   его   угроз.   Девальвировав таким   образом   свой   самый   сильный  аргумент,   подросток   теряет  возможность доказывать истинность и напряженность своих потребностей. Ему просто нечем доказать, что что­то ему действительно нужно, без чего­то или без кого­то ему действительно плохо и т. д. В подобных случаях проблемы подростка очень часто соматизируются,   т. е.   переходят   в   какое­нибудь   хроническое   соматическое заболевание, или на базе постоянной фрустрации потребностей формируется невроз.